№ 3а-224/2019
100S0000-01-2019-000247-54
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации19 ноября 2019 г. г.Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Соляникова Р.В.
при секретаре Сафоновой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Баранова Владимира Алексеевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия и Правительству Республики Карелия об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
у с т а н о в и л:
Баранов В.А. обратился в суд с требованием об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (...) в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на (.....) и равной (...)
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что обозначенный земельный участок принадлежит ему на праве собственности, его кадастровая стоимость в спорный период времени составляла (...) и существенно превышала размер рыночной стоимости участка, что имеет значение для исчисления земельного налога.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Административные ответчики и заинтересованное лицо администрация Суоярвского муниципального района представили письменные объяснения, в которых возражений относительно заявленных требований не выразили.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Административный истец с (.....) является собственником земельного участка с кадастровым номером (...) площадью (...) кв.м, расположенного в (...), категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для торговой деятельности.
Сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр земель кадастрового района, а в последующем – в государственный кадастр недвижимости на основании заявки о постановке на государственный кадастровый учет от (.....)
Работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов проводились в Республике Карелия в 2010-2011 годах на основании государственного контракта от (...) заключенного между Росреестром и (...) По результатам проведения работ составлен отчет от (...) Результаты оценки утверждены постановлением Правительства Республики Карелия от 15.05.2013 №158-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов». По состоянию на 01 января 2010 г. кадастровая стоимость земельного участка была определена в размере (...)
Постановлением Правительства Республики Карелия от 29.12.2017 № 480-П установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Республики Карелия в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» - 29 декабря 2017 г.
В 2018 г. в Республике Карелия были проведены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков категории земель населенных пунктов и земельных участков категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Результаты оценки утверждены приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 22.11.2018 № 221.
На основании данного приказа (.....) в Единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на (.....), в размере (...) (дата начала применения – (.....)).
(.....) был осуществлен государственный кадастровый учет изменений сведений о виде разрешенного использования земельного участка с «для торговой деятельности» на «обслуживание автотранспорта. Территориальная зона О-1. Зона делового, общественного и коммерческого назначения».
В связи с этим ГБУ РК «Центр государственной кадастровой оценки» в порядке ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и п. 12.1 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226, установило кадастровую стоимость земельного участка в размере 985351руб(...)., дата определения и начала применения – (.....), дата внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости – (...) Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость, определенная по состоянию на (.....), в размере (...) является архивной.
Согласно разъяснениям, данным в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
В силу п. 1.1 ст. 391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Письмом от 27.11.2018 № БС-4-21/22899@ Федеральная налоговая служба разъяснила, что кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 01января 2019 г. (в том числе по искам или заявлениям, поданным до 01 января 2019 г.), и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В силу приведенных выше норм закона, а также с учетом положений ст. 65 ЗК РФ, п.1 ст.388 НК РФ, ст. 390 НК РФ, ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», оспариваемая в рамках настоящего дела кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 01 января 2010 г., хотя и является архивной, но влияет на объем налоговых обязательств административного истца по уплате земельного налога за предшествующий период и до даты начала применения кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Таким образом, применительно к положениям ч. 1 ст. 245 КАС РФ, у административного истца имеется право на подачу рассматриваемого административного иска.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 №135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, соответствующий требованиям федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно ст. 12 названного закона итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет (...) от (...), согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на (.....) составляет (...).
В данном отчете оценщик привел объективные данные, мотивировал применение методов исследований, принятые за основу стандарты оценки. В отчете содержится информация, необходимая для достоверного определения стоимости объекта оценки. Источники информации указаны.
Из отчета следует, что оценщиком в порядке п. 11 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297, обоснован выбор использованного сравнительного подхода методом сравнения продаж.
Согласно пп. «б» п. 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 №611, при применении сравнительного подхода к оценке недвижимости оценщик учитывает, что в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам.
Выявив информацию о предложениях продажи на рынке земельных участков и соотнеся данные сведения по ценообразующим факторам с объектом оценки, оценщик избрал наиболее приближенные к объекту оценки по своим характеристикам объекты-аналоги, сведения о которых привел в отчете.
Источником информации для отбора аналогов явился анализ сделок, сведения о которых размещены на информационном портале Росреестра, а также анализ предложений о продаже, содержащихся на различных Интернет-ресурсах.
Необходимые корректировки по ценообразующим факторам оценщиком осуществлены и обоснованы. (.....) оценщиком произведен осмотр оцениваемого участка.
Анализ отчета позволяет прийти к выводу о достоверности изложенных в нем сведений.
Со стороны административных ответчиков и заинтересованных лиц сомнений в правильности выводов оценщика не приведено, ходатайств о проведении по делу экспертизы не заявлено.
При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.
Датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата обращения в суд – (...)
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ (.....) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (...) ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ (...)
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (...)
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░ ░. 2 ░░. 177 ░░░ ░░ 03 ░░░░░░░ 2019 ░.