Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-118/2024 ~ М-122/2024 от 20.05.2024

       Решение изготовлено 16 августа 2024г.                                         Дело № 3а-118/2024

25OS0000-01-2024-000232-95

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

         5 августа 2024 года                     город Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи                 Внуковой О.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи                                                                            Джафаровой В.Э.

с участием прокурора                         Прытковой М.В.,

представителя административного истца – адвоката Медведевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Якимова Виктора Владимировича к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо –администрация города Владивостока Приморского края, об оспаривании в части нормативного правового акта,

у с т а н о в и л:

распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года №742-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.

Данное распоряжение 30 декабря 2021 года размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.primorsky.ru) и в печатном издании « Приморская газета», спецвыпуск №100 (1939).

Вышеуказанным нормативным правовым актом объект недвижимости принадлежащий административному истцу на праве собственности – нежилое здание с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес> включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год под пунктом 6843.

Административный истец с включением принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости в указанный Перечень объектов не согласен, поскольку доказательств тому, что спорный объект в ЕГРН обозначен как административно- деловой центр предусматривающий размещение офисов, не имеется, здание ни по фактическому использованию, ни по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, не попадает под критерии, установленные в силу статьи 378.2 НК РФ и Постановления Администрации Приморского края № 105-ПА «О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций». Установление фактического использования отдельно стоящего нежилого здания министерством имущественных отношений Приморского края либо иным уполномоченным органом, не проводилось.

Просит признать недействующим пункт 6843 распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года № 742-ри со дня его принятия.

В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в иске, настаивала на их удовлетворении полном объеме.

Представитель министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, согласно представленного письменного отзыва с заявленными требованиями не согласны указав, что действия министерства имущественных и земельных отношений Приморского края по включению спорного объекта недвижимости в указанный Перечень, были законными и обоснованными, названный объект недвижимости включен в Перечень на 2022 год министерством по предложению администрации города Владивостока на основании письма от 23.09.2021 № 12134д/30, порядком не предусмотрена обязанность уполномоченного органа определять вид фактического использования здания и помещений для целей налогообложения путем осмотра объектов недвижимости и последующим составлением актов осмотра в случае наличия других оснований для включения объектов недвижимости в указанный перечень, в связи с чем мероприятия по определению вида фактического использования в отношении спорного объекта невидимости на момент формирования Перечня на 2022 год не проводились. (отзыв прилагается).

Представитель заинтересованного лица – администрации города Владивостока, в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен судом.

В соответствии со статьей 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что имеются основания для признания оспариваемого административным истцом пункта Перечня недействующим со дня принятия соответствующего распоряжения ( заключение прилагается), суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из положений статей 72, 76 Конституции РФ, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ).

В силу статьи 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.

В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.

Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и конкретизирующими его положения актами.

Пунктом 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па « О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций» установлено, что департамент земельных и имущественных (в настоящее время Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) отношений Приморского края уполномочен формировать и утверждать перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость.

Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27.12.2021 года № 742- ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.

Данное распоряжение 30 декабря 2021 года размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.primorsky.ru) и в печатном издании « Приморская газета», спецвыпуск №100 (1939).

Суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий министерства имущественных и земельных отношений Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия и к введению его в действие.

Нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных и земельных отношений Приморского края на его принятие, а также по порядку его опубликования.

Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец является собственником объекта недвижимости – нежилое здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>

Как собственник объекта недвижимости, административный истец обязан платить налог на имущество физических лиц, являющийся местным налогом, устанавливаемый в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 НК РФ).

Вышеуказанным нормативным правовым актом объект недвижимости, принадлежащий административному истцу на праве собственности, включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год под пунктом 6843.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно - деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 3 названной статьи административно - деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

С 1 января 2015 года статья 378.2 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 4.1, согласно которому отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года № 82-КЗ «О налоге на имущество организаций» налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке администрацией Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов.

Таким образом, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению такие объекты, которые отвечают одному из критериев, установленным вышеуказанными правовыми нормами.

В судебном заседании установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> имеет наименование: административно – складской комплекс, назначение - нежилое.

Данные о виде разрешенного использования в сведениях Единого государственного реестра недвижимости отсутствуют.

Объект недвижимости находится в пределах границ земельного участка площадью № с кадастровым номером №

Вид разрешенного использования земельного участка – промышленные и коммунально-складские предприятия V класса вредности, объекты складского назначения, объекты технического и инженерного обеспечения предприятий, производственно – лабораторные корпуса, офисы, служебные помещения, станции технического обслуживания автомобилей, авторемонтные предприятия, стоянки автомобильного транспорта, подземные или многоэтажные гаражи, подземные или многоэтажные сооружения для хранения автомобильного транспорта, автозаправочные станции не более 3-х ТРК только для заправки легкового автотранспорта жидким топливом, в том числе объектами обслуживания ( магазины, кафе), автомобильные мойки.

Технический паспорт на объект недвижимости отсутствует

         Принимая во внимание, что наименование и назначение, а также вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект, однозначно не предполагают размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, назначение спорного объекта не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, в связи с чем, требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.

Как следует из материалов дела, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого объекта недвижимости на момент формирования и утверждения Перечня не проводилось.

Доказательств фактического использования объекта недвижимости в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания также не представлено.

           Объект был включен в оспариваемый Перечень на 2022г. на основании письма администрации Владивостокского городского округа о предоставлении информации от 23.09.2021г. №12134д/30, однако, из указанного письма следует, что администрацией был направлен перечень выявленных объектов, подлежащих включению в Перечень на 2022г. назначение которых предусматривает размещение офисов. Объект с кадастровым номером № в перечне указан как административно – складской комплекс. В письме также содержится информация о том, что администрация обследование объекта, в целях установления фактического использования, не проводила.

Согласно постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года № 105-па (п. 2.1.) мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого назначения уполномоченный орган проводит на основании предложений, поступивших в том числе от органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, или на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, если по данным сведениям невозможно установить соответствие объекта недвижимости критериям, определенным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ

         Вместе с тем, как установлено судом, несмотря на отсутствие достаточных сведений о виде фактического использования спорного объекта, его обследование на дату его включения в Перечень с целью установления вида фактического использования не проводилось. Расчет процентного соотношения площадей используемых под офисы и складские помещения не производился.

Из представленных договоров субаренды заключенных административным истцом 10.09.2021г.; 1.10.2021 и 1.11.2021г. следует, что часть помещений в здании были сданы в субаренду как офисные помещения, часть как складское помещение.

         Представленные в материалы дела договоры являются относимыми к рассматриваемому периоду, а, соответственно, могут быть положены в основу выводов суда о фактическом использовании нежилого объекта с кадастровым номером №

Согласно проведенного 1.12.2023 года КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» акта осмотра двухэтажного нежилого здания, общей площадью №. м, находящихся в собственности административного истца, расположенных по адресу: <адрес>, часть помещений объекта используется для размещения иных видов фактического использования, часть для размещения офисов, которая составляет 11,12% от общей площади объекта».

На основании указанного акта обследования объект с кадастровым номером № был исключён из списка Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 19.02.2024 года № 67-ри на 2023 год.

При таких обстоятельствах, учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ), суд приходит к выводу, что пункт «6843» Перечня объектов на 2022 год подлежит признанию недействующим со дня принятия вышеуказанного распоряжения (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ 6843 ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ 2022 ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ №742-░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                      ░░░░░░░ ░.░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-118/2024 ~ М-122/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Якимов Виктор Владимирович
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Внукова Ольга Николаевна
Дело на сайте суда
kraevoy--prm.sudrf.ru
20.05.2024Регистрация административного искового заявления
20.05.2024Передача материалов судье
20.05.2024Решение вопроса о принятии к производству
20.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2024Подготовка дела (собеседование)
06.06.2024Рассмотрение дела начато с начала
24.06.2024Подготовка дела (собеседование)
15.07.2024Подготовка дела (собеседование)
15.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.08.2024Судебное заседание
16.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее