Дело № 2а-354/2022
УИД 75RS0025-01-2022-000240-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 февраля 2021 года г. Чита
Читинский районный суд Забайкальского края
в составе председательствующего судьи Шокол Е.В.,
при секретаре Матхаловой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление администрации сельского поселения «Шишкинское» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества и об обязании осуществить государственную регистрацию,
у с т а н о в и л :
Администрация сельского поселения «Шишкинское» в лице главы сельского поселения «Шишкинское» Карелиной Л.И. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства: у административного истца находится в собственности инженерное сооружение для защиты от наводнений и паводковых вод р. Шойдок, введенное в эксплуатацию 01.01.1994, инвентарный номер 011042 (далее ГТС), что подтверждается инвентарной карточкой учета объекта основных средств.
22 июня 2021 г. административным истцом в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии было подано заявление о государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости ГТС.
На основании вышеуказанного заявления, было принято решение об отказе в государственной регистрации прав на объект, о чем административному истцу было направлено уведомление от 01 октября 2021 г. за № КУВД-001/2021-25209028/5.
Административный истец считает решение административного ответчика от 01 октября 2021 г. № КУВД-001/202 -25209028/5 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества незаконным, поскольку оно противоречит ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с этим, просили признать незаконным решение Управления Росреестра по Забайкальскому краю от 01.10.2021 № КУВД-001/2021-25209028/5 об отказе в государственной регистрации права собственности в отношении объекта ГТС; обязать Управление Росреестра по Забайкальскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности в отношении объекта недвижимости на гидротехническое сооружение для защиты от наводнений и паводковых вод р. Шойдок на основании заявления от 22.06.2021 года.
В настоящее судебное заседание глава администрации сп «Шишкинское» -представитель административного истца Карелина Л.И. не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца – Управления Федеральной службы, кадастра и картографии по Забайкальскому краю Пляскин Д.К., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, представил возражения на иск, просил в удовлетворении иска отказать.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенных сторон.
Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства (КАС) РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ст.218 КАС РФ).
В судебном заседании установлено, что недвижимое имущество (сооружение) с кадастровым номером 75:22:060101:393, протяженностью 3938 м, расположенное по адресу: Забайкальский край, Читинский муниципальный район, сельское поселение «Шишкинкое», с. Шишкино, падь Шойдок территория, сооружение 1, находится в муниципальной собственности на основании Постановления Правительства РФ № 724 от 17.07.1995 года, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности сельского поселения «Шишкинское» от 26.05.2021 года.
Ранее, 23 марта 2021 года, Читинским районным судом Забайкальского края было вынесено решение, которым администрация сельского поселения «Шишкинкое» обязана сформировать и направить в Забайкальское управление Ростехнадзора сведения о гидротехническом сооружении для защиты от наводнений и паводковых вод р. Шойдок по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 07.12.2020 № 499, обратиться с заявлением в Управление Росреетсра по Забайкальскому краю о регистрации права муниципальной собственности на гидротехническое сооружение для защиты от наводнений и паводковых вод р. Шойдок. Решение суда вступило в законную силу 30.04.2021 года.
Согласно расписке о получении документов на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, выданной межрайонным отделом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Забайкальскому краю, представителем муниципального образования сельское поселение «Шишкинское» Ивлевой Н.В., 22.06.2021 года было подано заявление об осуществлении регистрации права собственности на сооружение с кадастровым номером 75:22:060101:393. К заявлению приложены следующие документы: доверенность; решение Читинского районного суда от 23.03.2021 по делу № 2а-567/2021; выписка из реестра муниципальной собственности СП «Шишкинское» от 26.05.2021 года.
Государственным регистратором после проведения правовой экспертизы вышеуказанных документов вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав от 01.07.2021 года на основании того, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не приложены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета (п.4 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Пунктом 2 ст. 14 Закона о регистрации установлены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Заявителем представлена выписка из реестра муниципальной собственности сельского поселения «Шишкинское» № 74 от 26 мая 2021 года, где в качестве основания права муниципальной собственности указано Постановление Правительства РФ № 724 от 17.07.1995 года.
На основании указанного Постановления в добровольном порядке осуществлялась передача объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность. Перечень указанных объектов утверждался решением трудовых коллективов, имущество передавалось в муниципальную собственность по актам приема-передачи, указанном в приложении № 1 Постановления.
В соответствии с п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» включения имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения. Согласно п. ст.8.1 Гражданского кодекса РФ в государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
В целях устранения причин приостановления заявителем представлено
заявление от 14.09.2021 года о принятии дополнительных документов, доверенность; акт от 06.10.1993.
Государственным регистратором 28.09.2021 года вынесено уведомление о не устранении причин приостановления государственной регистрации прав, в связи с тем, что заявителем представлена выписка из реестра муниципальной собственности сельского поселения «Шишкинское» №74 от 26 мая 2021 года, где в качестве основания права муниципальной собственности указано Постановление Правительства РФ № 724 от 17.07.1995 года. На основании указанного Постановления в добровольном порядке осуществлялась передача объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность. Перечень указанных объектов утверждался решением трудовых коллективов, имущество передавалось в муниципальную собственность по актам приема-передачи, указанном в приложении № 1 Постановления.
01.10.2021 года государственным регистратором вынесено уведомление об отказе в государственной регистрации прав в связи с тем, что не устранены причины приостановления.
Оспариваемым уведомлением административному истцу администрации сельского поселения «Шишкинское» отказано в государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала 75:22:060101:393, по следующим основаниям: не предоставлен документ, подтверждающий наличие, возникновение права муниципальной собственности сельского поселения «Шишкинское» на данное сооружение (л.д. ).
Частью 1 статьи 14 Закона 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ, к числу которых отнесены: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2); вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5); межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8).
В силу требований части 3 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с: созданием объекта недвижимости, за исключением установленных в законе случаев (пункт 1); образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи (пункт 2); прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 3); образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи (пункт 4).
Частью 5 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ установлен перечень случав, при которых государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав, который является исчерпывающим.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу статьи 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Административным истцом в Управление Росреестра по Забайкальскому краю не предоставлен документ, подтверждающий наличие, возникновение права муниципальной собственности сельского поселения «Шишкинское» на данное сооружение.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ввиду наличия законных оснований для отказа в постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, заявленный административный иск удовлетворению не подлежит.
В силу ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
При описанных обстоятельствах, с учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования административного истца о признании незаконным отказа от 01.10.2021 г. обоснованными признать нельзя, поскольку имелись законные основания для такого отказа в постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, и как следствие, не имеется оснований и для возложения на Управление Росреестра обязанности по постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 178-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░: ░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01 ░░░░░ 2022 ░░░░.