Дело № 10RS0011-01-2022-004194-69 (2а-2570/2022)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01.04.2022 г. Петрозаводск
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
в составе судьи |
Е.В. Лазаревой | |
при секретаре |
А.А. Куценко |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия к Иванову И.В. о взыскании обязательных платежей,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия (далее – административный истец, Управление, налоговый орган) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Иванову И.В. (далее – административный ответчик, налогоплательщик) о взыскании обязательных платежей по тем основаниям, что за административным ответчиком в ДД.ММ.ГГГГ году были зарегистрированы транспортные средства и объекты недвижимости. Однако обязанность по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ г налогоплательщиком не исполнена, в связи с чем образовалась недоимка, на которую начислены пени.
С учетом изложенного, Инспекция просит взыскать:
- 7200,00 руб.- недоимку по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год и пени на нее, начисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 48,00 руб.:
- 284,00 руб.- недоимку по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год и пени на нее, начисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 1,89 руб.
Помимо требований о взыскании вышеназванных обязательных платежей, административным истцом испрашивается о восстановлении срока на подачу административного иска, как пропущенного по уважительным причинам, к которым относятся интересы государства, необходимость предоставления плательщику достаточного срока для погашения имеющейся задолженности.
Стороны, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебном заседании участия не принимали.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что за налогоплательщиком в ДД.ММ.ГГГГ г было зарегистрировано следующее имущество:
- легковой автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный номер №, с мощностью двигателя <данные изъяты> л.с.- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- легковой автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный номер №, с мощностью двигателя <данные изъяты> л.с. - с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время;
- маломерное судно <данные изъяты> (заводской номер №), регистрационный (бортовой) номер №, с двигателем <данные изъяты> (заводской номер №), с мощностью двигателя <данные изъяты> л.с. – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- квартира с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, с инвентаризационной стоимостью <данные изъяты> руб., регистрация с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> доли в праве, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ единоличная собственность, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на <данные изъяты> доли вправе).
О необходимости уплатить испрашиваемый налог в срок не позднее 01.12.2016 налогоплательщик был уведомлен направлявшимся в его адрес заказным письмом налоговым уведомлением № № от ДД.ММ.ГГГГ, которое в силу п. 4 ст. 52 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате обязательных платежей налогоплательщику заказным письмом по месту его регистрации было направлено требование (которое в силу п. 6 ст. 69 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма) от ДД.ММ.ГГГГ № № с предложением уплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ недоимку по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ г в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб., недоимку по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ г в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Таким образом, налоговому органу надлежало обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа по требованиям о взыскании недоимки по обязательным платежам в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа, в принятии которого было отказано в связи с пропуском срока, лишь ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
С настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
Применительно к взаимосвязанным положениям ч. 2 ст. 286, ч. 6 ст. 289 КАС РФ проверяя при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления о взыскании испрашиваемой задолженности уважительность причин пропуска срока на его подачу, суд отмечает, что таковых Управлением не указано.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
Не проявление таковой, в том числе, вследствие необходимости согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), загруженность налогового органа, а также иные внутренние организационные причины, зависящие только и исключительно от действий налогового органа, его сотрудников, а также лиц, находящихся в его подчинении (в том числе, вследствие служебных и процессуальных недочетов, допущенных при исполнении ими своих должностных обязанностей), повлекших несвоевременную подачу заявления, не могут являться основанием для восстановления пропущенного процессуального срока.
Указанные в административном иске причины не могут являться основанием для восстановления столь значительно пропущенного срока в свете абз. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ, ч. 6 ст. 289 КАС РФ, поскольку не являются уважительными.
Сам по себе факт обращения в защиту интересов публично-правовых образований не может свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока на обращения в суд.
Восстановление пропущенного срока по данному основанию влечет нарушение принципа равенства всех перед законом и судом, установленного п. 2 ст. 6, ст. 8 КАС РФ, в силу которого суд обеспечивает равную судебную защиту прав, свобод и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.
С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для восстановления пропущенного срока на подачу настоящего административного искового заявления, поскольку указываемые административным истцом обстоятельства, вследствие которых срок был пропущен, возникли только и исключительно в результате недолжной организации работы налогового органа, а равно ошибок, допущенных только и исключительно его сотрудниками, которые не могут быть признаны в качестве обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на предъявления административного искового заявления в суд и, как следствие, для возложения на административного ответчика соответствующих негативных правовых последствий.
Установленное судом является основанием для отказа в восстановлении пропущенного срока и, как следствие, в удовлетворении требований в полном объеме.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и пени.
Руководствуясь ст.ст. 111, 175-180, 286, 289-290,295,298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
– ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░;
– ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 01.04.2022.
░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░ 04.05.2022 ░░░░░░░░░░░░.