Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1066/2024 (2а-5497/2023;) ~ М-4683/2023 от 22.12.2023

Дело № 2а-1066/2024(УИД 44RS0001-01-2023-006622-47)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 февраля 2024 года                  г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе:

судьи Нефёдовой Л.А.,

при секретаре Макарычеве Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента здравоохранения Костромской области к судебным приставам - исполнителям СОСП по Костромской области ГМУ ФССП России по Костромской области Аверкиевой ФИО7, Стакину ФИО8, СОСП по Костромской области, ГМУ ФССП России об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент здравоохранения Костромской области обратился в суд с административным исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области о взыскании исполнительского сбора от <дата> №-ИП в размере 50 000 рублей.

В обоснование заявленных требований представитель административного истца указал, что на основании решения Свердловского районного суда г. Костромы по гражданскому делу № 2-846/2021 Департамент здравоохранения Костромской области как главный распорядитель бюджетных средств обязан организовать бесперебойное обеспечение Баранова ФИО9 медицинскими изделиями в виде тест-полосок для определения сахара в крови, иглами одноразовыми для шприц-ручки (инсулиновые), иглами для глюкометра в необходимом количестве. Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области (в настоящее время СОСП по Костромской области) Стакина И.Б. от <дата> с Департамента здравоохранения Костромской области взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей в рамках исполнительного производства №. Согласно данным единой региональной системы все рецепты, выписанные Баранову Е.А. в ОГБУЗ «Шарьинская ОБ» в 2021-2022 г.г., в истекшем периоде 2023 года, обслужены, за исключением трех рецептов, выписанных в декабре 2023 года и находящихся на отсроченном обслуживании, что подтверждается прилагаемыми счетами пациента. Согласно ч.8 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

Представитель Департамента здравоохранения Костромской области по доверенности Пекишев П.В. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в иске. Дополнительно указал, что те рецепты, которые в настоящее время не обслужены содержат неправильное указание медицинского изделия: иглы для глюкометра, а должны быть указаны ланцеты( в регистре медицинских изделий такие изделия отсутсвуют). Они намерены обращаться в суд за разъяснением решения в данной части.

Судебный пристав-исполнитель СОСП по Костромской области ГМУ ФССП России по Костромской области Аверкиева Н.Н. в судебное заседание не явилась, в письменном ходатайстве суду просила рассмотреть дело в её отсутствие, против удовлетворения заявленных требований возражала.

Судебный пристав-исполнитель СОСП по Костромской области ГМУ ФССП России по Костромской области Стакин И.Б. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

СОСП по Костромской области, ГМУ ФССП России для участия в деле своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Баранов Е.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, при этом просил учесть значительное ухудшение состояния его здоровья с 2020 года по настоящее время, связанное с халатным и безответственным отношением к выполнению своих функциональных обязанностей Департаментом здравоохранения Костромской области.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

В соответствии со ст. 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12 ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Положениями ч. 1 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с ч. 3 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Как следует из материалов дела решением Свердловского районного суда г. Костромы от 02.02.2021 по делу №2-846/2021 исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора Костромской области в интересах Баранова Е.А. к Департаменту здравоохранения Костромской области удовлетворены. Суд возложил на Департамент здравоохранения Костромской области обязанность организовать обеспечение Баранова Е.А. медицинскими изделиями в виде тест-полосок для определения сахара в крови, иглами одноразовыми для шприц-ручек (инсулиновые), иглами для глюкометра в необходимом количестве.

На основании исполнительного листа, выданного Свердловским районным судом г. Костромы постановлением судебного пристава-исполнителя от <дата> в отношении должника – Департамента здравоохранения Костромской области возбуждено исполнительное производство №-ИП.

<дата> судебным приставом-исполнителем СОСП по Костромской области Аверкиевой Н.Н. вынесено постановление о взыскании с Департамента здравоохранения Костромской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение должником указанного исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок.

В силу ч.6 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

При этом основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

В данном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Согласно ч.8 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

Судом установлено, что решение по делу №2-846/2021 от 02 февраля 2021 года было обращено к принудительному исполнению.

В период после принятом судом вышеназванного решения и в настоящее время департаментом здравоохранения Костромской области предпринимались и предприняты меры для обеспечения Баранова Е.А. указанными медицинскими изделиями.

Оценивая доводы представителя административного истца о наличии объективных препятствий в обеспечении Баранова Е.А. медицинскими изделиями, суд учитывает следующее:

Из представленного суда счёта пациента Баранова Е. А. следует, что за период после возбуждения исполнительного производства и до настоящего времени на отсроченном обслуживании находилось три рецепта( в декабре 2023 г.), два из них, в части медицинских изделий: тест- полосок. По всем остальным рецептам медицинские изделия, обязанность по предоставлению которых возложена решением суда, предоставлялись истцу в день обращения за ними, либо в период не превышающий одного месяца. В одном случае срок обеспечения составил 1 мес. 10 дней.

Согласно пункту 1.16. Инструкции о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных согласно приложению № 13, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 12 февраля 2007 года № 110, рецепты на лекарственные препараты (за исключением подлежащих предметно-количественному учету), выписанные на рецептурных бланках формы № 148-1/у-04 (л) и формы № 148-1/у-06 (л), для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой, действительны в течение 1 месяца со дня выписки, а в случае выписки таких рецептов указанным категориям граждан, достигшим пенсионного возраста, срок действия рецепта составляет 3 месяца со дня выписки. Для лечения затяжных и хронических заболеваний гражданам пенсионного возраста могут выписываться рецепты на лекарственные препараты на курс лечения до 3-х месяцев. Рецепты на все остальные лекарственные препараты действительны в течение 2-х месяцев со дня выписки.

При оценке установленных обстоятельств, принимая во внимание сроки обслуживания некоторых рецептов заинтересованного лица, которые не повлекли истечение сроков действия выписанных рецептов, суд учитывает, что финансирование обязательств Департамента здравоохранения Костромской области осуществляется за счет средств областного бюджета, исполнение требований исполнительного документа возможно на основании выделенных бюджетных средств, что требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков.

В письменном заявлении, адресованном в суд, заинтересованное лицо Баранов Е.А. указывает на халатное и безответственное отношение к выполнению своих функциональных обязанностей Департаментом здравоохранении Костромской области, пренебрежительное выполнение решений суда и требований нормативных документов. Но конкретных фактов данное заявление не содержит.

При таких обстоятельствах, суд находит доводы департамента здравоохранения Костромской области об отсутствии вины должника в неисполнении исполнительного документа в срок, установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства, заслуживающими внимания, т.к. в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда было невозможно вследствие объективных обстоятельств.

При этом суд учитывает, что постановление вынесено 17 марта 2022 г.05 мая 2022 г. исполнительное производство было окончено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа в полном объёме. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Департаментом здравоохранения Костромской области на период окончания исполнительного производства были приняты все необходимые меры для исполнения решения суда.

Доводы, изложенные представителем истца о несвоевременном получении копии постановления(<дата>.), суд полагает достаточными для восстановления в порядке, предусмотренном ст. 219 КАС РФ, срока для подачи настоящего искового заявления суд.

С учетом вышеизложенного, оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░10, ░░░░░░░ ░░░11, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ -░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░ <░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░:                  ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1066/2024 (2а-5497/2023;) ~ М-4683/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент здравоохранения Костромской области
Ответчики
судебный пристав-исполнитель СОСП по Костромской области Стакин И.Б.
судебный пристав-исполнитель СОСП по Костромской области Аверкиева Н.Н.
ГМУ ФССП России
СОСП по Костромской области
Другие
Баранов Евгений Александрович
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Нефёдова Любовь Александровна
Дело на сайте суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
22.12.2023Регистрация административного искового заявления
22.12.2023Передача материалов судье
25.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
25.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2023Рассмотрение дела начато с начала
25.12.2023Подготовка дела (собеседование)
25.01.2024Рассмотрение дела начато с начала
05.02.2024Судебное заседание
16.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее