<данные изъяты> Дело № 2а-1185/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Реутов, Московской области 25 июля 2022 года
Реутовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего –судьи Матвеевой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макеевой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: Московская область, г. Реутов, Юбилейный проспект, д. 56, зал № 4, административное дело по административному исковому заявлению Прокурора города Реутова в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой на интернет-сайте, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Реутова Московской области, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой на интернет-сайте, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
Свои требования Прокурор мотивировал тем, что Прокуратурой города Реутова проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по ограничению доступа к запрещенной информации в сети «Интернет» в части соблюдения требований по недопущению распространения на поднадзорной территории запрещенной криминальной субкультуры «АУЕ» и иных деструктивных движений в молодежной среде.
Проверка и поиск интернет-страниц осуществлялись с использованием программы Гугл.Хром: в адресной строке браузера был введён адрес поисковой системы «google», далее в отобразившемся окне в поле поиска интернет-страниц, по ключевым словам, набрано сочетание следующих слов: «ауе, жизнь ворам».
В ходе проверки результатов поиска выявлен интернет-сайт с адресом в сети «Интернет» http://<данные изъяты>, содержащий в свободном доступе для неограниченного круга лиц информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, а именно: выражения, содержащие высказывания, призывающие к насилию и причинению смерти по отношению к сотрудникам правоохранительных органов.
Данная информация подлежит признанию информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Просит суд:
1. Признать запрещённой к распространению на территории Российской Федерации информацию, размещенную на интернет-сайте: http<данные изъяты>.
2. Направить копию решения суда с отметкой о вступлении в законную силу оператору Единого реестра доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (Роскомнадзор, Китайгородский проезд, д. 7, стр. 2, г. Москва, 109074) для внесения сведений в Единый реестр.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора г. Реутов Московской области Афанасьева Ю.А. – заявленные требования поддержала в полном объеме.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица – Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу – не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
По правилам ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела.
Учитывая, что заинтересованное лицо извещено судом надлежащим образом, помимо этого стороны были извещены о времени и дне слушания дела публично, путем размещения информации на официальном интернет-сайте Реутовского городского суда Московской области в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, суд полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Статьями 4, 15 Конституции Российской Федерации установлено, что Конституция Российской Федерации и Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Частью 1 статьи 39 КАС РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 1 ст. 265.1 КАС РФ установлено, что с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Частью 2 ст. 265.1 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о признании информации запрещенной подается в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика, в связи с чем прокуратура города Реутов подала настоящее административное исковое заявление в Реутовский городской суд Московской области.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что Прокуратурой города Реутова проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по ограничению доступа к запрещенной информации в сети «Интернет» в части соблюдения требований по недопущению распространения на поднадзорной территории запрещенной криминальной субкультуры «АУЕ» и иных деструктивных движений в молодежной среде.
Проверка и поиск интернет-страниц осуществлялись с использованием программы Гугл.Хром: в адресной строке браузера был введён адрес поисковой системы «google», далее в отобразившемся окне в поле поиска интернет-страниц, по ключевым словам, набрано сочетание следующих слов: «ауе, жизнь ворам».
В ходе проверки результатов поиска выявлен интернет-сайт с адресом в сети «Интернет» http://<данные изъяты>, содержащий в свободном доступе для неограниченного круга лиц информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, а именно: выражения, содержащие высказывания, призывающие к насилию и причинению смерти по отношению к сотрудникам правоохранительных органов.
Данное обстоятельство подтверждается рапортом помощника прокурора города Реутова Московской области Афанасьевой Ю.А. от 03.06.2022 г. (л.д. 8), скриншотами (л.д. 9-14).
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Положениями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу п. 1 ст. 9 указанного Закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Законодательством РФ предусмотрена уголовная и административная ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремисткой деятельности, организацию экстремистского сообщества в силу ст. 280, 282.1 УК РФ, распространение владельцем аудиовизуального сервиса информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалов, публично оправдывающих терроризм, или других материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности – ст. 13.37 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Предоставление сведений о деятельности членов «Арестантского уголовного единства» информации о возможности осуществления знакомства с членами организации, а также выражения, содержащие высказывания, призывающие к насилию по отношению к сотрудникам правоохранительных органов, фактически является распространением информации, относящейся в силу закона к экстремистской. с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением информации, связанной с незаконным изготовлением и внесением изменений в официальные документы.
Сайт в сети «Интернет» – это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет» (пункт 13 статьи 2 Закона об информации).
Страница сайта в сети «Интернет» (далее также – интернет-страница) – часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Частью 1 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Реестр).
Статьей 5 Федерального закона № 149-ФЗ, определяющей понятие информации как объекта правовых отношений, предусмотрено, что в состав информации входит, в том числе информация, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
Пунктом 3 ст. 17 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено освобождение от гражданско-правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги по передаче информации, представленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
При этом, освобождение законом ответчика от гражданско-правовой ответственности как одной из форм государственного принуждения, состоящей во взыскании сумм с правонарушителей в пользу потерпевшего и направленной на восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего, не исключает возможность применения к ответчику иных мер государственно-принудительного порядка, не обладающих признаками гражданско-правовой ответственности.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи (далее – Положение), информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, входит в компетенцию Роскомнадзора.
Открытый доступ к указанному интернет-сайту создает неограниченную возможность его просмотра, что нарушает права неопределённого круга лиц. Посетителям таких сайтов, в том числе несовершеннолетним, предоставляется информация о предоставлении услуг, связанных с продажей дипломов о высшем и среднем образовании, с указанием телефонов, контактов, видов товара, цен.
В едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, указанный Интернет-ресурс не значится.
Нахождение в открытом доступе сети «Интернет» информации, побуждающей совершать уголовно или административно наказуемые деяния, способствует совершению таких правонарушений.
Таким образом, нарушаются как публичные интересы Российской Федерации, так и права неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 2 ст. 265.3 КАС РФ к участию в рассмотрении административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
В соответствии с п. 1 Положения Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Согласно п. 5.1.1.1 указанного Положения Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания.
Учитывая, что спор затрагивает права и законные интересы Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Центральному федеральному округу, на которое возложены функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, указанное учреждение подлежит привлечению к участию в процессе в качестве заинтересованного лица.
Согласно ч. 5 ст. 265.2 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании информации запрещенной должны быть указаны сведения о соблюдении досудебного порядка признания информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в случае, если такой порядок установлен законом.
В соответствии с п. 6.5 Положения Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с целью реализации полномочий в установленной сфере ведения имеет право в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации, применять в установленной сфере ведения меры профилактического и пресекательного характера, направленные на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в этой сфере и (или) ликвидацию последствий таких нарушений.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрен обязательный досудебный порядок для органов прокуратуры по признанию информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Кроме того, статьей 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что органы прокуратуры надзор за деятельностью физических лиц не осуществляют.
С учетом изложенного, меры досудебного порядка признания информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, прокуратурой города Реутова Московской области в отношении владельца сайта не принимались.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о предоставлении услуг, связанных с продажей дипломов о высшем и среднем образовании, с указанием телефонов, контактов, видов товара, цен, с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет».
В целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ к указанному интернет-сайту, по мнению суда, необходимо ограничить.
Целью обращения Прокурора с заявлением в интересах неопределённого круга лиц о признании информации, распространяемой на интернет-сайте http://www.titus.kz/?type=pic&previd=3305&start=240, запрещённой к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
Факт распространения на сайте https://reutov.diplomgosznakf.com/ в сети «Интернет» запрещённой информации нашёл своё подтверждение в судебном заседании.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространённой в сети «Интернет», запрещённой.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░-░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░: http<░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 25 ░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>