Дело № 2а-66/2024 (2а- 1514/2023)
11RS0004-01-2023-001976-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
судьи Литвиненко С.К.,
с участием старшего помощника Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ Коник Д.Ф.,
при секретаре судебного заседания Макаровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 02 мая 2024 года дело по административному иску Толстихина М.И. к ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, фельдшеру МЧ-5 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Моисееву С.В., Школа А.В., Куранову В.Ю., о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания,
установил:
Толстихин М.И. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, МЧ-5 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по РК, МСЧ-11 ФКУЗ России, УФСИН России по РК о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания. В обоснование иска указал, что в период с 02.09.2022 по 24.05.2023 отбывал наказание в ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, 15 декабря 2022 года Толстихин М.И. обратился в филиал МЧ-5 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в связи с получением травмы. В ходе осмотра Толстихина М.И. фельдшером была выставлена сигнальная карта и составлено заключение на основании медицинского освидетельствования о наличии телесных повреждений, а именно, гематома бедра слева. 19.12.2022 административный истец обратился к врачу – травматологу ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ», который установил диагноз: ушиб, гематома левого бедра, рекомендованы электрофорез, индовазиновая мазь, УЗИ левого бедра, и повторный прием у травматолога с результатами УЗИ. В итоге ни одной процедуры сделано не было. Фельдшер МЧ-5 решил, что узконаправленный специалист (врач-травматолог) понимает меньше фельдшера и со словами, что лечить по рекомендации травматолога неудобно из-за неудобства конвоирования. По факту, истцу было отказано в необходимом лечении, которое в короткое время смогло бы его избавить от последствий сильного ушиба. Фельдшер МЧ-5 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по РК Толстихину М.И. выписал гепарин, освобождение от работы, в связи с чем, лечение травмы затянулось, в связи с чем, трудоустроен административный истец был только в конце апреля 2023 года. Во время действия постельного режима, освобождений истец вынужден был выйти учиться на подсобного рабочего в помещение, которое все протекало, плесневело и не обогревалось должным образом, поэтому учились в куртках, шапках, двух штанах по 4,5 часа с 10.01.2023 по 24.01.2023. Постановлением Печорского городского суда от 03 мая 2023 года Толстихин М.И. был переведен на колонию – поселение (постановление суда вступило в законную силу 19.05.2023 года). Административный истец указывает, что в колонию - поселения для дальнейшего отбытия наказания он был направлен без распоряжения суда и расписки о вручении вступившего в законную силу постановления Печорского городского суда от 03.05.2023., т.е. в ФКУ ИК-49 УФСИН России по РК он находился незаконно с 03.05.2024 по 24.05.2023. Также, административный истец указывает, что 22.05.2023 года под угрозой составления акта, его заставили выйти на работу по специальности – «швея», о чем имеется запись в журнале регистрации инструктажей. 22.05.2023 истцу сказали, что этим числом он уволен, когда истец объяснял, что вступило в законную силу постановление о его переводе на поселок. 23.05.2023 года Толстихина М.И. внесли в разнарядку, и сотрудник ФКУ ИК-49 Куранов под запись видеорегистратора отбирал с Толстихина М.И. объяснение о причинах отсутствия на рабочем месте. При этом, административный истец указывает, что с приказом о его трудоустройстве и увольнении он ознакомлен не был. В связи с указанными нарушениями, истец испытывал нравственные страдания, затратил много времени на восстановление после полученной травмы, в связи с чем, административный истец просит суд взыскать с административного ответчика компенсацию морального вреда за ненадлежащие условия содержания в размере 300000 рублей.
02.10.2023 от административного истца в Печорский городской суд поступили дополнения к административному исковому заявлению. Толстихин М.И. указывает, что при невыходе на работу 22.05.2023 дежурный Школа А.В. угрожал истцу оформлением материалов с акцентом на взыскание, а 23.05.2023 Куранов В.Ю. на регистратор в вечернее время записывал его объяснение о невыходе на работу. За это нарушение истец требует компенсацию морального вреда (учитывая, что эти события происходили в его день рождения) в размере 30000 руб. По документам о нарушении процедуры перевода истца в КП-34, которые он приложил, но ввиду отсутствия у Толстихина необходимых нормативно-правовых актов, требует компенсации в размере 100000 руб., потому как считает, что на суд о переводе его в колонию-поселение и все время до перевода его в колонию-поселение, он должен был находиться, как минимум за стенами отряда в специально отведенном помещении или вывезен в СИЗО, но этого сделано не было. Даже после получения документов о переводе, что значило, что нарушается сам режим и его права, как переведенного в колонию-поселение. Вышеуказанные требования предъявляет к администрации ИК-49 и УФСИН России по Республике Коми. По медицине пояснил, что после его визита к травматологу и его назначением, сотрудники МЧ-5 ФКУЗ МСЧ-11 решили не следовать его назначению. В виду этого истец 1,5 месяца мучился с гематомой. На протяжении 1 месяца с момента его обращения к фельдшеру МЧ-5 Моисееву С.В., синяк на левом бедре становился все больше, что об улучшении состояния не могло говорить. Толстихину Моисеев сказал, что на УЗИ и электрофорез его не повезли, так как не могли организовать конвоирование, им это не удобно. Истец расценивает это как отказ в осуществлении надлежащей медицинской помощи, гарантированной ему Приказом Министерства Юстиции РФ № 285 от 28.12.2017 и ст.41 Конституции РФ. Требования по данному факту предъявляет лично к фельдшеру МЧ-5 МСЧ-11 Моисееву С.В. и МСЧ-11 ФСИН России по РК и требует компенсации за ненадлежащее оказание медицинской помощи в размере 170000 руб., что затянуло его излечение и создало невозможность нормально трудиться и осуществлять обычную повседневную деятельность на длительный срок (л.д.80-81).
Дело рассматривается в порядке ст.150 КАС РФ в отсутствие административного истца, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д.226,237).
В заявлении, поступившем в Печорский городской суд 05.03.2024 (л.д.191), истец ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие в виду материальных сложностей, либо на базе видеоконференц-связи любого суда **********, документы направлять по месту его проживания по адресу: **********.
Организованное Печорским городским судом Республики Коми судебное заседание посредством видеоконференц-связи с Пролетарским районным судом ********** (л.д.225), не состоялось, в связи с тем, что Толстихин М.И. в судебное заседание не явился, повестку по указанному им адресу не получил (л.д.237).
В судебном заседании представитель административных ответчиков ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми Бегман Л.С., действующая на основании доверенностей и диплома (л.д.29-30, 59-63), иск не признала по доводам, изложенным в отзывах на иск (л.д.55-58).
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены фельдшер МЧ-5 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Моисеев С.В., сотрудники ФКУ ИК-49 УФСИН России по РК Школа А.В., Куранов В.Ю., в качестве заинтересованных лиц: ФКУ КП-34 УФСИН России по Республике Коми, ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ».
Дело рассматривается в порядке ст.150 КАС РФ в отсутствие ответчиков Моисеева С.В., Школа А.В., Куранова В.Ю., представителей заинтересованных лиц ФКУ КП-34 УФСИН России по Республике Коми, ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ», извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д.227,229-231,235).
Представитель заинтересованного лица ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.223-224).
Ответчики Моисеев С.В., Школа А.В., Куранов В.Ю. правовой позиции по существу иска не представили.
Заслушав объяснение представителей ответчиков Бегман Л.С., исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы дела Печорского городского суда Республики Коми о переводе Толстихина М.И. из исправительной колонии строгого режима в колонию – поселение №..., материалы надзорного производства Печорской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ №... по обращениям осужденного Толстихина М.И., медицинскую карту №..., мед.карту амбулаторного больного ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» на Толстихина М.И., заключение прокурора Коник Д.Ф., полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства. Согласно статьям 18 и 46 Конституции Российской Федерации права и свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что право на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не свидетельствует о возможности выбора гражданином по своему усмотрению того или иного способа и процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются федеральными законами, к числу которых относится Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (Определения от 26 апреля 2016 года N 837-О, от 20 апреля 2017 года N 729-О, от 27 февраля 2018 года N 547-О, от 29 мая 2019 года N 1458-О и др.).
Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которой состоит в том, что на осужденного оказывается специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении принадлежащих ему прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей (ст.43 УК РФ). Относя принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации, Конституция Российской Федерации тем самым наделяет федерального законодателя полномочием вводить подобного рода ограничительные меры.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя (ч.2 ст. 227 КАС РФ).
В силу п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
В судебном заседании установлено следующее.
Толстихин М.И. **.**.**.приговором ****
В соответствии с приказом начальника ФКУ ИК-49 от 21.04.2023 №...-ос с 22.04.2023 ос. Толстихин М.И. привлечен к оплачиваемому труду в качестве ученика швеи 1 квалификационного разряда ЕТКС бригады швейного цеха ЦТАО со сдельной оплатой труда, наставником закреплен начальник ПО ЦТАО ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми л-нт вн. сл. С. период стажировки 5 смен (л.д.66).
На основании постановления Печорского городского суда Республики Коми от 03.05.2023 года Толстихин М.И. переведен для дальнейшего отбывания наказания в колонию- поселение (л.д.50).
Приказом начальника ФКУ ИК-49 от 11.05.2023 №... Толстихин М.И. освобожден от занимаемой должности с 15.05.2023 в связи с тем, что переведен для дальнейшего отбывания наказания в колонию поселение (л.д.65).
24.05.2023 года убыл в ФКУ КП-34 п. Вожский УФСИН России по Республике Коми на основании распоряжения УФСИН России по Республике Коми от 18.05.2023 (л.д.67).
Заявленные требования Толстихина М.И. с учетом их уточнения от 02.10.2023 удовлетворению не подлежат в силу следующей аргументации.
Согласно ч.2 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ), при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
Согласно ч.6 ст.12 УИК РФ, осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях.
В соответствии с Федеральным законом №... от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», каждый гражданин имеет право на охрану здоровья (ст. 18) и право на медицинскую помощь (ст.19).
Правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы регламентируются Приказом Министерства юстиции РФ от 28 декабря 2017 г. № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы».
В судебном заседании установлено, что медицинскую помощь на территории ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми осуществляет, согласно Устава, филиал «Медицинская часть № 5» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
На основании Приказа ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 05.05.2015 №... Моисеев С.В. принят на должность фельдшера филиала «Медицинской части №15» ФКУЗ «МСЧ-11 ФСИН России» с 05.05.2015 (л.д.113).
Приказом ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 31.08.2015 №550-лс Моисеев С.В. переведен на должность фельдшера филиала «Медицинской части №5» ФКУЗ «МСЧ-11 ФСИН России» с 01.09.2015, освободив его от должности фельдшера филиала «Медицинской части №...» (л.д.114).
Из материалов дела следует, что первичный медицинский осмотр Толстихин М.И. прошел 02.09.2022г. в МЧ-5 ФКУЗ «МСЧ -11 ФСИН России» по прибытию. Во время сбора анамнеза сообщил, что наблюдается аллергическая реакция сезонная на цветение (май, июнь). Диагноз: «Соматически здоров». 02.12.2022 осмотр фельдшера. Жалобы на головную боль. Диагноз: «Цефалгия». Лечение: Цитрамон 1т при болях №1. 15.12.2022 в 14-30 на приеме, со слов неделю назад стукнулся левой ногой об лестницу. Диагноз: «Гематомы бедра слева недельной давности без признаков нагнаивания». Рекомендовано: местно: мазь гепариновая, ибупрофен 0,2 1т*3р. Освобождение от ходьбы, зарядки. Консультация травматолога планово. 19.12.2022 осмотр травматолога. Жалобы на боли в левом бедре. Диагноз: «Ушиб. Гематома левого бедра». Рекомендовано: Электрофорез №20: индовазиновая мазь *3 раза. УЗИ левого бедра, повторный осмотр травматолога с результатами УЗИ.
24.12.2022 осмотр фельдшера. Дана справка - освобождение от зарядки, работы, построения по 31.12.2022. 16.01.2023 осмотр фельдшера. Жалобы на боли при физической нагрузке. Диагноз: «Ушиб. Гематома левого бедра». Лечение: ибупрофен 1т при болях №5; йодная сетка на левое бедро. Осмотр в динамике. 21.04.2023 осмотр фельдшера. Жалобы: сводит ноги судорогой при длительном сидении. Установлен диагноз по объективному осмотру: «Соматически здоров». Трудоспособен. 25.05.2023 Первичный осмотр при поступлении в КП-34. Из анамнеза: Аллергия на цветение. Диагноз: «Соматически здоров». Трудоспособен. 14.06.2023 осмотр фельдшера. Диагноз: «Аллергическая реакция на цветение». Выдано: лоратадин 2т. 26.06.2023 осмотр фельдшера. Диагноз: «Аллергия на цветение». Выдано: лоратадин 2т. 27.06.2023 осмотр фельдшера. Жалобы на кожный зуд, чихание. Диагноз: «Аллергическая реакция на цветение и укусы насекомых». Назначено: Лоратадин по 1т *2 р в день №7. 05.07.2023 На приеме. Диагноз: «Аллергический ринит». Лечение: Лоратадин по 1т*2р в день №5. Трудоспособен. 06.07.2023 осмотр фельдшера. Диагноз: «Цефалгия». Назначено: Ибупрофен 1т. Ситуационно. 16.07.23 осмотр фельдшера. Диагноз: «Аллергический конъюнктивит». Лечение: р-р хлоропирамина - 1.0 в/м № 1; лоратадин по 1т * 1 р №3. Ограничить контакт с пыльцой растений. Наблюдение.
Истец считает, что медицинская помощь в МЧ-5 ФКУЗ «МСЧ-11 ФСИН России» фельдшером Моисеевым С.В. оказана ненадлежащим образом, рекомендации врача-травматолога ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ» о проведении УЗИ левого бедра не выполнены, в связи с чем истец длительное время находился на излечении, что, по мнению истца, является основанием для взыскания компенсации морального вреда.
Для решения вопроса о полноте оказанной Толстихину М.И. медицинской помощи и лечения в МЧ-5 ФКУЗ «МСЧ-11 ФСИН России» по факту получения им травмы (ушиб, гематома левого бедра), судом по настоящему делу была назначена судебно-медицинская экспертиза (л.д.150-152).
Из экспертного заключения №... от 25.03.2024, составленного ГБУЗ РК «Бюро судебно-медицинской экспертизы», следует, что Стандарты и клинические рекомендации по лечению подкожных гематом при оказании амбулаторной помощи не разработаны. Лечение подкожных гематом осуществляется по общехирургическим принципам (в данном случае - оказание симптоматического лечения). Как правило, подкожные гематомы заживают сами за относительно короткий промежуток времени.
Гражданину Толстихину М.И. за период наблюдения по поводу полученной травмы в виде - «подкожных гематом» были назначены: «мазь Гепариновая», «Ибупрофен», «Индовазиновая мазь» 3 раза в сутки, йодная сетка на левое бедро. Назначенное лечение имело положительный эффект. С учётом положительной динамики лечения, инструментальных методов обследования в данном случае не требовалось.
Медицинская помощь гражданину Толстихину М.И. оказана правильно и в необходимом объёме. Степень тяжести вреда здоровью оценке не подлежит связи с невозможностью установить сущность вреда (л.д.198-204).
Данное экспертное заключение судом принимается как допустимое доказательство, поскольку оно составлено специалистами, имеющими специальное образование и длительный стаж работы в экспертной деятельности. Оснований сомневаться в выводах, изложенных в заключении, у суда не имеется. Эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения и не заинтересованы в исходе дела.
Таким образом, материалами дела не подтвержден и истцом не доказан факт ненадлежащего оказания медицинской помощи по факту травмы – гематомы левого бедра, первоначально зафиксированной в МЧ-5 ФКУЗ «МСЧ-11 ФСИН России» на приеме 15.12.2023, в связи с чем оснований для взыскания компенсации морального вреда за ненадлежащее оказание медицинской помощи не имеется.
Также подлежат отклонению доводы истца о нарушении администрацией ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми условий содержания Толстихина М.И., сроков этапирования в колонию - поселение, после того, как 03.05.2023 было вынесено постановление Печорским городским судом Республики Коми о его переводе для дальнейшего отбывания наказания в колонию – поселение, в силу следующей аргументации.
Согласно ч.1 ст.78 УИК РФ, в зависимости от поведения и отношения к труду в течение всего периода отбывания наказания осужденным к лишению свободы может быть изменен вид исправительного учреждения. Как следует из п. «г» ч. 2 ст. 78 УИК РФ, положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение по отбытии установленного законом срока.
В силу ч. 5 ст. 75.1 УИК РФ осужденные, которые до вынесения приговора содержались под стражей, а также осужденные, которым в соответствии с пунктами «в» и «г» части второй статьи 78 настоящего Кодекса изменен вид исправительного учреждения, направляются в колонию-поселение под конвоем в порядке, предусмотренном статьями 75 и 76 настоящего Кодекса.
На основании ч.1 ст.75 УИК РФ, осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу. В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами. Порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В силу ч.2 ст. 76 УИК РФ, осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем, за исключением следующих в колонию-поселение самостоятельно в соответствии с частями первой и второй статьи 75.1 настоящего Кодекса.
Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое регламентирован Приказом Минюста России от 26.01.2018 N 17 (ред. от 24.09.2020) «Об утверждении Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое» (зарегистрировано в Минюсте России 08.02.2018 N 49964).
В силу ч.1 ст. 392 УПК РФ вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.393 УПК РФ копии приговора, определения или постановления суда, вступивших в законную силу, и копия апелляционных приговора, определения или постановления вручаются осужденному или оправданному, его защитнику и обвинителю, а также направляются администрации места содержания под стражей, администрации места отбывания осужденного для вручения осужденному.
Согласно Приказа Минюста России от 15.08.2007 N 161-дсп "Об утверждении Инструкции о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных исправительных учреждений", сотрудники осуществляют свою деятельность только на основании документов, надлежаще оформленных.
Из материалов дела следует, что постановление Печорского городского суда Республики Коми от 03.05.2023 года (о переводе Толстихина М.И. в колонию-поселение) с отметкой о вступлении в законную силу 19.05.2023 года, поступило в адрес ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми 23.05.2023 года.
Судом установлено, что во исполнении требований Указания ФСИН России от 25.02.2016 № исх.-03-97-57, Указания УФСИН России по Республике Коми от 18.05.2023 № исх.-№..., ближайшим плановым караулом, а именно 24.05.2023 года Толстихин М.И. был направлен для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ КП-34 УФСИН России по Республике Коми (материалы дела №...).
Следует отметить, что администрацией ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми не нарушен 10дневный срок, установленный ст. 75 УИК РФ для этапирования осужденного в другое исправительное учреждение, условия отбывания наказания, в которых он находился с 19.05.2023 по 24.05.2023 (всего 6 дней) не были ухудшены с тем, в которых он отбывал наказание до его перевода в колонию – поселение (тот же отряд, те же осужденные отряда, свободно передвигался по локальному участку, посещал культурно-массовые мероприятия, ходил в столовую и т.п.).
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что действия администрации ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми носили кратковременный, вынужденный характер, не повлекли существенных нарушений прав осужденного, не привели к угрозе его жизни и здоровья, а также не ухудшили его положение и условия содержания, имевшие место быть до изменения ему вида исправительного учреждения.
С учетом изложенной аргументации, суд приходит к выводу, что оснований для взыскания компенсации за нарушение условий содержания после 03.05.2023 (вывод на колонию-поседение) и сроков этапирования в колонию – поселение, не имеется.
Суд отмечает, что и материалы надзорного производства Печорской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в ИУ №... по обращениям Толстихина М.И. не содержат сведений о нарушений прав истца на оказание медицинской помощи в период отбывания наказания в ФКУ ИК-49, а также не установлено нарушений со стороны администрации ИК-49 по факту его содержания после 03.05.2023 (вывод на колонию- поселение) и этапирования (мат. надзорного производства №...).
Подлежат отклонению доводы истца о том, что сотрудники ИК-49 УФСИН России по Республике Коми Школа А.В. и Куранов В.Ю. угрожали ему составлением материалов с акцентом на взыскание в связи с невыходом на работу 22.05.2023, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что майор вн. сл. Куранов В.Ю. проходит службу в должности дежурного помощника начальника колонии ФКУ ИК-49 с 09.07.2017 (л.д.241), майор вн. сл. Школа А.В. проходит службу в должности дежурного помощника начальника колонии ФКУ ИК-49 с 25.06.2015 (л.д.242).
Как следует из материалов дела, приказом начальника ФКУ ИК-49 от 11.05.2023 №135-ос Толстихин М.И. освобожден от занимаемой должности с 15.05.2023 в связи с тем, что переведен для дальнейшего отбывания наказания в колонию - поселение (л.д.65).
Из материалов надзорного производства №... следует, что старшим помощником Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ при проведении проверки по факту незаконного привлечения к труду 22.05.2023 были отобраны объяснения от сотрудника ФКУ ИК-49 Курьянова А.В. – старшего инженера производственного отдела ИК-49, который пояснил, что 22.05.2023, находясь в швейном цехе ИК-49 он увидел ос. Толстихина М.И., на вопрос, что он делает, последний ответил, что его вывели на работу, а он, зная о том, что Толстихин М.И. с 15.05.2023 освобожден от занимаемой должности ученика швеи, вывел его с промышленной зоны и отправил в отряд. К работе Толстихин М.И. не приступал (мат. надзорного производства №...).
Опрошенные в ходе проверки старшим помощником Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ ос. **** пояснили, что в их присутствии ос. Толстихину М.И. со стороны сотрудников администрации ИК-49 угроз, в связи с невыходом на работу, не поступало (мат. надзорного производства №...).
Из объяснений Куранова В.Ю. и Школа А.В. следует, что с осужденным Толстихиным М.И. общение 22.05.2023 и 23.05.2023 происходило без угроз (л.д.243,249).
Согласно справки, представленной инспектором отдела безопасности ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, срок хранения информации с переносных видеорегистраторов составляет 30 суток (л.д.240).
Таким образом, доказательств физического или психического воздействия со стороны сотрудников ИК-49 Куранова В.Ю. и Школа А.В. в отношении ос. Толстихина М.И. 22.05.2023 и 23.05.2023 материалы дела не содержат.
При этом, суд отмечает, что не ознакомление Толстихина М.И. с приказами о его трудоустройстве и освобождении от оплачиваемой работы не может являться основанием для компенсации морального вреда.
На основании ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Исходя из положений ч.2 ст.227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
По смыслу приведенной правовой нормы, отсутствие указанной совокупности обстоятельств является основанием к принятию судом решения об отказе в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Вместе с тем, такой совокупности по настоящему делу не имеется, что является основанием для отказа в удовлетворении требований Толстихина М.И. в полном объеме.
Суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям (ч.1 ст.178 КАС РФ).
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░-11 ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░-49 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░-5 ░░░░ ░░░-11 ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░- ░. ░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 08 ░░░ 2024 ░░░░.