Дело № 2а-4093/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2021г. г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Нистратовой Т.М.,
при секретаре Сакуриной М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Масенкова Сергея Анатольевича к Администрации городского округа Солнечногорск, Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Солнечногорск Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги об отнесении земель к определенной категории, обязании устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Масенков С.А. обратился с административным иском к Администрации городского округа Солнечногорск, Комитету по управлению имуществом Администрации городского округа Солнечногорск Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги об отнесении земель к определенной категории, обязании устранить допущенные нарушения, ссылаясь на то, что оспариваемым решением нарушены его права и законные интересы, как собственника земельного участка, созданы препятствия к осуществлению права на распоряжение принадлежащим ему земельным участком, поскольку в соответствии с действующим земельным законодательством, если категория земель не указана в ЕГРН, решение об отнесении земель к определенной категории принимается органом местного управления в зависимости от цели использования, независимо от наличия сведений о нахождении земельного участка в границах земель лесного фонда; в случае расположения границ земельного участка вне границ населенного пункта, он подлежит отнесению к определенной категории в зависимости от территориальной зоны, установленной правилами землепользования и застройки, в которой находится этот земельный участок.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал.
Представитель Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Солнечногорск Московской области против удовлетворения административного иска возражал, ссылаясь на отсутствие в ЕГРН сведений о категории принадлежащего административному истцу земельного участка.
Представитель Администрации городского округа Солнечногорск Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, ссылаясь на материалы лесоустройства 2019 года, согласно которым имеется наложение принадлежащего административному истцу земельного участка на земли лесного фонда, полагал, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Изучив материалы дела, выслушав доводы явившихся лиц, оценив имеющиеся по делу доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что Масенкову С.А. постановлением Главы администрации Искровского сельского совета Солнечногорского района Московской области от 7 мая 1992г. № 29/1 выделен в собственность земельный участок, площадью 0,15 га, в дер. Мышецкое, из земель сельских населенных пунктов, под строительство индивидуального жилого дома в дер. Мышецкое под № 120.
На основании данного постановления истцу выдано свидетельство о праве собственности на землю от 3 августа 1992г. № 75.
Постановлением Главы администрации Искровского сельского совета Солнечногорского района Московской области от 30 марта 1994г. № 6/4 утвержден акт приемки вновь выстроенного домовладения, построенного Масенковым С.А. в д. Мышецкое, уч. 120.
В ноябре 2005г. в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации права собственности Масенкова С.А. на жилой дом, общей площадью 119,50 кв. м, адрес: <адрес>, возникшего на основании постановления Главы администрации Искровского сельского совета Солнечногорского района Московской области от 30 марта 1994г. № 6/4 «Об утверждении акта приемки вновь выстроенного домовладения», Акта на приемку в эксплуатацию вновь построенных и реконструированных жилых строений от 30 марта 1994г.
В феврале 2015г. в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены сведения о государственной регистрации права собственности Масенкова С.А., возникшего на основании постановления Главы администрации Искровского сельского совета Солнечногорского района Московской области от 7 мая 1992г. № 29/1, на земельный участок с кадастровым номером №, категория земель не установлена, разрешенное использование: под строительство жилого индивидуального дома, площадью 1500 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, д. Мышецкое.
Таким образом, административный истец с 1992г. является собственником земельного участка, которому присвоен кадастровый номер №, и возведенного в 1994 году на данном земельном участке жилого дома.
В мае 2015г. администрацией муниципального образования сельское поселение Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области выдана справка о том, что земельный участок № 120 под строительство жилого индивидуального дома, общей площадью 1500 кв. м, с кадастровым номером № в дер. Мышецкое, находится в границах населенного пункта поселка Лунево сельского поселения Луневское Солнечногорского муниципального района Московской области и используется по целевому назначению.
Оспариваемым решением от 27 мая 2021г. № Р001-3625982637-45605335 административному истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги «Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории» по следующим причинам: границы принадлежащего административному истцу земельного участка частично пересекают границы сельских лесов, площадь пересечения составляет 72,54 кв. м; земельный участок расположен вне границ населенных пунктов. При этом заявителю рекомендовано обратиться в Комитет лесного хозяйства Московской области для применения норм Федерального закона от 29 июля 2017г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», а также в Управление архитектуры, для приведения в соответствие документов территориального планирования и включения земельного участка в границы населенного пункта.
При этом, согласно информации Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 24 мая 2021г. земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий административному истцу, в соответствии с Генеральным планом городского округа Солнечногорск Московской области, утвержденным Решением Совета депутатов городского округа Солнечногорск Московской области от 10 декабря 2019г. № 227/14, отнесен, в том числе, к территории земельных участков, подлежащих отображению в границах населенных пунктов при реализации мероприятия 1 карты несогласованных вопросов: 1) изменение документированной информации государственного лесного реестра; 2) Решение Совета Депутатов городского округа Солечногорск Московской области в части отображения границ населенного пункта.
Решением Комитета лесного хозяйства Московской области от 6 июля 2021г. по результатам рассмотрения заявления Масенкова С.А. № Р001-3625982637-46867133 отказано в приеме документов, необходимых для предоставления услуги «Приведение сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости» ввиду некорректного заполнения запроса в части категории земель с указанием на то, что в случае, если категория земель не указана в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004г. № 172-ФЗ «О переводе земельных участков из одной категории в другую».
По информации Комитета лесного хозяйства Московской области по данным материалов лесоустройства 2019г., вступивших в силу с 1 января 2021г. на основании приказа Комитета лесного хозяйства Московской области от 9 сентября 2020г. №29п-2865 «О введении в действие материалов таксации лесов», земельный участок с кадастровым номером № имеет наложение на земли лесного фонда квартала 28 выдел 46 Клинского сельского участкового лесничества, площадь наложения 1391 кв.м.
Частью 11 ст. 14 Федерального закона «О переводе земельных участков из одной категории в другую» установлено, что в случае, если категория земель не указана в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004г. № 172-ФЗ. Указанное правило применяется независимо от наличия в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации и (или) лесоустроительной документации сведений о нахождении земельного участка в границах земель лесного фонда.
В силу ч. 12 ст. 14 Федерального закона «О переводе земельных участков из одной категории в другую» земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков. Указанное правило не применяется, если в отношении земельного участка был принят акт о его переводе из одной категории в другую (решение об отнесении земельного участка к определенной категории) (ч. 10 ст. 14 Закона).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ Федеральный закон от 29 июля 2017г. № 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Федерального закона от 21 декабря 2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения.
Основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги в силу п. 13.1.12 Временного порядка предоставления муниципальной услуги «Отнесение земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к определенной категории», утвержденного постановлением администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 9 января 2020г. № 3, является наложение границ на земли, земельные участки государственного лесного фонда (сельских лесов), за исключением случаев отнесения к категории земель, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
В силу приведенных выше положений закона, принимая во внимание, что в правоустанавливающем документе на земельный участок, право собственности административного истца на который возникло в 1992г., имеются сведения о выделении данного земельного участка из земель сельских населенных пунктов, на данном земельному участке, выделенном под строительство индивидуального жилого дома, административным истцом возведен жилой дом, который принят в эксплуатацию в установленном порядке, в ЕГРН содержатся сведения о государственной регистрации права собственности административного истца на данный жилой дом, и, таким образом, документально подтверждено фактическое использование земельного участка, находящегося вне границ населенного пункта, что в силу ч. 12 ст. 14 Федерального закона «О переводе земельных участков из одной категории в другую», с учетом ст. ст. 83, 85 Земельного кодекса РФ, является основанием для отнесения принадлежащего административному истцу земельного участка к землям населенных пунктов. В указанной связи у административного ответчика не имелось законных оснований для принятия оспариваемого решения, которым нарушены права и законные интересы административного истца.
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного иска и возложении на административных ответчиков обязанности устранить допущенные нарушения, рассмотрев заявление административного истца в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 177 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ 27 ░░░ 2021░. № ░001-3625982637-45605335 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2021░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░