Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-63/2024 (2а-730/2023;) ~ М-640/2023 от 24.10.2023

Дело №2а-63/2024

УИД 21RS0015-01-2023-000890-04

Решение

именем Российской Федерации

6 марта 2024 года                        г. Цивильск

    Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Петрова С.Г., при секретаре судебного заседания Стёпкиной И.В., с участием старшего помощника прокурора Смирновой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Цивильского района Чувашской Республики в интересах И. и В. к администрации Цивильского муниципального округа Чувашской Республики о признании незаконным действия администрации Цивильского муниципального округа Чувашской Республики по установлению срока сноса и переселения граждан из многоквартирного дома,

установил:

    Прокурор Цивильского района Чувашской Республики обратился в суд в порядке ст.39 КАС РФ с административным исковым заявлением (с последующими уточнениями)в защиту интересов И. и В. к администрации Цивильского муниципального округа Чувашской Республики о признании незаконными действия по установлению в пунктах 2 и 3 постановления главы администрации Цивильского муниципального округа Чувашской Республики №302 от 23марта 2023 года срока сноса и переселения граждан из многоквартирного дома №13 по ул. Молодежная д. Степное Тугаево Цивильского района и возложении обязанности на администрацию Цивильского муниципального округа Чувашской Республики в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу изменить срок для сноса и переселения граждан из многоквартирного дома №13 по ул. Молодежная д. Степное Тугаево Цивильского района с 31 декабря 2030 года на срок до 31 декабря 2025 года.

    Указывает, что проведенной проверкой соблюдения жилищных прав граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными установлено, что заключением межведомственной комиссии от 13 февраля 2023 года, многоквартирный двухэтажный крупнопанельный жилой дом №13 по ул. Молодежная д. Степное Тугаево Цивильского района, признан аварийным и подлежащим сносу.

    Согласно техническому заключению, общее техническое состояние жилого дома признано аварийным, физический износ конструктивных элементов составляет: фундамента – 60%; стен – 65%; перегородок – 75%; перекрытий – 70%; крыши – 75%; кровли – 70%; полов – 75%; окон – 80% и дверей – 80%. Общий износ жилого дома составляет 70% и восстановлению не подлежит. К дальнейшей эксплуатации он не пригоден и представляет опасность для жизни и здоровья лиц, в нем проживающих.

    Согласно постановлению администрации Цивильского муниципального округа Чувашской Республики №302 от 23 марта 2023 года, срок переселения граждан из указанного многоквартирного жилого дома установлен до 31 декабря 2030 года. Установленный органом местного самоуправления срок не может быть признан разумным.

    Бездействие администрации округа по отселению граждан из аварийного дома в указанный срок создает угрозу охраняемым государством общественным отношениям в сфере жилищного законодательства и создает реальную угрозу для жизни и здоровья лиц, проживающих в аварийном многоквартирном доме и неопределенного круга лиц, которые могут оказаться непосредственно в доме или рядом с ним.

    В судебном заседании прокурор Смирнова М.В. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме.

    Административный ответчик явку представителя в суд не обеспечила, уведомлен надлежащим образом.

    Заинтересованные лица В., Д., И. и А. надлежащим образом извещенные о времени месте судебного заседания, в суд не явились.

    Неявка в судебное заседание указанных лиц в соответствии со ст.150 КАС РФ, не препятствует судебному разбирательству административного дела.

    Выслушав лиц участвующих в деле и исследовавпредоставленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

    Частью 2 ст.46 Конституции Российской Федерации закреплено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

    Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

    В соответствии с частью 2 статьи 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения и 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

    Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (часть 1 статьи 1 Жилищного кодексаРоссийской Федерации).

    Пунктом 8 ч.1 ст.14 ЖК РФ установлено, что признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

    По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ.

    В п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в силу ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

    Таким образом, орган местного самоуправления, реализуя возложенные на него полномочия, обязан принимать меры по ликвидации аварийных домов, как создающих угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в этих домах.

    В силу абз.2 п.49 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47) (далее - Положение) на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местногосамоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц вслучае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

    Судом установлено и материалами административного дела подтверждается, что многоквартирный жилой дом, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Цивильский муниципальный округ, д. СтепноеТугаево, ул. Молодежная, д.13, находится в муниципальной собственности.

    Квартира №, расположенная в указанном многоквартирном доме, находится в общей долевой собственности И. и В., по № доле в праве.

    13 февраля 2023 года межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Цивильского района от 10 ноября 2022 года № 622 и имеющей правомочия в соответствии с решением Собрания депутатов Цивильского муниципального округа от 27 января 2023 №10-9, проведено обследование многоквартирного дома, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Цивильский муниципальный округ, д. Степное Тугаево, ул. Молодежная, д.13и составлен акт, в заключении которого указано о выявлении причин признания этого дома аварийным и подлежащим сносу.

    Постановлением главы администрации Цивильского муниципального округа №303 от 23 марта 2023 года многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Цивильский муниципальный округ, д. СтепноеТугаево, ул. Молодежная, д.13, признан аварийным и подлежащим сносу.

    Названным постановлением установлен срок переселенияграждан из многоквартирного дома в срок до 31 декабря 2030 года и постановлено произвести снос многоквартирного дома в срок до 31 декабря 2030 года.

    Согласно техническому заключению общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» №21-12-ТЗ, по результатам технического обследования, в соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», общее техническое состояние многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Цивильский муниципальный округ, д. СтепноеТугаево, ул. Молодежная, д.13, признано аварийным.Физический износ жилого дома в целом составляет 70%. Жилой дом непригоден к дальнейшей безопасной эксплуатации.

    Из сообщения ООО «<данные изъяты>» от 5 сентября 2023 года на запрос прокурора следует, что на момент обследования указанного многоквартирного дома установлена категория технического состояния, характеризующаяся опасностью обрушения и потери устойчивости здания, что свидетельствует о наличии опасности для жизни и здоровья лиц при проживании в нем.

    В целях устранения допущенных нарушений жилищно-коммунального хозяйства, 1 сентября 2023 года прокуратурой Цивильского района в адрес главы администрации Цивильского муниципального округа Чувашской Республик внесено представление о неразумности установленного срока расселения граждан до 31 декабря 2030 года и принятии мер по устранению допущенного нарушения.

    Статьей 218 КАС РФ предусмотрена возможность оспаривания действий (бездействия) должностных лиц органов местного самоуправления.

    При этом, для признания действий должностного лица не соответствующими закону административный истец в силу пунктов 1, 2 ч.9, ч.11 ст.226 КАС РФ обязан доказать факт нарушения прав, свобод и законных интересов непосредственно его или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдение срока обращения за судебной защитой.

    На административном ответчике, в свою очередь, лежит обязанность доказывания соблюдения им требований нормативных правовых актов в части наличия у него полномочия на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); соблюдения порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; наличия основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (пункты 3 и 4 ч.9, ч.11 ст.226 КАС РФ).

    Суд считает, что административным ответчиком не доказанаразумность установленного срока расселения многоквартирного дома до 31 декабря 2030 года.

    Действительно, как следует из вышеприведенного п.49 Положения, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

    Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.

    В соответствии с правовой позицией, изложенной в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года», предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома, в случае, если будет установлено, что помещение, в котором проживают граждане, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

    Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

    То есть, признание незаконными действия (бездействие) и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемых действий (бездействие) и решений нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов гражданина, организации.

    Учитывая степень аварийности многоквартирного дома, его физический износ, несоответствие национальным стандартам (ГОСТ), действующему законодательству Российской Федерации, непригодность многоквартирного дома для нормальной и безопасной эксплуатации, проживания, суд приходит к выводу, что установленный срок переселения граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, не отвечает требованиям разумности, является чрезмерно длительным.

    Как обосновано указывает прокурор в административном исковом заявлении, бездействие администрации округа по отселению граждан из аварийного дома в установленный срок создает угрозу охраняемым государством общественным отношениям в сфере жилищного законодательства в виде пренебрежительного отношения к исполнению своей публично-правовой обязанности, так и создает реальную угрозу для жизни и здоровья лиц, проживающих в аварийном многоквартирном доме и неопределенного круга лиц, которые могут оказаться непосредственно в доме или рядом с ним.

    При таких обстоятельствах заявленные требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

    Определенные сроки совершения данных действий суд считает достаточными, соответствующими требованиям разумности и объему предстоящих работ, а также необходимого финансирования на указанные цели администрацией муниципального округа.

    Кроме того, на дату рассмотрения настоящего иска материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в указанные сроки.

    Руководствуясь ст. ст.175, 179 и 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

    ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░ ░., ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 ░ 3 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ №302 ░░ 23 ░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №13, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №13, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 31 ░░░░░░░ 2030 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2025 ░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░ 2024 ░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-63/2024 (2а-730/2023;) ~ М-640/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Цивильского района Чувашской Республики
Ответчики
Администрация Цивильского муниципального округа Чувашской Республики
Другие
Иванова Зоя Дмитриевна
Иванов Владимир Алексеевич
Майорова Татьяна Вячеславовна
Майоров Максим Александрович
Суд
Цивильский районный суд Чувашской Республики
Судья
Петров Сергей Геннадьевич
Дело на сайте суда
civilsky--chv.sudrf.ru
24.10.2023Регистрация административного искового заявления
24.10.2023Передача материалов судье
25.10.2023Решение вопроса о принятии к производству
25.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.11.2023Предварительное судебное заседание
23.11.2023Судебное заседание
13.12.2023Судебное заседание
15.01.2024Судебное заседание
01.02.2024Судебное заседание
14.02.2024Судебное заседание
06.03.2024Судебное заседание
11.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее