Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-7/2024 (2а-459/2023;) ~ М-328/2023 от 17.04.2023

№2а-7/2024

УИД 11RS0016-01-2023-000518-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Долгих Е.А.,

при секретаре судебного заседания Трофимове Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Выльгорт 28 февраля 2024 года административное дело по административному исковому заявлению Белых И. В. к Отделению судебных приставов по Сыктывдинскому району Управления ФССП России по Республике Коми, Отделению судебных приставов по Эжвинскому району г. Сыктывкара Управления ФССП России по Республике Коми, Отделению судебных приставов по г. Сосногорску Управления ФССП России по Республике Коми, ФКУ ЛПУБ-18 УФСИН России по Республики Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФССП России по Республике Коми, ФССП России, ОСП по взысканию административных штрафов УФССП России по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сосногорску УФССП России по Республике Коми ДаН.й Н. В., судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Сосногорску УФССП России по Республике Коми Дризд В. А., судебному приставу-исполнителю ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми Шучалиной Н. Г., судебному приставу-исполнителю ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по Республике Коми Богдановой А. В., судебному приставу-исполнителю ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по Республике Коми А.вой А. В., судебному приставу-исполнителю ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по Республике Коми Бушеневой Е. В., судебному приставу-исполнителю ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по Республике Коми Пьянковой А. И., судебному приставу-исполнителю ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми Данченко Г. В., судебному приставу-исполнителю ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по Республике Коми Лятиевой А. И., судебному приставу-исполнителю ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по Республике Коми Богдановой А. В., судебному приставу-исполнителю <данные изъяты> ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по Республике Коми Королевой Е. В., судебному приставу-исполнителю ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми Русняк Г. В., судебному приставу-исполнителю ОСП по взысканию административных штрафов УФССП России по Республике Коми Порошкиной А. Н. о признании действий (бездействия) незаконными, <данные изъяты>

установил:

Белых И.В. обратился в суд с административным иском к начальнику УФСИН России по Республике Коми об оспаривании приказа о взыскании у осужденных денежных средств, поступивших на лицевой счет из Министерства финансов РФ в качестве компенсации за нарушение условий содержания и от родственников осужденных в качестве денежных переводов, возложении обязанности возвратить удержанные с лицевого счета истца денежные средства в размере 21 400 рублей, взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей. В обоснование заявленных требований указал, что на основании приказа ответчика от 2022 года с денежных средств, поступающих на лицевые счета осужденных из Министерства финансов РФ в качестве компенсации за нарушение условий содержания и от родственников осужденных в качестве материальной помощи, взыскивается задолженность по исполнительным производствам. Считает, что поступающие из указанных источников денежные средства, источником дохода осужденных не являются, в связи с чем, с них не может производится удержание в рамках возбужденных в отношении должника исполнительных производств.

На основании определений суда от 16.05.2023, 14.08.2023 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, в качестве заинтересованных лиц - ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми, УФССП России по Республике Коми и ФССП России.

В ходе рассмотрения дела Белых И.В. уточнил административные исковые требования, просил признать действия (бездействие) ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми незаконными, взыскать незаконно удержанные денежные средства в размере 21 400 рублей и компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

07.08.2023 Белых И.В. обратился в суд с административным иском к ОСП по Сыктывдинскому району Управления ФССП России по Республике Коми, ФКУ ЛПУБ-18 УФСИН России по Республики Коми о признании действий/бездействия незаконными, о взыскании с ОСП по Сыктывдинскому району Управления ФССП России по Республике Коми материального ущерба в размере 24 500 рублей и компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей. В обоснование заявленных требований указал, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Сыктывдинскому району Управления ФССП России по Республике Коми 28.03.2023 вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника. При этом данное постановление в адрес Белых И.В. не направлено, в связи с чем, он не имел возможности ознакомиться с порядком взыскания, обжаловать его в случае несогласия, а также своевременно сообщить об обстоятельствах, препятствующих производству исполнительских действий. Кроме того, истец с 16.06.2023 находится на стационарном лечении в ФКУ ЛПУБ-18 УФСИН России по Республики Коми, бухгалтерия которого, 20.06.2023 незаконно произвела с должника списание денежных средств в размере 24 500 рублей. Данные денежные средства не являются заработной платой истца, предназначались для приобретения лекарственных препаратов. Также ФКУ ЛПУБ-18 УФСИН России по Республики Коми не сообщило ОСП по Сыктывдинскому району Управления ФССП России по Республике Коми о помещении истца на стационарное лечение. В последующем, на основании заявления Белых И.В. судебным приставом 06.07.2023 вынесено постановление о приостановлении исполнительного производства. Считает, что в результате незаконных действий и бездействия ответчиков ему причинен материальный ущерб и моральный вред.

На основании определения суда от 09.08.2023 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФССП России по Республике Коми, ФССП России.

Определением суда от 05.09.2023 административное дело №2а-459/2023 и административное дело №2а-755/2023 объединены в одно производство.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Востриков А.В.

На основании определений суда от 05.09.2023 административные исковые требования Белых И.В. к ОСП по Сыктывдинскому району Управления ФССП России по Республике Коми, ФКУ ЛПУБ-18 УФСИН России по Республики Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, УФССП России по Республике Коми, ФССП России о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда выделены в отдельное производство; суд перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства и приостановил производство по данному делу до рассмотрения административного дела по административному исковому заявлению Белых И.В. о признании действий административных ответчиков не законными.

Определениями суда от 19.09.2023 и 30.11.2023 в качестве административных соответчиков привлечены ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара Управления ФССП России по Республике Коми и ОСП по г. Сосногорску Управления ФССП России по Республике Коми.

В последующем, административный истец Белых И.В. вновь уточнил заявленные требования, просил признать действия (бездействие) административных ответчиков ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ЛПУБ-18 УФСИН России по Республики Коми, ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара Управления ФССП России по Республике Коми, ОСП по г. Сосногорску Управления ФССП России по Республике Коми, ОСП по Сыктывдинскому району Управления ФССП России по Республике Коми при исполнении в отношении административного истца исполнительных документов незаконными, возложить обязанность вернуть на лицевой счет Белых И.В. незаконно взысканные денежные средства в общей сумме 46 000 рублей, взыскать с ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, взыскать с ФКУ ЛПУБ-18 УФСИН России по Республики Коми компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, взыскать с ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара Управления ФССП России по Республике Коми компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, взыскать с ОСП по г. Сосногорску Управления ФССП России по Республике Коми компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей, взыскать с ОСП по Сыктывдинскому району Управления ФССП России по Республике Коми компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

На основании определений суда от 03.10.2023 и 03.11.2023 административные исковые требования Белых И.В. к ОСП по Сыктывдинскому району Управления ФССП России по Республике Коми, ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара Управления ФССП России по Республике Коми, ОСП по г. Сосногорску Управления ФССП России по Республике Коми о возложении обязанности возвратить удержанные денежные средства, взыскании компенсации морального вреда выделены в отдельное производство, суд перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства и приостановил производство по данному делу до рассмотрения административного дела по административному исковому заявлению Белых И.В. о признании действий административных ответчиков не законными.

На основании определений суда от 30.11.2023, 18.12.2023 и 28.12.2023 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГУ ТФОМС по Республике Коми, ГУФСИН Республики Коми, Малафеевский А.А., АО «Тинькофф Банк», ПАО «Сбербанк», ОГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району, ОМВД России по Сыктывдинскому району, ООО «Оператор специализированных стоянок», УФК по Республике Коми, МВД по Республике Коми.

Определением суда от 30.01.2024 к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ОСП по взысканию административных штрафов УФССП России по Республике Коми, судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Сосногорску УФССП России по Республике Коми Данилова Н.В., судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Сосногорску УФССП России по Республике Коми Дризд В.А., судебный пристав-исполнитель ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми Шучалина Н.Г., судебный пристав-исполнитель ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по Республике Коми Богданова А.В., судебный пристав-исполнитель ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по Республике Коми Алексеева А.В., судебный пристав-исполнитель ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по Республике Коми Бушенева Е.В., судебный пристав-исполнитель ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по Республике Коми Пьянкова А.И., судебный пристав-исполнитель ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми Данченко Г.В., судебный пристав-исполнитель ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по Республике Коми Лятиева А.И., судебный пристав-исполнитель ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по Республике Коми Богданова А.В., судебный пристав-исполнитель ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по Республике Коми Королева Е.В., судебный пристав-исполнитель ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми Русняк Г.В., судебный пристав-исполнитель ОСП по взысканию административных штрафов УФССП России по Республике Коми Порошкина А.Н., в качестве заинтересованного лица - УМВД по г. Сыктывкару ОП №2 Эжва.

Административный истец Белых И.В., участвующий в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, поддержал заявленные требования в полном объеме. Пояснил, что незаконные действия (бездействие) административного ответчика ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми выражаются в удержании с его лицевого счета денежных средств, поступающих от Министерства финансов и родственников, которые доходом не являются. Кроме того, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми платежным поручением на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сосногорску УФССП России по Республике Коми удержало с него 30 рублей, 70 рублей и 1400 рублей и направило их в адрес ТФОМС, в то время, когда судебный акт, на основании которого с него в пользу ТФОМС взысканы денежные средства, был отменен. По указанным основаниям являются незаконными также действия ОСП по г. Сосногорску, надлежащим образом не осуществившим контроль над законностью действий учреждения в указанной части. Незаконные действия (бездействие) административного ответчика ФКУ ЛПУБ-18 УФСИН России по Республики Коми выражаются в том, что указанное учреждение своевременно не передало в ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми информацию о том, что он с 16.06.2023 находился на лечении, в связи с чем, с его лицевого счета незаконно удержаны денежные средства в размере 24 000 рублей. Незаконные действия (бездействие) административных ответчиков ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по Республике Коми и ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми выражаются в незаконном удержании с лицевого счета денежных средств на сумму 20 000 рублей и 24 500 рублей, которые доходом не являются. Кроме того, указал, что он направил в ОСП по Сыктывдинскому району справку о том, что с 16.06.2023 находится на лечении, на основании которой исполнительное производство приостановлено 06.07.2023. При этом денежные средства, удержанные 23.06.2023, административному ему не возвращены.

Административный ответчик судебный пристав исполнитель ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми Шучалина Н.Г., действующая также в интересах административного ответчика ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.

Административные ответчики ФКУ ЛПУБ-18 УФСИН России по Республики Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по Республике Коми, ОСП по г. Сосногорск УФССП России по Республике Коми, УФССП России по Республике Коми, ФССП России, ОСП по взысканию административных штрафов УФССП России по Республике Коми, судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Сосногорску УФССП России по Республике Коми Данилова Н.В., судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Сосногорску УФССП России по Республике Коми Дризд В.А., судебный пристав-исполнитель ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по Республике Коми Богданова А.В., судебный пристав-исполнитель ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по Республике Коми Алексеева А.В., судебный пристав-исполнитель ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по Республике Коми Бушенева Е.В., судебный пристав-исполнитель ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по Республике Коми Пьянкова А.И., судебный пристав-исполнитель ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми Данченко Г.В., судебный пристав-исполнитель ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по Республике Коми Лятиева А.И., судебный пристав-исполнитель ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по Республике Коми Богданова А.В., судебный пристав-исполнитель ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по Республике Коми Королева Е.В., судебный пристав-исполнитель ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми Русняк Г.В., судебный пристав-исполнитель ОСП по взысканию административных штрафов УФССП России по Республике Коми Порошкина А.Н., а также заинтересованные лица Востриков А.В., ГУ ТФОМС по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ПАО «Сбербанк России», АО «Тинькофф Банк», ОГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району, Малафеевский А.А., ОМВД России по Сыктывдинскому району, ООО «Оператор специализированных стоянок», УФК по Республике Коми, МВД по Республике Коми, УМВД по г. Сыктывкару ОП №2 Эжва, надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.

УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ГУ ТФОМС по Республике Коми направили отзывы на административное исковое заявление, в которых просили отказать в удовлетворении заявленных требований.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, и материалы исполнительных производств, суд приходил к следующим выводам.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьей 46 Конституции РФ предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить совокупность обстоятельств, в числе которых несоответствие действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Судом установлено, что административный истец Белых И.В. с 21.01.2021 по 14.02.2024 отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми.

На основании судебного приказа, выданного мировым судьей Кутузовского судебного участка от 19.12.2016 №, с Белых И.В. в пользу ПАО «Сбербанк России» взыскана задолженность по кредитной карте и расходы по оплате государственной пошлины в общей сумме 57 370 рублей 67 копеек.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сыктывдинскому району от

23.01.2023 на основании указанного судебного приказа возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое окончено на основании постановления ОСП по Сыктывдинскому району от 09.02.2023 на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Судебным приказом, выданным мировым судьей Зеленецкого судебного участка от 13.01.2017 №, с Белых И.В. в пользу АО «Тинькофф Банк» взыскана задолженность по кредитной карте и расходы по оплате государственной пошлины в общей сумме 122 573 рубля 30 копеек.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сыктывдинскому району от

15.03.2022 на основании указанного судебного приказа возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое окончено на основании постановления ОСП по Сыктывдинскому району от 09.02.2023 на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

На основании судебного приказа, выданного мировым судьей Зеленецкого судебного участка от 13.01.2017 №, с Белых И.В. в пользу АО «Тинькофф Банк» взыскана задолженность по кредитной карте и расходы по оплате государственной пошлины в общей сумме 122 673 рубля 30 копеек.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сыктывдинскому району от

18.11.2021 на основании указанного судебного приказа возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое окончено на основании постановления ОСП по Сыктывдинскому району от 30.11.2021 на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сыктывдинскому району от

15.03.2022 на основании указанного судебного приказа повторно возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое окончено на основании постановления ОСП по Сыктывдинскому району от 09.02.2023 на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

На основании исполнительного листа ФС № от 21.03.2017, выданного Сыктывдинским районным судом по делу №, в отношении Белых И.В. судебным приставом-исполнителем ОСП по Сыктывдинскому району 25.12.2019 возбуждено исполнительное производство №-ИП, предметом которого является взыскание расходов за хранение и перемещение транспортного средства, в размере 84 975 рублей в пользу взыскателя Малафеевского А.А.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сыктывдинскому району от

17.04.2020 исполнительное производство №-ИП, окончено на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

10.08.2021 ОСП по Сыктывдинскому району на основании указанного исполнительного документа вновь возбуждено исполнительное производство №-ИП, предметом которого является взыскание расходов за хранение и перемещение транспортного средства, в размере 84 975 рублей в пользу взыскателя Малафеевского А.А.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сыктывдинскому району от

30.11.2021 исполнительное производство №-ИП, окончено на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

25.08.2022 ОСП по Сыктывдинскому району на основании указанного исполнительного документа вновь возбуждено исполнительное производство №-ИП, предметом которого является взыскание расходов за хранение и перемещение транспортного средства, в размере 84 975 рублей в пользу взыскателя Малафеевского А.А.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сыктывдинскому району от

09.02.2023 исполнительное производство №-ИП, окончено на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

На основании исполнительного листа ФС № от 30.11.2020, выданного Эжвинским районным судом г. Сыктывкара по делу №, в отношении Белых И.В. судебным приставом-исполнителем ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара 15.02.2021 возбуждено исполнительное производство №-ИП, предметом которого является взыскание морального вреда, причиненного преступлением, в размере 60 000 рублей в пользу взыскателя Вострикова А.В.

На основании исполнительного листа ФС № от 11.01.2021, выданного Эжвинским районным судом г. Сыктывкара, в отношении Белых И.В. судебным приставом-исполнителем ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара 15.02.2021 возбуждено исполнительное производство №-ИП, предметом которого является взыскание ущерба, причиненного преступлением физическим или юридическим лицам, в размере 5000 рублей в пользу взыскателя Вострикова А.В.

На основании исполнительного листа ФС № от 11.01.2021, выданного Эжвинским районным судом г. Сыктывкара, в отношении Белых И.В. судебным приставом-исполнителем ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара 14.01.2021 возбуждено исполнительное производство №-ИП, предметом которого является взыскание процессуальных издержек в доход государства, в размере 11 424 рублей в пользу взыскателя УФСИН по Республике Коми.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара от 18.08.2021 в рамках исполнительных производств №-ИП, №-ИП и №-ИП, обращено взыскание на доходы должника Белых И.В. в пределах 76 424 рублей. Для производства удержаний суммы задолженности из доходов должника указанное постановление направлено в УФК по Республике Коми (ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми).

Поскольку Белых И.В. в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми не содержался, исполнительные документы 06.10.2021 направлены обратно в ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара от 29.07.2022 исполнительное производство от 15.02.2021 № присоединено к сводному исполнительному производству №484/21/11009-СД.

На основании исполнительного листа ФС № от 30.11.2020, выданного Эжвинским районным судом г. Сыктывкара, в отношении Белых И.В. судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Сосногорску 25.02.2021 возбуждено исполнительное производство №-ИП, предметом которого является взыскание расходов на лечение потерпевшего, в размере 9120 рублей 24 копеек в пользу взыскателя ГУ ТФОМС Республики Коми.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сосногорску от 01.03.2022 обращено взыскание на доходы должника Белых И.В. в пределах 9120 рублей 24 копеек. Для производства удержания суммы задолженности указанное постановление направлено в ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Республике Коми, которому указано, что производство удержаний необходимо производить ежемесячно в размере 70 % дохода должника в трехдневный срок со дня выплаты до удержания всей суммы задолженности.

16.06.2022 Белых И.В. собственноручно написал на имя начальника ФКУ ИК-19 УФСИН России заявление на списание поступающих на его лицевой счет денежных средств в счет погашения взысканной на основании судебных актов задолженности, до полного погашения.

04.07.2022 с лицевого счета Белых И.В. в рамках исполнительного производства №-ИП удержано и перечислено в пользу взыскателя ГУ ТФОМС Республики Коми 30 рублей и 70 рублей.

На основании кассационного определения Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 15.12.2022 судебный акт, на основании которого Эжвинским районным судом Республики Коми выдан исполнительный лист ФС № от 30.11.2020, отменен.

30.01.2023 в ГУ ТФОМС Республики Коми из Эжвинского районного суда Республики Коми поступило кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 15.12.2022 и сообщение о необходимости отзыва исполнительного листа ФС № от 30.11.2020 с исполнения.

Постановлением главного судебного пристава Республики Коми УФССП России по Республике Коми от 12.01.2023 местом ведения исполнительных производств в отношении Белых И.В. определено ОСП по Сыктывдинскому району.

18.01.2023 постановлением ОСП по г. Сосногорску исполнительное производство №-ИП передано в ОСП по Сыктывдинскому району, которым ему присвоен №-ИП.

Указанное исполнительное производство поступило в ОСП по Сыктывдинскому району 08.02.2023.

03.02.2023 от взыскателя в рамках исполнительного производства №-ИП – ГУ ТФОМС Республики Коми в ОСП по Сыктывдинскому району поступило ходатайство об отзыве исполнительного листа ФС № от 30.11.2020 с исполнения в связи с поступлением соответствующего запроса судьи Эжвинского районного суда Республики Коми.

На основании платежного поручения от 07.02.2023 на депозитный счет ОСП по Сыктывдинскому району из ОСП по г. Сосногорску поступили денежные средства в сумме 1400 рублей по исполнительному производству №-ИП.

Денежные средства в размере 1400 рублей перечислены ОСП по Сыктывдинскому району на счет УФК по Республике Коми (ТФОМС Республики Коми) по исполнительному производству №-ИП, что подтверждается поручением о перечислении от 27.02.2023.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сыктывдинскому району от 12.03.2023 исполнительное производство №-ИП окончено на основании п.1 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с тем, что от взыскателя поступило заявление об окончании исполнительного производства.

ОСП по Сыктывдинскому району в адрес ТФОМС Республики Коми направлено требование о возврате ошибочно перечисленных денежных средств.

В ответ на данное требование ТФОМС Республики Коми уведомил ОСП по Сыктывдинскому району об отказе в возврате указанных денежных средств на депозитный счет, поскольку на основании вступившего в законную силу решения мирового судьи Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми от 18.07.2023 по делу №, с Белых И.В. в пользу ТФОМС Республики Коми взысканы денежные средства, затраченные на лечение потерпевшего в размере 7369 рублей 46 копеек. Указанная сумма взыскана с учетом перечисленных в рамках исполнительного производства №-ИП денежных средств.

На основании исполнительного листа ФС № от 11.01.2023, выданного Эжвинским районным судом г. Сыктывкара, в отношении Белых И.В. судебным приставом-исполнителем ОСП по Сыктывдинскому району 01.02.2023 возбуждено исполнительное производство №-ИП, предметом которого является взыскание процессуальных издержек в доход государства, в размере 4472 рублей в пользу взыскателя ГУФСИН по Республике Коми.

30.01.2023 в адрес ОСП по Сыктывдинскому району для дальнейшего исполнения поступили исполнительные производства в отношении должника Белых И.В., переданные из ОСП по Эжвинскому району №, которому в последующем присвоен №-ИП, №, которому присвоен №-ИП и №, которому присвоен №-ИП.

На исполнении в ОСП по Сыктывдинскому району находилось сводное исполнительное производство в отношении Белых И.В. №-СД, взыскателями по которому являлись Малафеевский А.А., ПАО «Сбербанк России», ГУФСИН России по Республике Коми, на общую сумму 329 490 рублей 97 копеек.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сыктывдинскому району от 28.03.2023 исполнительные производства №-ИП, №-ИП и №-ИП присоединены к сводному исполнительному производству №-СД.

На момент возникновения спорных правоотношений на исполнении в ОСП по Сыктывдинскому району в отношении Белых И.В. велось сводное исполнительное производство №-СД от 28.03.2023, в состав которого входили исполнительные производства №-ИП (взыскатель Востриков А.В., предмет исполнения – ущерб, причиненный преступлением, сумма долга 5000 рублей), №-ИП (взыскатель ГУФСИН по Республике Коми, предмет исполнения – процессуальные издержки в доход государства, сумма долга 4472 рубля), №-ИП (взыскатель Востриков А.В., предмет исполнения – моральный вред, сумма долга 60 000 рублей (остаток основного долга 40 000 рублей).

Постановлением врио начальника ОСП по Сыктывдинскому району от 28.03.2023 в рамках сводного исполнительного производства №-СД, в состав которого входили исполнительные производства №-ИП, №-ИП, №-ИП, обращено взыскание на доходы должника Белых И.В. в пределах 49 472 рублей. Для производства удержаний суммы задолженности из доходов должника указанное постановление направлено в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми.

С данным постановлением Белых И.В. ознакомлен под роспись 12.04.2023.

25.01.2023 Белых К.И. перечислил на лицевой счет Белых И.В. 2000 рублей.

01.02.2023 на лицевой счет Белых И.В. от Министерства финансов РФ поступило 40 000 рублей, взысканных в счет компенсации за нарушение условий содержания.

20.06.2023 на основании поручения о перечислении на лицевой счет Белых поступили денежные средства в размере 35 000 рублей, взысканные по решению суда по делу №.На основании платежного поручения от 10.02.2023 на депозитный счет ОСП по Сыктывдинскому району из ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми поступили денежные средства в сумме 20 000 рублей, удержанные ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми с лицевого счета Белых И.В.

Денежные средства в размере 20 000 рублей перечислены ОСП по Сыктывдинскому району на счет Вострикова А.В. по исполнительному производству №-ИП, что подтверждается платежным поручением № от 14.02.2023.

На основании платежного поручения от 23.06.2023 № на депозитный счет ОСП по Сыктывдинскому району из ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми поступили денежные средства в сумме 24 500 рублей, удержанные ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми с лицевого счета Белых И.В.

Денежные средства в размере 24 500 рублей перечислены ОСП по Сыктывдинскому району на счет Вострикова А.В. по исполнительному производству №-ИП, что подтверждается платежным поручением № от 28.06.2023.

27.01.2023 Белых И.В. обратился в бухгалтерию ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми с заявлением о разъяснении производства удержаний 75% от поступивших на его лицевой счет от Белых К.И. денежных средств, которые не превышают сумму установленного прожиточного минимума.

01.02.2023 на данное заявление дан ответ, из которого следует, что в бухгалтерии исправительного учреждения находятся исполнительные документы, по которым в установленном законом порядке производится удержание. Также указано, что сохранение прожиточного минимума уголовно-исполнительным законодательством в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, не предусмотрено.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сыктывдинскому району от 03.05.2023 исполнительное производство №-ИП окончено на основании п.4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сыктывдинскому району от 03.05.2023 исполнительное производство №-ИП окончено на основании п.4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сыктывдинскому району от 06.07.2023 исполнительное производство №-ИП приостановлено с 06.07.2023 по причине нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении.

На момент рассмотрения дела в состав сводного исполнительного производства №-СД от 28.03.2023 также входят исполнительные производства №-ИП от 14.12.2023 (взыскатель АО «Тинькофф Банк», предмет исполнения – задолженность по кредитным платежам (кроме ипотеки), сумма долга 122 673 рубля 30 копеек), №-ИП от 16.10.2023 (взыскатель УФК по Республике Коми (ГУ ТФОМС Республики Коми), предмет исполнения – иные взыскания имущественного характера в пользу бюджетной системы Российской Федерации, сумма долга 7 369 рублей 46 копеек) и №-ИП от 18.09.2023 (взыскатель Малафеевский А.А., предмет исполнения – иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц, сумма долга 84 975 рублей).

Полагая, что действия административных ответчиков: ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми и ФКУ ЛПУБ-18 УФСИН России по Республики Коми по удержанию с лицевого счета административного истца денежных средств в сумме 20 000 рублей, 30 рублей, 70 рублей, 1400 рублей, 24 500 рублей, а также действия ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми, ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по Республике Коми, ОСП по г. Сосногорску УФССП России по Республике Коми, которые должным образом не осуществляли контроль за законностью исполнения исполнительных документов, являются незаконными, поскольку денежные средства, поступающие на лицевой счет от родственников и в счет компенсации за нарушение условий содержания не являются его доходами, на которые возможно обратить взыскание по исполнительным документам, Белых И.В. обратился в суд с рассматриваемым иском.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

Согласно положениям ст. 4 Федерального закона 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), статей 12 и 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (ранее – Федерального закона «О судебных приставах») исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременного совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем, в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу (ч. 1 ст. 68 Закона об исполнительном производстве).

Положениями ч. 1 ст. 68 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу.

Одной из мер принудительного исполнения является обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги (п. 1 ч. 3 ст. 68 Закона об исполнительном производстве).

Согласно ч. 2, 3 ст. 99 Закона об исполнительном производстве при исполнении исполнительного документа с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований. Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное ч. 2 данной статьи, не применяется при возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.

Обращение взыскания по исполнительным документам в отношении доходов должников-граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, регулируется положениями статьи 100 Закона об исполнительном производстве.

При этом ч. 2 ст. 100 Закона об исполнительном производстве установлено, что взыскание по исполнительным документам допускается в отношении любых доходов граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за исключением видов доходов, перечисленных в ст. 101 указанного выше Закона.

Исходя из указанных правовых норм, взыскание по исполнительным документам допускается в отношении любых доходов граждан, отбывающих наказание, за исключением видов доходов, перечисленных в ст. 101 Закона об исполнительном производстве.

Согласно ч. 5 ст. 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные вправе получать переводы денежных средств и за счет средств, находящихся на их лицевых счетах, осуществлять переводы денежных средств близким родственникам.

В соответствии с п. 4 Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденной Приказом Приказ Минюста РФ от 08.12.2006 № 356, для учета личных денег бухгалтерией учреждения открывается лицевой счет.

Согласно положениям п. 59 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста РФ от 16.12.2016 № 295, денежные переводы, поступившие осужденным, зачисляются на их лицевые счета, - то есть являются собственностью осужденного.

Такой лицевой счет открыт в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми и на имя Белых И.В.

В соответствии со ст. 107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с ч. 4 ст. 99 настоящего Кодекса. Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве.

Исходя из вышеприведенных норм, денежные средства, находящиеся на лицевом счете осужденного, независимо от источника их поступления (оплата труда либо переводы от иных лиц в дар), являются собственностью самого осужденного, его доходами, которыми тот вправе распоряжаться по своему усмотрению, поэтому к ним в полном объеме должны применяться положения как уголовно-исполнительного законодательства, так и законодательства об исполнительном производстве.

Оценивая доводы административного истца о том, что на полученные от государства в счет компенсации за ненадлежащие условия содержания денежные средства также нельзя обращать взыскание по исполнительным документам, суд находит их необоснованными, поскольку такого запрета законодателем не установлено.

Так ст. 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве" определен перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание:

1) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;

2) денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;

3) денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

4) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);

7) денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;

8) компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде:

а) в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность;

б) в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику;

в) денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака;

9) страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;

10) пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;

11) выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

12) пособия и выплаты гражданам, имеющим детей, беременным женщинам, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

13) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";

14) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников:

а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;

б) в связи с террористическим актом;

в) в связи со смертью члена семьи;

г) в виде гуманитарной помощи;

д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;

15) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

16) суммы компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе сопровождающего лица), если такая компенсация предусмотрена федеральным законом;

17) социальное пособие на погребение;

18) денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести;

19) выплаты, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и семьям, имеющим детей;

20) денежные выплаты, осуществляемые малоимущим гражданам в рамках оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта;

21) денежные выплаты, осуществляемые военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в связи с участием в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач за пределами территории Российской Федерации, не указанные в других пунктах настоящей части.

Вместе с тем, каких-либо ограничений на удержание денежных средств в счет исполнения требований по исполнительным документам из денежных средств, полученных осужденным к лишению свободы в счет компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении, данной статьей не предусмотрено.

В ст. 24 Гражданского кодекса РФ указано, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Поскольку денежные средства, поступающие на лицевой счет осужденных от родственников, не входят в перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание, иного дохода и имущества, на которое возможно обратить взыскание с целью погашения задолженности по исполнительному производству у должника не имеется, что Белых И.В. в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, оснований полагать, что обращение взыскания на денежные средства, поступившие по переводу на лицевой счет административного истца, как мера принудительного исполнения, является незаконным, не имеется.

При этом вопреки доводам административного истца, федеральным законодателем не предусмотрено какого-либо письменного согласия осужденного на принудительное удержание по постановлениям об обращении взыскания на заработную плату, пенсию и иные доходы должника.

С постановлением судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату и иных доходы должника Белых И.В. был ознакомлен в установленном законом порядке.

Определение поступивших денежных средств на лицевой счет осужденного как дохода, в рассматриваемом случае не противоречит налоговому законодательству, которое не регулирует отношения, связанные с обращением взыскания по исполнительным документам.

В этой связи, ссылка Белых И.В. на положения п. 1 ст. 41 Налогового кодекса РФ, согласно которым доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса, является несостоятельной, поскольку законодательство о налогах и сборах регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов на доходы, которые подлежат налогообложению.

Таким образом, на денежные средства, полученные в качестве перевода от родственников, вопреки доводам истца, возможно обращение взыскания в соответствии с положениями законодательства об исполнительном производстве, доводы об обратном, основаны на ошибочным толковании административным истцом норм материального права.

В силу ч. 1 ст. 6 Закона об исполнительном производстве требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В рассматриваемом случае ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми и ФКУ ЛПУБ-18 УФСИН России по Республики Коми, вопреки доводам Белых И.В., являются лишь исполнителями вынесенных судебными приставами-исполнителями по исполнительным производствам постановлений об обращении взыскания на доходы должника, а равно действия исправительного учреждения и лечебного учреждения, в которых содержался Белых И.В. в период отбывания наказания, являются законными и правомерными.

По данным основаниям также подлежат отклонению доводы административного истца о незаконности действий судебных приставов-исполнителей ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми, ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по Республике Коми, ОСП по г. Сосногорску УФССП России по Республике Коми, направленных на исполнение требований судебных актов о взыскании с должника задолженности.

Разрешая заявленные Белых И.В. требования о признании незаконным действий ФКУ ЛПУБ-18 УФСИН России по Республики Коми выразившихся в несвоевременном направлении в ОСП по Сыктывдинскому району Управления ФССП России по Республике Коми информации о нахождении административного истца на лечении, и действий ОСП по Сыктывдинскому району Управления ФССП России по Республике Коми, выразившихся в несвоевременном приостановлении исполнительного производства, суд руководствуется следующим.

Одним из принципов осуществления исполнительного производства в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В силу ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии с ч. 4 ст. 45 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судебным приставом-исполнителем при возникновении оснований, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Стороны исполнительного производства вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о приостановлении или прекращении исполнительного производства. Заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства передается судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем его поступления в подразделение судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему указанного заявления либо документа, подтверждающего возникновение основания для приостановления или прекращения исполнительного производства, или совершения судебным приставом-исполнителем исполнительного действия, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом является основанием для приостановления исполнительного производства, выносит постановление о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в удовлетворении заявления. Постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем.

Частью 2 ст. 40 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрены случаи, в которых исполнительное производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем, в том числе нахождение должника на лечении в стационарном лечебном учреждении (пункт 1).

Из материалов дела следует, что Белых И.В. помещен в ФКУ ЛПУБ-18 УФСИН России по Республики Коми 13.06.2023.

30.06.2023 от Белых И.В. в ОСП по Сыктывдинскому району поступило заявление о приостановлении исполнительного производства в связи с нахождением на стационарном лечении в ФКУ ЛПУБ-18 УФСИН России по Республики Коми, а также справка, подтверждающая указанные обстоятельства.

На основании постановления заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Сыктывдинскому району от 06.07.2023 исполнительное производство №-ИП, возбужденное в отношении должника Белых И.В., приостановлено с 06.07.2023 до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства. Основанием для приостановления исполнительного производства послужило поступление в ОСП по Сыктывдинскому району информации о нахождении должника на лечении в стационарном лечебном учреждении.

Таким образом, решение по заявлению Белых И.В. о приостановлении исполнительного производства принято в установленные законодательством об исполнительном производстве сроки.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявление Белых И.В. рассмотрено судебным приставом-исполнителем ОСП по Сыктывдинскому району в установленном законом порядке, нарушений прав административного истца в указанной части, суд не усматривает.

Кроме того, приостановление исполнительного производства по основанию, указанному в п. 1 ч. 2 ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве», нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении, является правом, а не обязанностью судебного пристава-исполнителя, поскольку данный вопрос разрешается с учетом конкретных обстоятельств дела.

Доводы Белых И.В. о том, ФКУ ЛПУБ-18 УФСИН России по Республики Коми своевременно не направило в ОСП по Сыктывдинскому району Управления ФССП России по Республике Коми информацию о нахождении административного истца на лечении, также являются не состоятельными, поскольку в обязанности ФКУ ЛПУБ-18 УФСИН России по Республики Коми не входило уведомление службы судебных приставов о поступлении административного истца не лечение.

Действия, производимые в рамках исполнительного производства, производятся по инициативе должника, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, к числу которых лечебное исполнительное учреждение, в котором содержался Белых И.В., не относится.

Разрешая заявленные Белых И.В. требования о признании действий ОСП по г. Сосногорску Управления ФССП России по Республике Коми незаконными в связи с удержанием с него 1400 рублей и направлением их в адрес ТФОМС, в то время, когда судебный акт, на основании которого с Белых И.В. в пользу ТФОМС взысканы денежные средства, был отменен, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В силу статьи 5 Закона принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Как указано выше, на основании исполнительного листа ФС № от 30.11.2020, выданного Эжвинским районным судом г. Сыктывкара, в отношении Белых И.В. судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Сосногорску 25.02.2021 возбуждено исполнительное производство №-ИП, предметом которого является взыскание расходов на лечение потерпевшего, в размере 9120 рублей 24 копеек в пользу взыскателя ГУ ТФОМС Республики Коми.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сосногорску от 01.03.2022 обращено взыскание на доходы должника Белых И.В. в пределах 9120 рублей 24 копеек. Для производства удержания суммы задолженности указанное постановление направлено в ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Республике Коми, которому указано, что производство удержаний необходимо производить ежемесячно в размере 70 % дохода должника в трехдневный срок со дня выплаты до удержания всей суммы задолженности.

<дата> с лицевого счета Белых И.В. в рамках исполнительного производства №-ИП удержано ФКУ ИК-19 ГУФСИН России по Республике Коми и ОСП по г. Сосногорску перечислено в пользу взыскателя ГУ ТФОМС Республики Коми 30 рублей и 70 рублей.

На основании платежного поручения от 07.02.2023 на депозитный счет ОСП по Сыктывдинскому району из ОСП по г. Сосногорску поступили денежные средства в сумме 1400 рублей по исполнительному производству №-ИП.

Денежные средства в размере 1400 рублей перечислены ОСП по Сыктывдинскому району на счет УФК по Республике Коми (ТФОМС Республики Коми) по исполнительному производству №-ИП, что подтверждается поручением о перечислении от 27.02.2023.

При этом из материалов дела следует, что на основании кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от <дата> приговор Эжвинского районного суда г. Сыктывкара от 03.08.2020, апелляционное определение Верховного Суда Республики Коми от 30.11.2020 в отношении Белых И.В. в части разрешения гражданского иска отмены, гражданский иск ГБУЗ РК «ТФОМС Республики Коми» оставлен без рассмотрения.

Таким образом, денежные средства с лицевого счета Белых И.В. в сумме 30 рублей и 70 рублей до отмены перечислены ОСП по г. Сосногорску на счет УФК по Республике Коми (ТФОМС Республики Коми) по исполнительному производству №-ИП до отмены судебного акта.

А денежные средства в размере 1400 рублей на счет УФК по Республике Коми (ТФОМС Республики Коми) по исполнительному производству №-ИП перечислены не ОСП по г. Сосногорску, а ОСП по Сыктывдинскому району и после отмены судебного акта, на основании которого указанная сумма была взыскана, а также после поступления в ОСП по Сыктывдинскому району заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа с исполнения.

При этом в ходе рассмотрения дела Белых И.В. настаивал на заявленных требованиях в указанной части именно к административному ответчику ОСП по г. Сосногорску.

В силу части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Поскольку как следует из материалов дела ОСП по г. Сосногорску не располагало сведениями об отмене Третьим кассационным судом общей юрисдикции судебного акта, на основании которого возбуждено исполнительное производство, поскольку заявление об отзыве исполнительного листа ФС № от 30.11.2020 с исполнения направлено взыскателем ТФОМС Республики Коми в адрес ОСП по Сыктывдинскому району, суд приходит к выводу, что оснований для признания бездействия ОСП по г. Сосногорску, по возврату удержанных с лицевого счета Белых И.В. по исполнительному производству №-ИП денежных средств, незаконными, не имеется.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сыктывдинскому району от 12.03.2023 исполнительное производство №-ИП окончено на основании п.1 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с тем, что от взыскателя поступило заявление об окончании исполнительного производства.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что действия административных ответчиков в рамках заявленных требований в полной мере соответствуют предписаниям закона и прав административного истца не нарушают, следовательно, оснований для удовлетворения административных исковых требований Белых И.В. не имеется.

Руководствуясь ст. 227, 228, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░-18 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░-19 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░-11 ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░.░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-7/2024 (2а-459/2023;) ~ М-328/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Белых Иван Валерьянович
Ответчики
ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по РК
ФССП России
Судебный пристав- исполнитель ОСП по ВАШ г. Сыктывкара УФССП России по РК Порошкина Анна Николаевна
Русняк Галина Вячеславовна
Судебный пристав- исполнитель ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по РК Пьянкова Анастасия Игоревна
судебного пристава- исполнителя ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по РК Шучалина Наталья Геннадьевна
ОСП по г. Сосногорск УФССП России по РК
ОСП по ВАШ г. Сыктывкара УФССП России по РК
Судебный пристав- исполнитель ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по РК Богданова Анастасия Владимировна
Судебный пристав- исполнитель ОСП по г. Сосногорск УФССП России по РК Данилова Нина Викторовна
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по РК
УФССП России по Республике Коми
Судебный пристав- исполнитель ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по РК Королева Елена Валерьевна
ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми
Судебный пристав- исполнитель ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по РК Бушенева Екатерина Вячеславовна
УФСИН России по РК
Дризд Валентина Андреевна
ФСИН России
ФКУ ЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми
Судебный пристав- исполнитель ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по РК Алексеева Алена Владимировна
Судебный пристав- исполнитель ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по РК Данченко Георгий Владимирович
ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по РК
начальник УФСИН России по Республике Коми
Судебный пристав- исполнитель ОСП по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП России по РК Лятиева Анастасия Игоревна
Другие
АО "Тинькофф Банк"
ОГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району
ФКУ ЛИУ-9 УФСИН по Ярославской области
МВД России по РК
ГУ ТФОМС по Республике Коми
УФК по Республике Коми
Малафеевский Андрей Александрович
ОМВД России по Сыктывдинского района
УМВД по г. Сыктывкару ОП № 2 Эжва
УФСИН России по РК
ПАО "Сбербанк России" в лице филиала - Северо-Западный Банк ПАО Сбербанк
Востриков Александр Валентинович
ООО "Специализированная стоянка"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Долгих Елена Алексеевна
Дело на сайте суда
skdsud--komi.sudrf.ru
17.04.2023Регистрация административного искового заявления
18.04.2023Передача материалов судье
20.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
20.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2023Судебное заседание
05.06.2023Судебное заседание
26.06.2023Судебное заседание
14.08.2023Судебное заседание
05.09.2023Судебное заседание
03.10.2023Судебное заседание
03.11.2023Судебное заседание
03.11.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
30.11.2023Судебное заседание
26.12.2023Судебное заседание
24.01.2024Судебное заседание
30.01.2024Судебное заседание
28.02.2024Судебное заседание
14.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее