Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-261/2023 ~ М-219/2023 от 05.06.2023

Дело №2а-261/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

село Глядянское                                        14 июня 2023г.

Притобольный районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи                     Трифоновой М.Н.

при секретаре                             Комогоровой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Притобольного района Курганской области к МРО СП по ИОИП УФССП России по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

УСТАНОВИЛ:

Администрация Притобольного района Курганской области обратилась в Притобольный районный суд Курганской области с административным исковым заявлением к МРО СП по ИОИП УФССП России по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП в отношении должника Администрации <адрес> в пользу взыскателя ФИО4. В обоснование иска указано, что Администрация <адрес> является должником по исполнительному производству №-ИП от 09.02.2018г., возбужденному на основании исполнительного листа серии ФС № от 06.12.2017г., выданного Притобольным районным судом Курганской области по делу №2-271/ 2017, предмет исполнения: предоставление жилья детям- сиротам, в пользу взыскателя ФИО4. В соответствии с Законом Курганской области от 29.12.2015г. №134 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области» ( далее –закон №134), на Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области возложена обязанность по обеспечению детей- сирот жилыми помещениями, путем приобретения их счет соответствующего финансирования из бюджета Курганской области и передачи органам местного самоуправления. Согласно приложению №13 к Закону Курганской области от 05.10.2007г. № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, а также по обеспечению детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» ( далее –Закон №288), орган исполнительной власти Курганской области. в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения на территории Курганской области ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за окончанием квартала представляет сведения, содержащиеся в списке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей,    оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, в электронном виде, органу исполнительной власти Курганской области, уполномоченного осуществлять управление государственным имуществом Курганской области Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области. Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, исходя из бюджетных ассигнований на приобретение жилых помещений в целях осуществления государственных полномочий Курганской области по обеспечению детей- сирот приобретает за счет средств бюджета Курганской области, а затем передает в муниципальную собственность указанные материальные ресурсы в виде жилых помещений. После передаче жилых помещений в муниципальную собственность, органы местного самоуправления Курганской области в соответствии с Законом №288 предоставляют детям- сиротам, по договорам найма специализированные жилые помещения из специализированного жилищного фонда соответствующего муниципального образования. Таким образом, предоставление жилых помещений осуществляется строго по списку. Определениями Притобольного районного суда Курганской области от 12.03.2018г., 25.03.2019г., 13.03.2020г., 15.03.2021г., 02.12.2022г. Администрации Притобольного района были предоставлены отсрочки исполнения решения суда от 01.11.2017г. по предоставлению ФИО4 благоустроенного жилого помещения. Распоряжением Администрации Притобольного района от 04.05.2023г. №-р «О предоставлении ФИО4, специализированного жилого помещения», по договору найма жилого помещения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № ФИО4 передано жилое помещение. 12.05.2023г. постановлением МРО СП по ИОИН УФССП России по Курганской области на Администрацию Притобольного района возложена обязанность о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.. Считает, что Администрацией Притобольного района в рамках своих полномочий, выполнила возложенные на нее обязательства о предоставлении ФИО4 жилого помещения. Просит суд освободить Администрацию Притобольного района Курганской области от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного истца -Администрации Притобольного района Курганской области, в судебное заседание не явился о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом и в срок, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.

Представитель административного ответчика- МРО СП по ИОИП УФССП России по Курганской области, заинтересованные лица: ФИО4, Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, Департамент образования и науки Курганской области, Финансового управления Курганской области, Управление социальной защиты населения Курганской области, орган опеки и попечительства Администрации Притобольного района, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Прокурор, участвующий в деле считает возможным освободить административного истца от уплаты исполнительского сбора.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав прокурора, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве).

Частью 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшему исполнительный документ.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

В соответствии с требованиями статьи 105 Закона об исполнительном производстве, вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора обусловлено неисполнением должником требований, содержащихся в исполнительном документе.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Притобольного районного суда <адрес> от 01.11.2017г., на Администрацию Притобольного района возложена обязанность предоставить ФИО4 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории муниципального образования Притобольный район Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м., отвечающее социальным и санитарно – техническим требованиям, приобретённое за счет бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.

12.05.2023г. судебным приставом –исполнителем МО СП по ИОИП УФССП России по <адрес> вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП имущественного характера и установлен новый срок исполнения до 17.07.2023г..

Данные об окончании исполнительного производства, в суд административным ответчиком не представлены.

Не оспаривая постановление о взыскании исполнительского сбора, административным истцом поставлен вопрос об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии со статьей 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).

Согласно ч.1, 2 ст. 112 ФЗ « Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Согласно частям 6, 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Освобождение исполнительского сбора возможно при наличии уважительных причин, при соблюдении должником той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В соответствии с частью 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Согласно п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 « О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Администрация Притобольного района Курганской области согласно положениям Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава, относится к органам местного самоуправления.

На основании статьи 2 Закона Курганской области от 05 октября 2007 г. № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, а также по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (далее - Закон) полномочия по опеке и попечительству, полномочия по обеспечению жилыми помещениями передаются органам местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Курганской области (далее - органы местного самоуправления).

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 4 указанного Закона, органы местного самоуправления при осуществлении полномочий по обеспечению жилыми помещениями имеют право на финансовое обеспечение этих полномочий, а также обеспечение материальными ресурсами при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями.

В пунктах 1, 2 части 2 статьи 6 Закона предусмотрено, что органы государственной власти Курганской области, обеспечивающие осуществление органами местного самоуправления полномочий по обеспечению жилыми помещениями, обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления полномочий по опеке и попечительству, полномочий по обеспечению жилыми помещениями, а также обеспечивать передачу органам местного самоуправления материальных ресурсов, необходимых для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями.

Таким образом, обеспечение граждан жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Притобольного района осуществляется при условии передачи жилых помещений из государственной собственности Курганской области в муниципальную собственность Притобольного района.

Согласно определениям Притобольного районного суда Курганской области от 12.03.2018г.. 25.03.2019г., 13.03.2020г., 15.03.2021г., 02.12.2022г. Администрацией Притобольного района предоставлялась отсрочка исполнения решения суда.

Распоряжением Администрации Притобольного района №-р от 04.05.2023г., на основании договора найма жилого помещения от 05.05.2023г. ФИО4 была предоставлена квартира по договору найма специализированного    жилого помещения.

              То есть решение суда исполнено по истечении 4-х лет со дня принятия решения.

                Согласно ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Основанием к вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора послужило неисполнение Администрацией Притобольного района в установленный судебным приставом –исполнителем срок, исполнительного документа, и не представление доказательств невозможности исполнения решения суда в указанный срок.

По смыслу закона правовая природа исполнительского сбора, как санкции штрафного характера, выражается в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, но только при наличии его вины, как элемента субъективной стороны правонарушения.

Как следует из материалов дела, фактическая возможность приобрести и предоставить взыскателю жилое помещение в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа срок у Администрации Притобольного района отсутствовала.

Таким образом, действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, а именно обеспечение детей-сирот жилыми помещениями, требуют значительных временных затрат, обусловлены необходимостью совершения комплекса мероприятий, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что вины Администрации Притобольного района в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения не имеется и освобождает от уплаты исполнительского сбора.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 12.05.2023 ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ 09.02. 2018░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

         ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░    ░░░░░:                           ░.░. ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.06. 2023░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку
05.06.2023Регистрация административного искового заявления
05.06.2023Передача материалов судье
05.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
05.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.06.2023Судебное заседание
16.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее