Дело № 2а-595/2024
39RS0010-01-2023-003098-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2024 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Дашковского А.И.
при помощнике Гулидовой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Норкус Екатерины Олеговны к судебным приставам-исполнителям ОСП Гурьевского района УФССП России по Калининградской области Исаевой Ю.В., Зазулиной М.В., врио начальника отдела–старшего судебного пристава ОСП Гурьевского района УФССП России по Калининградской области Никулиной Е.А., ОСП Гурьевского района УФССП России по Калининградской области, УФССП России по Калининградской области, заинтересованное лицо Норкус Александр Антанович, о признании незаконным постановления, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Норкус Е.О. обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, указав, что на основании судебного приказа №2-2440/2023, выданного мировым судьей 2-го судебного участка Гурьевского судебного района Калининградской области 13 сентября 2023 года, 12 октября 2023 года в ОСП Гурьевского района УФССП России по Калининградской области возбуждено исполнительное производство №218956/23/39010-ИП, предметом исполнения которого является взыскание с Норкуас А.А. алиментов в размере ? части заработка и (или) иного дохода ежемесячно на содержание несовершеннолетнего ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГ года рождения, начиная с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно.
При этом ДД.ММ.ГГ указанное исполнительное производство было окончено.
Административный истец полагает указанное постановление об окончании исполнительного производства незаконным, указывает, что с учетом длящегося алиментного обязательства, указанное в исполнительном документе требование не может быть исполнено досрочно.
Кроме того, административный истец указывает, что после окончания исполнительного производства оригинал исполнительного документа также не был направлен по месту трудоустройства должника, чем также были нарушены права и законные
Учитывая изложенное, административный истец с учетом уточнений просила признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Гурьевского района Калининградской области Исаевой Ю.В. об окончании исполнительного производства №218956/23/39010-ИП от 13 октября 2023 года; признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Гурьевского района Калининградской области Исаевой Ю.В., выразившееся в не направлении судебного приказа №2-2440/2023, выданного мировым судьей 2-го судебного участка Гурьевского судебного района Калининградской области 13 сентября 2023 года, взыскателю или по месту работ должника в рамках исполнительного производства №218956/23/39010-ИП; обязать судебного пристава-исполнителя ОСП Гурьевского района Калининградской области Исаеву Ю.В. устранить допущенные нарушения путем возобновления исполнительного производства и произведения расчета задолженности; взыскать в пользу административного истца расходы по оплате юридических услуг в размере 25 000 руб.
Административный истец Норкус Е.О., извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, заявлений и ходатайств не представила.
Административные ответчики - судебные приставы-исполнители ОСП Гурьевского района УФССП России по Калининградской области Исаева Ю.В., Зазулина М.В., врио начальника отдела–старшего судебного пристава ОСП Гурьевского района УФССП России по Калининградской области Никулина Е.А., ОСП Гурьевского района УФССП России по Калининградской области, УФССП России по Калининградской области, заинтересованное лицо Норкус А.А., извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, заявление и ходатайств не представили.
Исследовав письменные материалы дела, и дав им оценку в порядке ст. 84 КАС РФ суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как определено в ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - ФЗ «Об исполнительном производстве») постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ предусмотрено, что непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
Исполнительными действиями, согласно ч. 1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Меры принудительного взыскания судебным приставом-исполнителем применяются по окончании срока добровольного исполнения требований исполнительного документа (ст. 68 Закона).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 13 сентября 2023 года мировым судьей 2-го судебного участка Гурьевского судебного района Калининградской области вынесен судебный приказ №2-2440/2023 о взыскании с Норкуса А.А. алиментов в размере ? части заработка и (или) иного дохода ежемесячно на содержание несовершеннолетнего ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГ года рождения, начиная с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно.
25 сентября 2023 года административный истец подала в ОСП Гурьевского района УФССП России по Калининградской области заявление о возбуждении исполнительного производства на основании вышеуказанного исполнительного документа.
12 октября 2023 года в ОСП Гурьевского района УФССП России по Калининградской области возбуждено исполнительное производство №218956/23/39010-ИП.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Гурьевского района УФССП России по Калининградской области Исаевой Ю.В. от 13 октября 2023 года указанное исполнительное производства было окончено. При этом основания для окончания исполнительного производства в постановлении не указаны.
06 марта 2023 года постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Гурьевского района УФССП России по Калининградской области указанное выше постановление об окончании исполнительного производства №218956/23/39010-ИП было отменено, исполнительное производство было отменено.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Гурьевского района УФССП России по Калининградской области Зазулиной М.В. от 16 января 2024 года должнику Норкусу А.А. определена задолженность по алиментам за период с 13 сентября 2023 года по 30 ноября 2023 года по состоянию на 16 января 2023 года в размере 28 989,71 руб.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Гурьевского района УФССП России по Калининградской области Зазулиной М.В. от 16 января 2024 года обращено взыскание на доходы должника Норкуса А.А. путем направления копии постановления в адрес работодателя должника – МБУ «ЧИСТОТА». В постановлении также указано об удержании текущих алиментных платежей после погашения задолженности по алиментам.
В связи с вынесением указанного постановления 16 января 2024 года исполнительное производство №218956/23/39010-ИП окончено с целью направления оригинала исполнительного документа по месту получения дохода должника.
06 марта 2023 года постановлением врио начальника отделения – старший судебный пристав ОСП Гурьевского района УФССП России по Калининградской области Никулиной Е.А. отменено постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Гурьевского района УФССП России по Калининградской области Зазулиной М.В. от 16 января 2024 года об окончании исполнительного производства №218956/23/39010-ИП, исполнительное производства возобновлено.
В силу положений ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации средства на содержание детей взыскиваются с родителей в судебном порядке до достижения детьми совершеннолетия.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ об окончании исполнительного производства судебным приставом-исполнителем выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» окончание исполнительного производства (в том числе сводного) в связи с фактическим исполнением должником или одним из солидарных должников требований, содержащихся в исполнительном документе, производится при наличии у судебного пристава-исполнителя данных, подтверждающих факт исполнения.
Фактическим исполнением может признаваться исполнение обязанности по передаче непосредственно взыскателю денежных средств в конкретном размере или иного определенного имущества либо совершение в пользу взыскателя конкретных действий или воздержание от совершения этих действий.
Учитывая вышеизложенные нормы, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Гурьевского района УФССП России по Калининградской области Исаевой Ю.В. от 13 октября 2023 года об окончании исполнительного производства вынесено судебным приставом-исполнителем без выполнения всех необходимых действий для правильного и своевременного исполнения требований исполнительного документа, при этом судом отмечается, что обязанность по выплате периодических платежей является длящейся и прекращается при условии выполнения обязательств по погашению алиментов при достижении ребенком совершеннолетия.
На момент окончания исполнительного производства ребенок, на которого взысканы алименты, не достиг возраста совершеннолетия, при этом административный истец утверждает о непоступлении алиментных платежей на содержание ребенка, что не проверено и не получило оценки со стороны должностного лица.
Окончание судебным приставом-исполнителем исполнительного производства в отсутствие достоверных сведений об исполнении должником требований исполнительных документов может повлечь неисполнение судебного акта, что противоречит основам исполнительного производства, задачам судопроизводства в арбитражных судах Российской Федерации и нарушает право каждого на справедливое судебное разбирательство (учитывая, что стадия исполнительного производства является составной частью права на суд).
Согласно ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действия (бездействия), решений должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.
При названных обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Гурьевского района УФССП России по Калининградской области Исаевой Ю.В. от 13 октября 2023 года об окончании исполнительного производства №218956/23/39010-ИП, поскольку оно вынесено судебным приставом-исполнителем преждевременно, без выполнения всех необходимых действий для правильного и своевременного исполнения требований исполнительного документа.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований административного истца о признании бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП Гурьевского района УФССП России по Калининградской области Исаевой Ю.В., выразившегося в не направлении судебного приказа №2-2440/2023, выданного мировым судьей 2-го судебного участка Гурьевского судебного района Калининградской области 13 сентября 2023 года, взыскателю или по месту работ должника в рамках исполнительного производства №218956/23/39010-ИП, поскольку в признанном незаконном постановлении об окончании исполнительного производства не указаны основания, на основании которых было окончено исполнительное производства, заявление взыскателя о направлении в адрес работодателя должника оригинала исполнительного документа в адрес судебного пристава-исполнителя не поступало, в связи с чем у судебного пристава-исполнителя отсутствовала такая обязанность.
Поскольку постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Гурьевского района УФССП России по Калининградской области Исаевой Ю.В. от 13 октября 2023 года об окончании исполнительного производства №218956/23/39010-ИП отменено в силу предоставленных полномочий начальником отделения службы судебных приставов, а исполнительное производство возобновлено, суд приходит к выводу, что правовых оснований для отмены оспариваемого постановления и возложения обязанности возобновить исполнительное производство у суда не имеется.
Требования административного истца о возложении административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав путем перерасчета задолженности по алиментным взысканиям также удовлетворению не подлежит, поскольку, как следует из материалов исполнительного производства, расчет задолженности по алиментам должника Норкуса А.А. производится неоднократно после окончания исполнительного производства (13 октября 2023 года), согласно постановления от 11 марта 2023 года задолженность должника составляет 43 414,98 руб. При этом указанная задолженность погашена Норкусом А.А. в соответствии с представленными в материалы исполнительного производства платежными документами.
В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей (п. 4 ст. 106 КАС РФ).
В силу ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении: требования, подлежащего рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, за исключением требований о взыскании обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 111 указанного кодекса).
Таким образом, частичное удовлетворение требования административного истца в настоящем деле не влечет применения принципа пропорциональности.
Как разъяснено в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Согласно абз. 2 п. 11 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому, публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Из материалов дела усматривается, что Норкус Е.О. в связи с рассмотрением административного дела №2а-595/2024 понесены судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 25 000 руб., что подтверждается квитанцией серии АБ № 046674 от 27 октября 2023 года, согласно которой Норкус Е.О. оплатила услуги по подаче административного искового заявления адвокату НКО «Калининградская Регоиинальная Коллеги Адвокатов» Калининой С.А.
Принимая во внимание указанные критерии, подготовку Калининой С.А. административного искового заявления, участие в судебном заседании 18 декабря 2023 года, проанализировав материалы данного административного дела, свидетельствующие об объеме и характере выполненной работы и оказанной юридической помощи при разрешении данного спора, учитывая характер спорных правоотношений, сложность и конкретные обстоятельства дела, продолжительность рассмотрения дела судом, а также требования закона об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требованияо взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в заявленном размере не соответствует критерию разумности и соразмерности, и уменьшает его до 10 000 руб., что в свою очередь будет отвечать требованиям разумности и сложившейся гонорарной практике.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Норкус Е.О. подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 174, 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ -░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ 13 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №218956/23/39010-░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 3906131456) ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░.░░.░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ №) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░