УИД № 32RS0015-01-2024-001320-07
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Клинцовский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Холуевой Л.Ф.,
при секретаре Копытовой А.С.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора <адрес> Голофаст М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 августа 2024 года в <адрес> административное дело № 2а-941/2024 по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Клинцовской городской администрации о признании незаконным бездействий, выразившемся в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности и о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Клинцовской городской администрации, указав, что прокуратурой города в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, установлено, что на территории муниципального образования городской округ «<адрес>» находится жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Решением Клинцовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ за муниципальным образованием «городской округ <адрес>» признано право собственности на бесхозяйную недвижимую вещь-жилой дом по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение состоит на учете в качестве бесхозяйного с ДД.ММ.ГГГГ, однако, право собственности на него в ЕГРН до настоящего времени за административным ответчиком не зарегистрировано. Согласно выписке ЕГРН собственниками указанного жилого дома значатся <данные изъяты> которым выплачена компенсация материального ущерба, в связи с утратой указанного имущества. Истец просит суд признать незаконным бездействие Клинцовской городской администрации, выразившееся в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, кадастровый №, обязать Клинцовскую городскую администрацию принять меры по регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного истца - помощник прокурора <адрес> Голофаст М.Г. в судебном заседании поддержала требования административного искового заявления, просила суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Клинцовской городской администрации, будучи надлежаще уведомленным о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Заинтересованное лицо Брикс С.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, указав, что за указанный жилой дом он получил компенсацию материального ущерба.
Заинтересованное лицо Киреенко Т.В., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, указав, что за указанный жилой дом она получила компенсацию материального ущерба, решение оставляет на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом Клинцовской городской администрации, будучи надлежаще уведомленным о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Оснований для отложения дела в соответствии со статьей 150 КАС РФ у суда не имеется.
В связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального фонда непригодными для проживания, осуществление муниципального жилищного контроля, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п.п. 3, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 3,6 ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом.
В силу ч.5 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Таким образом, действующим законодательством обязанность по осуществлению муниципального жилищного контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, являющихся муниципальной собственностью, возложена на орган местного самоуправления.
При этом, отсутствие регистрации права собственности на недвижимое имущество, являющее жилым помещением, за муниципальным образованием, влечет невозможность выполнения вышеназванных обязанностей муниципального образования, и как следствие нарушением прав и законных интересов граждан, которые могли претендовать на получение данного имущества.
Из материалов дела следует, что на территории муниципального образования городского округа «<адрес>» находится жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №
Из выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственниками жилого дома с ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>, являются <данные изъяты> (1/2 доли в права) и <данные изъяты> (1/2 доли в права).
Однако судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, состоит на учете в качестве бесхозяйного имущества. Решением Клинцовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ за муниципальным образованием городской округ «<адрес>» признано право муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
При этом, согласно выписке ЕГРН, право муниципальной собственности до настоящего времени за муниципальным образованием не зарегистрировано.
Поскольку административным ответчиком, в нарушение вышеназванных норм, до настоящего времени право собственности не оформлено, суд приходит к выводу о признании незаконным данного бездействия административного ответчика.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, с учетом действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, объема материальных и временных затрат, требуемых для выполнения необходимых мероприятий, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность обеспечить исполнение решения суда в течение трех месяцев со дня его вступления в силу. Указанный срок, по мнению суда, достаточен для исполнения заявленных административных исковых требований.
Таким образом, суд считает, что заявленные требования заместителя прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.