Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2а-590/2024 ~ М-205/2024 от 30.01.2024

Дело № 2а-590/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Елизово Камчатского края 17 июля 2024 года

Елизовский районный суд Камчатского края в составе:

    Председательствующего судьи        Скурту Е.Г.,

    при секретаре судебного заседания        Минеевой Н.В.,

    с участием:

        представителя административных ответчиков, заинтересованного лица

             Михайленко С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Запороцкого Николая Александровича к Федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю о нарушении условий содержания в исправительном учреждении, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

установил:

Запороцкий Н.А. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, в котором просил признать не соответствующими требованиям закона условия содержания в исправительном учреждении и взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 20000 руб.

Свои требования обосновал тем, что, отбывая уголовное наказание, он в ноябре 2023 года подал заявление на имя начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, в котором просил ознакомить его с приложением № 3 к приказу Минюста России от 4 июля 2022 года № 110, а также заявление, в котором просил сообщить вступил ли в законную силу Федеральный закон от 13 июня 2023 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в УИК РФ и Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Данные заявления были зарегистрированы 29 ноября 2023 года под номером 501, 30 ноября 2023 года под номером 508. До момента подачи административного искового заявления в суд, ответы на его заявления получены не были. Не предоставление ответов он расценивает как нарушение требований Федерального закона № 59-ФЗ от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Определением судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 31 января 2024 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний (далее по тексту – ФСИН России).

Протокольным определением от 8 мая 2024 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФСИН России по Камчатскому краю.

Административный истец Запороцкий Н.А., будучи извещенным надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимал, с ходатайствами об отложении судебного разбирательства к суду не обращался.

Представитель административных ответчиков, заинтересованного лица Михайленко С.С., действующий на основании доверенностей, исковые требования не признал, возражал против их удовлетворения, поддержал письменные возражения, согласно которым в период с 1 ноября 2023 года по 31 декабря 2023 года заявлений на имя начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю по поставленным административным истцом вопросам не поступало, за номерами 501 и 508 зарегистрированы иные заявления Запороцкого Н.А., которые были исполнены.

Изучив административный иск, выслушав представителя административных ответчиков и заинтересованного лица, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту УИК РФ) исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.

Согласно части 1 статьи 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

В силу части 2 статьи 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. В части 1 статьи 12 УИК РФ указано, что осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

Аналогичные положения содержит подпункт 6.1 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 года № 110, из которых следует, что осужденные к лишению свободы имеют право получать информацию о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания, порядке изменения условий отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация ИУ обязана предоставить осужденным к лишению свободы указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказания

Частью 1 статьи 82 УИК РФ установлено, что режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Таким образом, государство берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с частью 4 статьи 15 УИК РФ и пунктами 6.3, 6.4 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 4 июля 2022 года № 110, осуждённые имеют право: на обращение по личным вопросам к администрации ИУ и иным лицам, осуществляющим прием по личным вопросам в ИУ; обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе с использованием информационных терминалов, предусматривающих систему идентификации пользователя (при их наличии и технической возможности), к администрации ИУ или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

В силу части 6 статьи 15 УИК РФ органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон №59-ФЗ) данный закон регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются и устанавливается.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ установлено, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу

Частью 1 статьи 9 Федерального закона № 59-ФЗ предусмотрено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно частям 1 и 2 статьи 12 № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Пунктом 143 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений установлено, что каждый осужденный к лишению свободы вправе обращаться, предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами к администрации ИУ.

Пунктом 148 тех же Правил установлено, что регистрация предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, изложенных письменно и адресованных администрации ИУ, осуществляется службой делопроизводства ИУ в течение трех дней со дня их подачи, заявитель под расписку ознакамливается с этим, после чего они докладываются начальнику ИУ или лицу, его замещающему, который осуществляет их рассмотрение.

Ответы на устные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к лишению свободы, поступившие на личном приеме, администрацией ИУ и руководителями органов УИС в случае, если изложенные в них факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, могут быть даны устно в ходе личного приема, о чем делается запись в журнале приема по личным вопросам. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в предложении, заявлении, ходатайстве или жалобе вопросов (п. 153 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений).

В судебном заседании установлено, что Запороцкий Н.А. до 20 февраля 2024 года отбывал уголовное наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, являющимся юридическим лицом, учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы и находящимся в ведении ФСИН России, которое согласно пункту 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета.

Из материалов дела следует, что 29 ноября 2023 года Запороцкий Н.А. подал начальнику ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю письменное заявление, в котором просил предоставить ему квитанцию, подтверждающую факт нахождения банного полотенца в его личных вещах, а также вернуть ему носовой платок и предоставить акт изъятия для ознакомления. Указанное заявление зарегистрировано под номером 508 от 30 ноября 2023 года, о чём свидетельствует отметка на заявлении (л.д. 69).

Как следует из акта от 1 декабря 2023 года, Запороцкому Н.А. был разъяснен порядок учета и хранения его личных вещей на складе учреждения (л.д. 70).

В журнале входящих заявлении осужденных по вопросам, реализуемым в соответствии с ПВР ИУ, имеются отметки о поступлении от административного истца заявления, зарегистрированного за номером 501 от 23 ноября 2023 года, а также за номером 508 от 29 ноября 2023 года (л.д. 73). Как указано в графе «краткое содержание документа»: заявление за номером 501 – об ознакомлении с документами.

Из акта от 30 ноября 2023 года, представленного стороной административного ответчика, следует, что Запороцкий Н.А. отказался от письменного ознакомления в листе ознакомления с приказом МЮ № 110 от 4 июля 2022 года «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (л.д. 75).

Спарвкой от 26 февраля 2024 года подтверждается, что в период с 1 ноября 2023 года по 31 декабря 2023 года документов, свидетельствующих о поступлении обращений в соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от Запороцкого Н.А., в канцелярию учреждения не поступало (л.д. 51).

Из ответа ФКУ тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю следует, что в материалах личного дела осужденного Запороцкого Н.А. отсутствуют копии обращений, зарегистрированных в ноябре 2023 года под номерами 501 и 508 (л.д. 53).

Таким образом, доводы административного истца о том, что его заявления, зарегистрированные за номерами 501 и 508 не были рассмотрены, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Запороцким Н.А. не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемым бездействием. Вместе с тем, обязанность доказывания факта нарушения прав возлагается в силу пункта 1 части 9, части 11 статьи 226 КАС РФ на административного истца.

В соответствии с пунктом 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части в случае, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административных ответчиков обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Совокупность указанных обстоятельств в ходе рассмотрения административного дела судом не установлена.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований Запороцкого Н.А. к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю о нарушении условий содержания в исправительном учреждении, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

В силу статьи 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным главой 22 КАС РФ, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 227.1 КАС РФ (часть 3 статьи 227.1 КАС РФ).

Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства судом не был установлен факт нарушения прав административного истца со стороны административных ответчиков, требования о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере двадцати тысяч рублей также не подлежат удовлетворению.

    Определением от 31 января 2024 года при подаче административного иска административному истцу в соответствии с пунктом 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения административного дела по существу.

    Поскольку в удовлетворении требований Запороцкому Н.А. отказано, с административного истца подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Елизовского муниципального района в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 6 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░" ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - 29 ░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░                                    ░.░. ░░░░░░

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░ 2024 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-590/2024 ~ М-205/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Запороцкий Николай Александрович
Ответчики
ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю
Другие
УФСИН России по Камчатскому краю
Акиншина Елена Андреевна
Михайленко Сергей Сергеевич
Суд
Елизовский районный суд Камчатского края
Судья
Скурту Екатерина Геннадьевна
Дело на сайте суда
elizovsky--kam.sudrf.ru
30.01.2024Регистрация административного искового заявления
31.01.2024Передача материалов судье
31.01.2024Решение вопроса о принятии к производству
31.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2024Рассмотрение дела начато с начала
29.02.2024Судебное заседание
08.05.2024Производство по делу возобновлено
08.05.2024Судебное заседание
06.06.2024Судебное заседание
04.07.2024Судебное заседание
17.07.2024Судебное заседание
29.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее