Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бодайбо 27 апреля 2023 г. Дело № 2а-258/2023
Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе: судьи Ермакова Э.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области к Кузнецову Александру Владимировичу о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу,
у с т а н о в и л :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области (далее по тексту Межрайонная ИФНС России № 20 по Иркутской области) обратилась в Бодайбинский городской суд с административным иском к Кузнецову Александру Владимировичу о взыскании 897 рублей 82 копеек, в том числе:
недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в том числе за 2015 год в размере 83 рубля, начисленных за несвоевременную уплату налога пени в сумме 9 рублей 03 копейки; за 2016 год - 96 рублей, пени в сумме 4 рубля 86 копеек; за 2017 год - 103 рубля, пени в сумме 5 рублей 53 копейки; за 2018 год - 107 рублей, пени в сумме 4 рубля 41 копейка;
недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2015 год в размере 114 рублей, начисленных за несвоевременную уплату налога пени в сумме 12 рублей 39 копеек; за 2016 год - 114 рублей, пени в сумме 5 рублей 77 копеек; за 2017 год - 114 рублей, пени в сумме 6 рублей 13 копеек; за 2018 год - 114 рублей, пени в сумме 4 рубля 70 копеек.
В обоснование заявленных требований налоговым органом указано, что Кузнецов Александр Владимирович состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области в качестве налогоплательщика налога на имущество физических лиц, земельного налога, однако уплату налога своевременно и в полном объеме не производил. В связи с этим, Межрайонная ИФНС России № 20 по Иркутской области направила в его адрес требования об уплате недоимки по налогам и соответствующих сумм пеней от 16 ноября 2017 года № 8140, от 22 июня 2018 года №16093, от 01 июля 2019 года №18694, от 29 июня 2020 года № 381415441.
В связи с неисполнением налогоплательщиком указанных требований, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №124 г. Бодайбо и района с заявлением о выдаче судебного приказа. Определением мирового судьи от 28 июля 2022 года в выдаче судебного приказа отказано.
Принимая во внимание, что налоговым органом пропущен предусмотренный п. 2 ст. 48 НК РФ срок для обращения за взысканием суммы задолженности, истец ходатайствует восстановлении пропущенного срока, ссылаясь на большой объем работы и нехватку кадров.
Административный истец – Межрайонная ИФНС России № 20 по Иркутской области в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте слушания дела извещена, ранее просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Административный ответчик – Кузнецов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен.
С учетом того, что лица участвующие в деле о времени и месте его слушания извещены, в судебное заседание не явились и при этом у них имелась возможность дачи объяснений, заключения, представления в судебное заседание письменных доказательств, суд переходит к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства на основании части 7 ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска Межрайонной ИФНС России №20 по Иркутской области.
Статьей 57 Конституции РФ установлена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1).
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2).
В статье 19 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее «НК РФ») налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы, а согласно пункту 1 ст. 45 этого кодекса предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу положений ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (стать 400 НК РФ).
Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В статье 405 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом признается календарный год.
В части 1 статьи 406 НК РФ установлено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (ст. 409 НК РФ).
В силу положений статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительный орган федеральной территории «Сириус») определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительный орган федеральной территории «Сириус»), устанавливая налог, определяют также порядок уплаты налога.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус») могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.
В статье 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды (части 1,2).
Согласно статье 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения: 1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; 4) земельные участки из состава земель лесного фонда; 5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда; 6) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (статья 390 НК РФ).
Частями 1 и 4 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В части 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (часть 3 ст. 396 НК РФ).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Частью 4 статьи 397 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. ст. 69, 70 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. С направлением предусмотренного статьей 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
В силу части 1 ст. 70 НК РФ Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (ч. 3 ст. 70 НК РФ).
Как следует из материалов дела, Кузнецов Александр Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете в Межрайонной инспекции ФНС России № 20 по Иркутской области как плательщик налога на имущество физических лиц, земельного налога в связи с обладанием на праве собственности объектами недвижимого имущества, являющихся объектами налогообложения.
Поскольку в срок, указанный в уведомлениях об уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога соответствующий платеж не поступил, налоговым органом в адрес налогоплательщика вынесены требования:
№ 8140 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 16 ноября 2017 года, в частности налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2015 год со сроком уплаты до 1 декабря 2016 года в размере 83 рубля, начисленных пени в размере 9 рубль 03 копейки, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2015 год со сроком уплаты до 1 декабря 2016 года, в размере 114 рублей, начисленных пени в размере 12 рубль 39 копеек. Срок исполнения требования до 17 января 2018 года;
№ 16093 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 22 июня 2018 года, в частности налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2016 год со сроком уплаты до 1 декабря 2017 года в размере 96 рублей, начисленных пени в размере 4 рубля 86 копеек, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2016 год со сроком уплаты до 1 декабря 2017 года, в размере 114 рублей, начисленных пени в размере 5 рублей 77 копеек. Срок исполнения требования до 15 августа 2018 года;
№ 18694 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 1 июля 2019 года, в частности налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2017 год со сроком уплаты до 3 декабря 2018 года в размере 103 рубля, начисленных пени в размере 5 рублей 53 копейки, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2017 год со сроком уплаты до 3 декабря 2018 года, в размере 114 рублей, начисленных пени в размере 6 рублей 13 копеек. Срок исполнения требования до 30 сентября 2019 года;
№ 381415441 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 29 июня 2020 года, в частности налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, за 2018 год со сроком уплаты до 2 декабря 2019 года в размере 107 рублей, начисленных пени в размере 4 рубля 41 копейка, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2018 год со сроком уплаты до 2 декабря 2019 года, в размере 114 рублей, начисленных пени в размере 4 рубля 70 копеек. Срок исполнения требования до 25 ноября 2020 года.
Установив факт отсутствия добровольного погашения налогоплательщиком налоговых платежей, налоговый орган принял решение о взыскании с ответчика в соответствии со ст. 48 НК РФ в судебном порядке недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налог, пени.
Поскольку решение не было исполнено, суммы налога не перечислены в бюджет, МИ ФНС России № 20 по Иркутской области 6 июля 2022 года обратился к мировому судье участка № 124 г. Бодайбо и Бодайбинского района с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с Кузнецова А.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу в общей сумме 897 рублей 82 копейки.
Определением мирового судьи от 28 июля 2022 года МИ ФНС России № 20 по Иркутской области было отказано в выдаче судебного приказа на взыскание указанной недоимки со ссылкой на отсутствие бесспорности требований – пропуска срока для взыскания задолженности, предусмотренного ст. 48 НК РФ. Данное определение не было обжаловано, является действующим.
В настоящем административном иске, поданном 3 апреля 2023 года, налоговый орган просит взыскать недоимку по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу в общей сумме 897 рублей 82 копейки.
Статьей 48 НК РФ (в редакции, действующей на день подачи налоговым органом заявления о выдаче судебного приказа в рассматриваемом споре, то есть до введения в действие Федерального закона от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ) предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Внесение изменений в статью 48 НК РФ Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ, согласно которой, налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности не позднее 1 июля года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, не затрагивает спорных правовых отношений сторон, поскольку возможность взыскания налога в судебном порядке была утрачена в виду истечения срока, установленного ранее действовавшим законодательством, приведенным выше.
Пунктом 4 ст. 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Каких-либо указаний на распространение внесенных изменений к правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования, Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ не предусмотрено, следовательно, он не имеет обратной силы.
Из материалов дела следует, что срок исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов № 8140 по состоянию на 16 ноября 2017 года, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы в соответствии с положениями части 2 ст. 48 НК РФ, налога на имущество физических лиц, земельного налога, начисленных пеней, подлежащих взысканию с ответчика, был определен до 17 января 2018 года.
Соответственно установленный ст. 48 НК РФ трехлетний срок со дня исполнения самого раннего требования, учитываемого при определении налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащей взысканию с физического лица, истек 17 января 2021 года, а шестимесячный срок, в течение которого налоговый орган был вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании суммы недоимки, окончился 17 июля 2021 года.
Налоговый орган обратился в порядке ст. 48 НК РФ с заявлением к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа лишь 6 июля 2022 года, то есть по истечении указанных сроков.
Таким образом, налоговым органом нарушены установленные законодателем сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Разрешая требования административного истца о взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, суд учитывает, что согласно пункту 1 ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 6 приведенной статьи предусмотрено, что принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Следовательно, Налоговый кодекс РФ регламентирует порядок и сроки направления требования не только об уплате налога, но и пени и с направлением требования связывает применение порядка принудительного взыскания налога и пени в установленные сроки.
С учетом изложенного, в случае пропуска срока для взыскания основного долга (налогов, сборов) в судебном порядке, налоговый орган также утрачивает возможность для принудительного взыскания пеней, начисленных на названную задолженность, так как в силу ст. 72 НК РФ начисление пени является лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, а ст. 75 НК РФ устанавливает правило об уплате пени одновременно с уплатой налога или после его уплаты в полном объеме.
Принимая во внимание совокупность исследованных документов и учитывая требования приведенных выше норм действующего законодательства, суд находит пропущенным срок обращения Межрайонной инспекции ФНС России № 20 по Иркутской области в суд с требованием о взыскании с Кузнецова А.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в том числе за 2015 год в размере 83 рубля, начисленных за несвоевременную уплату налога пени в сумме 9 рублей 03 копейки; за 2016 год - 96 рублей, пени в сумме 4 рубля 86 копеек; за 2017 год - 103 рубля, пени в сумме 5 рублей 53 копейки; за 2018 год - 107 рублей, пени в сумме 4 рубля 41 копейка; недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2015 год в размере 114 рублей, начисленных за несвоевременную уплату налога пени в сумме 12 рублей 39 копеек; за 2016 год - 114 рублей, пени в сумме 5 рублей 77 копеек; за 2017 год - 114 рублей, пени в сумме 6 рублей 13 копеек; за 2018 год - 114 рублей, пени в сумме 4 рубля 70 копеек, а всего в сумме 897 рублей 82 копейки.
Доводы административного истца о том, что в связи со значительным объемом работы и нехваткой кадров, Межрайонная инспекция ФНС России № 20 по Иркутской области не могла принять меры к своевременному взысканию задолженности, не могут быть приняты во внимание судом.
Ненадлежащее исполнение налоговыми органами возложенных на них государством задач, не связанное с виновным и противоправным поведением самого налогоплательщика, не может служить основанием для восстановления срока давности для взыскания недоимки и пеней.
Сведений, свидетельствующих о том, Межрайонная инспекция ФНС России № 20 по Иркутской области ранее обращалась в суд с иском о взыскании с должника недоимки по соответствующим налоговым платежам в связи с чем, срок исковой давности был прерван, административным истцом не представлено.
Оценивая по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные суду доказательстваисходя из их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства вотдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в ихсовокупности, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Межрайонной инспекции ФНС России № 20 по Иркутской области о взыскании с Кузнецова А.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в том числе за 2015 год в размере 83 рубля, начисленных за несвоевременную уплату налога пени в сумме 9 рублей 03 копейки; за 2016 год - 96 рублей, пени в сумме 4 рубля 86 копеек; за 2017 год - 103 рубля, пени в сумме 5 рублей 53 копейки; за 2018 год - 107 рублей, пени в сумме 4 рубля 41 копейка; недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, за 2015 год в размере 114 рублей, начисленных за несвоевременную уплату налога пени в сумме 12 рублей 39 копеек; за 2016 год - 114 рублей, пени в сумме 5 рублей 77 копеек; за 2017 год - 114 рублей, пени в сумме 6 рублей 13 копеек; за 2018 год - 114 рублей, пени в сумме 4 рубля 70 копеек, а всего в сумме 897 рублей 82 копейки, в связи с чем, в удовлетворении этих требований должно быть отказано.
Руководствуясь ст. ст. 175, 177, 179, 290, 293 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 20 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 897 ░░░░░░ 82 ░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ 82 ░░░░░░░) ░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░:
░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░ 2015 ░░░ ░ ░░░░░░░ 83 ░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ 9 ░░░░░░ 03 ░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░ 03 ░░░░░░░); ░░ 2016 ░░░ - 96 ░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░), ░░░░ ░ ░░░░░ 4 ░░░░░ 86 ░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░ 86 ░░░░░░); ░░ 2017 ░░░ - 103 ░░░░░ (░░░ ░░░ ░░░░░), ░░░░ ░ ░░░░░ 5 ░░░░░░ 53 ░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░ 53 ░░░░░░░); ░░ 2018 ░░░ - 107 ░░░░░░ (░░░ ░░░░ ░░░░░░), ░░░░ ░ ░░░░░ 4 ░░░░░ 41 ░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░ 41 ░░░░░░░);
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ 2015 ░░░ ░ ░░░░░░░ 114 ░░░░░░ (░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ 12 ░░░░░░ 39 ░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 39 ░░░░░░); ░░ 2016 ░░░ - 114 ░░░░░░ (░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░), ░░░░ ░ ░░░░░ 5 ░░░░░░ 77 ░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░ 77 ░░░░░░); ░░ 2017 ░░░ - 114 ░░░░░░ (░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░), ░░░░ ░ ░░░░░ 6 ░░░░░░ 13 ░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░ 13 ░░░░░░); ░░ 2018 ░░░ - 114 ░░░░░░ (░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░), ░░░░ ░ ░░░░░ 4 ░░░░░ 70 ░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░ 70 ░░░░░░), ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░