Дело №2а–978/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Волжский
Волгоградская область «12» января 2022 года
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Максимова Д.Н.,
при секретаре Кишиковой И.А.,
с участием, представителя административного истца– Максименко О.А.,
представителя административного ответчика– Шаповалова Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по городу Волжскому Волгоградской области к Полякову А.Н. о взыскании задолженности по уплате штрафа,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по г.Волжскому 13 декабря 2021 года обратилась в суд с административным иском к Полякову А.Н. о взыскании задолженности по уплате штрафа в размере 50 000 рублей, указав в обоснование, что административный ответчик Решением ИФНС России по г.Волжскому от "."..г. №... привлечен к ответственности по п.2 ст.129.6 НК РФ за неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения, в виде штрафа в размере 50 000 рублей. Однако в нарушение действующего законодательства не исполнил в добровольном порядке предусмотренную законом обязанность по уплате штрафа. Полякову А.Н. было направлено требование с предложением добровольного погашения задолженности по штрафу, которое им исполнено не было, в связи с чем, "."..г. мировым судьёй судебного участка №70 судебного района города Волжского Волгоградской области был выдан судебный приказ №... о взыскании данной задолженности, который определением от "."..г. был отменён, основанием для чего послужили возражения ответчика, относительно исполнения судебного приказа. Просят суд взыскать с Полякова А.Н. задолженность по штрафу.
Представитель административного истца в судебном заседании административное исковое заявление поддержала, просила его удовлетворить.
Административный ответчик в судебном заседании не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, его представитель возражал против удовлетворения административного искового заявления.
Исследовав и оценив письменные материалы дела, нахожу административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из положений ст.45 НК РФ, в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате налога производится его взыскание.
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.19 НК РФ (далее по тексту – НК РФ) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В силу положений статей 44, 45, 48 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Пунктами 1, 2 ст.69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признаётся извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В соответствии с п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Частью 2 ст.48 НК РФ закреплено, что заявление подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии пп. 1 п.3.1 ст.23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные ст.25.14 Кодекса, о своем участии в иностранных организациях (в случае, если для доля такого участия превышает 10 процентов). В целях настоящего подпункта для участия в иностранной организации определятся в порядке, установленном ст.105.2 НК РФ.
В соответствии с пп. 2 п.1 ст.25.14 НК РФ налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ, уведомляют налоговый орган о своем участии в иностранных организациях.
Пунктом 4 ст.25.14 НК РФ установлено, что налогоплательщики представляют уведомления о контролируемых иностранных компаниях в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства). Уведомления о контролируемых иностранных компаниях представляются в налоговый орган налогоплательщиками по установленным формам (форматам) в электронной форме. Налогоплательщики - физические лица вправе представить указанные уведомления на бумажном носителе.
Форма (формат) уведомления о контролируемых иностранных компаниях, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом ФНС России от 24.04.2015 № ММВ-7-14/177@ утверждены форма и и формат представления в электронной форме уведомления об участии в иностранных организациях.
В соответствии с п.3 ст.25.13 Кодекса, если иное не предусмотрено указанной статьей, в целях Кодекса контролирующим лицом иностранной организации признаются, в частности, следующие лица:
физическое лицо, доля участия которого в этой организации составляет более 25 процентов;
физическое лицо, доля участия которого в этой организации (совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.
Согласно п.5 ст.25.13 НК РФ для целей п.3 ст.25.13 НК РФ доля участия организации в другой организации или физического лица в организации определяется в соответствии с порядком, предусмотренным ст.105.2 НК РФ. При этом при определении доли физического лица в организации учитываются единоличное участие и участие совместно с супругами и несовершеннолетними детьми.
Пунктами 1 и 2 ст.105.2 НК РФ предусмотрено, что в целях Налогового кодекса доля участия лица в организации определяется в виде суммы выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия этого лица в организации. Долей прямого участия лица в организации признается непосредственно принадлежащая такому лицу доля голосующих акций этой организации или непосредственно принадлежащая такому лицу доля в уставном (складочном) капитале (фонде) этой организации, а в случае невозможности определения таких долей - непосредственно принадлежащая такому лицу, являющемуся участником этой организации, доля, определяемая пропорционально общему количеству участников этой организации. В случае, если акции (доли в уставном (складочном) капитале (фонде) организации входят в состав активов инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, доля прямого участия в такой организации определяется пропорционально доле участия (доле вносимого имущества во вклад) лиц в таком инвестиционном фонде (негосударственном пенсионном фонде), а в случае невозможности определения такой доли - пропорционально количеству лиц.
Пунктом 8 ст.25.14 НК РФ установлено, что при наличии у налогового органа информации, в том числе полученной от компетентных органов иностранных государств, свидетельствующей о том, что налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), но при этом такой налогоплательщик не направил в налоговый орган уведомление о контролируемых иностранных компаниях, налоговый орган направляет этому налогоплательщику требование представить уведомление о контролируемых иностранных компаниях, в установленный налоговым органом срок, который не может составлять менее тридцати дней с даты получения указанного требования.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Поляков А.Н. являясь с "."..г. единственным учредителем и руководителем белорусской организации ООО «Волжсктредбрест», признается контролирующим лицом данной иностранной организации и являясь с "."..г. единственным учредителем белорусской организации ООО «Полбрестстрой», признается контролирующим лицом данной иностранной организации. Соответственно, Поляков А.Н. обязан был в срок не позднее "."..г. представить в адрес налогового органа уведомлен об участии в иностранных организациях.
Уведомлением налогового органа Поляков А.Н. вызывался для дачи пояснений по факту непредставления уведомлений. В назначенное время, "."..г. Поляков А.Н. не явился, пояснений по факту непредставления уведомления не представил.
Ответственность за неправомерное непредставление в установленный срок уведомления об участии в иностранных организациях предусмотрена п.2 ст.129.6 НК РФ.
В соответствии с абз.3 п.1 ст.45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить штраф в размере 50 000 рублей.
В связи с неуплатой административным ответчиком штрафа в его адрес направлено требование: №... от "."..г., с предложением добровольного погашения задолженности по штрафу в размере 50 000 рублей в срок до "."..г..
Установив, что Поляков А.Н. не исполнил в добровольном порядке обязанность по уплате штрафа, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
Судебный приказ, выданный налоговому органу "."..г., отменён по заявлению должника "."..г..
Поскольку Поляков А.Н. уклонился от добровольной и своевременной уплаты штрафа, требование налогового органа оставил без удовлетворения, а выданный мировым судьёй судебный приказ был отменён по его заявлению, стало основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч.2 ст.286 КАС РФ).
Аналогичное положение о сроке обращения в суд с заявлением о взыскании налога содержится в п.2 ст.48 НК РФ.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз.2 п.3 ст.48 НК РФ).
Из материалов административного дела усматривается, что налоговый орган направил в адрес Полякова А.Н. требование №... от "."..г., с предложением добровольного погашения задолженности по штрафу в размере 50 000 рублей в срок до "."..г..
По истечении установленного НК РФ шестимесячного срока налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №70 судебного района г.Волжского Волгоградской области с заявлением о вынесении судебного приказа, который "."..г. вынес судебный приказ о взыскании с Полякова А.Н. в пользу административного истца задолженности по налогам и пени.
Определением мирового судьи судебного участка судебного участка №70 судебного района города Волжского Волгоградской области от "."..г. указанный судебный приказ отменён, в связи с поступлением от должника возражений относительного его исполнения.
С настоящим административным иском в суд налоговый орган обратился "."..г., в ходе рассмотрения административного дела в суде заявил ходатайство о восстановлении срока обращения в суд с административным иском, полагая подлежащим исчислению шестимесячного срока с момента отмены судебного приказа, то есть с "."..г..
Данный довод административного истца, строится на неправильном толковании и понимании норм материального права.
Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
В материалы дела административным истцом не предоставлено каких–либо доказательств и не приводятся ссылки на какие–либо обстоятельства, объективно исключающие возможность подачи административным истцом заявления о выдаче судебного приказа в установленный законом срок.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в (Определение от 8 февраля 2007 года № 381-О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
При таких обстоятельствах, несоблюдение налоговым органом установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175–180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░–
░░░░░░░: ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 21 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░–