РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<дата> года город Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Потешкиной И.Н.,
при секретаре судебного заседания Назаровой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению прокурора города Нижневартовска в интересах неопределенного круга лиц к Чернакову В.В. и Департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о прекращении права на осуществление охоты и аннулировании охотничьего билета,
установил:
Прокурор г. Нижневартовска обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что Чернаков В.В. имеет непогашенную судимость за совершение умышленного преступления, что является основанием для аннулирования выданного ему охотничьего билета. При этом уполномоченным органом допущено незаконное бездействие, охотничий билет Чернакова В.В. не аннулирован. Просит прекратить действие права административного ответчика на осуществление охоты до погашения или снятия судимости; возложить на Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обязанность аннулировать охотничий билет единого образца серии 86 №, выданный <дата> Чернакову В.В.; возложить на Чернакова В.В. обязанность возвратить в Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры охотничий билет единого образца серии 86 №, выданный <дата>.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора города Нижневартовска Кириллова К.С. на заявленных требованиях настаивала в полном объеме.
Административный ответчик Чернаков В.В. в судебном заседании не возражал против аннулирования охотничьего билета и прекращения права на осуществления охоты, при этом сообщил, что у него отсутствует возможность возвратить в Департамент охотничий билет, т.к. он был изъят при обыске в рамках уголовного дела в 2019 году.
Представитель Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО - Югры в судебное заседание не явился, о времени и слушании дела Департамент извещен надлежащим образом.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
К административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее по тексту - Закон № 209-ФЗ), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 5 ч. 1 Закона № 209-ФЗ охотой признается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой; орудиями охоты - огнестрельное, пневматическое, охотничье метательное стрелковое и холодное оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», а также боеприпасы, метаемые снаряды к охотничьему метательному стрелковому оружию, капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты.
Согласно ч. 1 ст. 20 Закона № 209-ФЗ охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства.
Охотник и указанный в ч. 2 настоящей статьи, приравненный к нему работник (далее по тексту - охотник), за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 настоящей статьи, должны иметь охотничьи билет, разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, выданное в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об оружии», за исключением случаев осуществления охоты с применением орудий охоты, не относящихся в соответствии с указанным Федеральным законом к охотничьему оружию (ч. 3 ст. 20).
В силу положений ч. 2, ч. 3, ст. 21 Закона № 209-ФЗ охотничий билет является документом единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, имеет учетную серию и номер, выданный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 января 2011 года № 13 утвержден Порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета (далее - Порядок).
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона № 209-ФЗ, п. 1 Порядка, охотничий билет выдаётся физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума.
Согласно пункту 1 Положения о Департаменте недропользования природных ресурсов ХМАО - Югры, утвержденного постановлением Губернатора ХМАО - Югры от 22 декабря 2016 года № 157, Департамент является исполнительным органом государственной власти ХМАО - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере геологического изучения, использования и охраны недр, модернизации нефтегазового комплекса и рационального использования углеводородного сырья, лесных и водных отношений, использования, воспроизводства, охраны объектов животного мира и среды их обитания, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В соответствии с п. 6.4.7. указанного Положения, одной из функций Департамента является ведение государственного охотхозяйственного реестра на территории ХМАО - Югры, который включает в себя, в том числе, выдачу и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца.
В силу ч. 8 ст. 21 Закона № 209-ФЗ, п. 17 Порядка, охотничий билет аннулируется на основании: несоответствия физического лица требованиям ч. 1 настоящей статьи (п. «а»); подачи охотником заявления об аннулировании охотничьего билета (п. «б»); судебного решения (п. «в»).
Согласно ч. 9 ст. 21 Закона № 209-ФЗ охотничий билет аннулируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с указанием обстоятельства, послужившего основанием аннулирования, с обязательной ссылкой на соответствующее положение ч.8 названной статьи.
Пунктом 17 Порядка предусмотрены аналогичные основания для аннулирования охотничьего билета, что и положениями ч. 8 ст. 21 Закона № 209-ФЗ.
В соответствии с п. 19 Порядка, при наличии основания, указанного в подпункте «а» пункта 17 настоящего Порядка, охотничий билет аннулируется уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней со дня выявления обстоятельства, послужившего основанием аннулирования охотничьего билета.
Согласно п. 19.2 Порядка при наличии основания, указанного в подпункте «в» пункта 17 настоящего Порядка, охотничий билет аннулируется уполномоченным органом в течение одного рабочего дня со дня поступления в уполномоченный орган сведений о вступлении в законную силу судебного решения, послужившего основанием аннулирования охотничьего билета.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что <дата> Департаментом недропользования и природных ресурсов ХМАО - Югры Чернакову В.В. выдан охотничий билет единого федерального образца серии 86 №.
Приговором Нижневартовского городского суда от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, Чернаков В.В. признан виновным в совершении четырех преступлений, предусмотренных пунктом «а» части 4 статьи 215.3 и преступлений, предусмотренных пунктом «а» части 4 статьи 158, частью 1 статьи 30 пункта «а» части 4 статьи 158, частью 3 статьи 30 пунктом «а» части 4 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 69 Уголовного кодекса Российской Федерации назначено окончательное наказание в виде лишения свободы на срок 8 лет со штрафом в размере 300 000 рублей с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Основанием для обращения прокурора в суд с настоящим административным иском явилось наличие неснятой и непогашенной судимости у Чернакова В.В., имеющего охотничий билет, который действителен и не аннулировался.
Согласно положениям части 1 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.
Учитывая изложенное, судимость Чернакова В.В. по приговору Нижневартовского городского суда от <дата>, вступившему в законную силу, до настоящего времени не снята и не погашена, что свидетельствует о его несоответствии требованиям части 1 статьи 21 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и является основанием для аннулирования выданного ему охотничьего билета.
Наличие у Чернакова В.В. охотничьего билета, а также сведений о нем в охотхозяйственном реестре является основанием для выдачи разрешения на добычу охотничьих ресурсов, и, следовательно, возникновения права на добычу охотничьих ресурсов, использования орудий охоты, в том числе не относящихся к охотничьему оружию (капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты).
Осуществление охотничьей деятельности лицом, незаконно обладающим охотничьим билетом, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу причинения лицом, ранее нарушившим требования федерального законодательства, и имеющим в настоящее время возможность использования орудий охоты, как имущественного, так и неимущественного вреда неопределенному кругу лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В связи с чем, государство обязано, посредством своих органов, принять меры к восстановлению законности.
В соответствии со статьями 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Поскольку, пунктом 1 части 8 статьи 21 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в качестве основания аннулирования охотничьего билета предусмотрено несоответствие физического лица требованиям части 1 указанной статьи, то есть - охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления, в связи с чем, имеется необходимость в понуждении Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к принятию мер по аннулированию ранее выданного Чернакову В.В. охотничьего билета в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которых обращается прокурор.
Аннулирование охотничьего билета, являющееся обязанностью Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды ХМАО – Югры при наличии установленных законом оснований, влечет обязанность гражданина, которому выдан билет, не пользоваться предоставляемыми охотничьим билетом правами.
Учитывая, что сам охотничий билет был изъят у Чернакова В.В. в ходе расследования уголовного дела, оснований для возложения на административного ответчика обязанности возвратить в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды ХМАО – Югры охотничий билет, который у него отсутствует, не имеется.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление прокурора г. Нижневартовска подлежит удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. 157, 180, 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ 86 №, ░░░░░░░░ <░░░░> ░░░░░░░░░ ░.░..
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░> ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ - ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ №