РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2а-2953/2024
г. Тюмень 09 февраля 2024 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Тимофеевой А.О.,
при секретаре Колечкиной К.В.,
с участием административного истца Алюссефа Я., представителя административного истца Заниной И.В., представителя УМВД России по Тюменской области Вельш И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Алюссефа Я. к УМВД России по Тюменской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Алюссеф Я. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области (далее также - УМВД России по Тюменской области) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ. Требования мотивировал тем, что в отношении него принято решение об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, с данным решением не согласен, поскольку ответчик не провел надлежащий анализ угрозы для жизни в связи с внутренним конфликтом, а также риска преследования его по признаку религиозных убеждений и негуманного обращения с ним в случае возвращения в <данные изъяты>. Указывает, что является атеистом, имеет нестандартный для <данные изъяты> общества внешний вид, в связи с чем может быть подвергнут преследованию. Кроме того, по возращению в <данные изъяты> он будет призван в армию, поскольку является мужчиной мобилизационного возраста, и направлен в зону боевых действий. Утверждает, что в связи с проблемами в своей родной деревне был вынужден переехать в столицу, где не выражал свои убеждения из опасений за свою жизнь и вел скрытный образ жизни. Обращает внимание, что в ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> произошло землетрясение, наиболее пострадавшими районами оказались <данные изъяты>, инфраструктура поблизости его дома была существенно разрушена, сам дом также пострадал от стихийного бедствия. Согласно письма УВКБ ООН в <данные изъяты> наблюдается гуманитарный кризис эпических масштабов, продолжаются боевые действия, включая обстрелы, безопасное возвращение <данные изъяты> беженцев не представляется возможным, поскольку имеются случаи жестокого обращения со стороны <данные изъяты> сил безопасности.
В возражениях на административное исковое заявление представитель УМВД России по Тюменской области просит в удовлетворении заявленных требований отказать, оспариваемое решение принято на законных основаниях.
Алюссеф Я. И его представитель Занина И.В. в судебном заседании настаивали на удовлетворении иска в полном объеме по основаниям, изложенным в нем.
Представитель УМВД России по Тюменской области Вельш И.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения административного истца и его представителя, представителя административного ответчика, суд находит требования административного истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Алюссеф Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Алюссеф Я. подал заявление в УМВД России по Тюменской области о предоставлении временного убежища на территории РФ.
ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Тюменской области вынесено решение об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, на основании п.2 ст. 12 ФЗ «О беженцах».
Основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, а также экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев установлены Федеральным законом «О беженцах». Названный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища, т.е. права временно пребывать на территории Российской Федерации (подпункт 3 пункта 1 статьи 1, статья 12).
Статьей 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (далее также – Федеральный закон «О беженцах») установлено, что беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона «О беженцах» настоящий Федеральный закон не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (часть 2 статьи 2 Федерального закона «О беженцах»).
Как установлено статьей 12 Федерального закона «О беженцах» предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации (часть 1).
Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации (часть 2).
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года № 274 решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Кроме того, по своей правовой природе временное убежище является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (Постановление от 27 апреля 2001 года № 7-П, Определение от 30 сентября 2010 года № 1317-О-П).
Таким образом, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации.
Алюссеф Я. в заявлении о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, обосновал ведущимися боевыми действиями на территории страны гражданской принадлежности, а также сообщил, что в случае возвращения в <данные изъяты> опасается быть призванным в армию. Кроме того, заявитель является атеистом и имеет неформальную внешность из-за чего получает негативные комментарии в свой адрес.
Вместе с тем объективных доказательств и убедительных аргументов, подтверждающих опасения Алюссеф Я. стать жертвой или быть подвергнутым наказанию, преследованию, реальным угрозам безопасности либо негуманному обращению в случае возвращения в страну гражданской принадлежности, реальных и обоснованных опасений заявителя за свою жизнь в стране гражданской принадлежности и неспособности властей обеспечить безопасность своим гражданам административным истцом не представлено.
Как следует из представленных материалов, по данным АС ЦБДУИГ СПО «<данные изъяты>», на территорию Российской Федерации Алюссеф Я. прибыл ДД.ММ.ГГГГ на основании однократной визы №, выданной ДД.ММ.ГГГГ Посольством Российской Федерации в <данные изъяты>, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (срок действия визы неоднократно продлевался, последний раз до ДД.ММ.ГГГГ), цель въезда - учеба (получение высшего образования на территории Российской Федерации), принимающая сторона Министерство науки и высшего образования РФ.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением Ленинского районного суда г. Тюмени Алюссеф Я. был привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации), с назначением наказания в виде штрафа в размере 3000 рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Алюссеф Я. был повторно привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 3000 рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Фактически за предоставлением временного убежища Алюссеф Я. обратился с целью легализации своего правового положения на территории Российской Федерации, для того чтобы продолжить обучение в <данные изъяты>.
Вместе с тем, подобное понимание заявителем порядка и оснований предоставления иностранному гражданину временного убежища противоречит понятию временного убежища, определенному подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года № 4528-I «О беженцах».
При таких обстоятельствах оспариваемое решение уполномоченного органа вынесено с соблюдением установленного порядка в пределах полномочий и компетенции органа, прав административного истца не нарушает, не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в том числе международному законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░. ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 01 ░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░