УИД 57RS0024-01-2024-000505-89
Дело № 2а-573/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2024 года г. Орел
Железнодорожный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Щукина С.В.,
при секретаре Самойловой Е.И.,
с участием представителей административного истца Курской таможни
по доверенности Бобровниковой Е.П., Белоконь Т.А.,
представителя административного ответчика Пугиной Е.И. по доверенности Миназовой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Курской таможни к Пугиной ФИО7 о взыскании утилизационного сбора и пени,
УСТАНОВИЛ:
Курская таможня обратился в суд с административным исковым заявлением
к Пугиной Е.И. о взыскании утилизационного сбора и пени. В обоснование заявленных административных исковых требований указав, что 2 сентября
2022 года на Орловском таможенном посту Курской таможни Пугиной Е.И. осуществлена уплата утилизационного сбора по таможенному приходному ордеру № № в отношении транспортного средства марки: Volkswagen ID.4 Cross № № с применением коэффициента расчета утилизационного сбора 0,17, как за транспортное средство, ввозимое физическим лицом для личного пользования вне зависимости от объема двигателя, в размере 3 400 рублей 00 копеек. В ходе проведенной проверки установлено,
что вышеуказанное транспортное средство, ввезенное Пугиной Е.И.
на территорию Российской Федерации из Кыргызской Республики, имеет электрический тип двигателя и является электромобилем, ввиду чего подлежит применению коэффициент расчета утилизационного сбора 1,63, с учетом которого сумма утилизационного сбора составляет 32 600 рублей 00 копеек. Таким образом, с учетом произведенной оплаты подлежит доплате утилизационный сбор
в размере 29 200 рублей 00 копеек. Поскольку Пугиной Е.И. был оплачен утилизационный сбор в заниженном размере, то были начислены пени за период со 2 сентября 2024 года по 15 февраля 2024 года в размере 5 141 рубль 14 копеек. 29 сентября 2023 года административный истец уведомил письмом о завершении проверки и необходимости уплаты утилизационного сбора и пени на момент направления письма, однако, получив письмо 15 октября 2023 года, Пугина Е.И. утилизационный сбор и пени не уплатила по настоящее время.
В связи с чем, просит взыскать с Пугиной Е.И. в пользу Курской таможни задолженность по оплате утилизационного сбора в размере 29 200 рублей
00 копеек, пени за период со 2 сентября 2024 года по 15 февраля 2024 года
в размере 5 141 рубль 14 копеек.
Представители административного истца Курской таможни по доверенности Бобровникова Е.П. и Белоконь Т.А., в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержали в полном объеме по доводам и основаниям изложенным в административном исковом заявлении, просили
их удовлетворить.
Административный ответчик Пугина Е.И., извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, ее представитель
по доверенности Миназова Ю.Г., в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала, в обосновании своей позиции указала, что расчет утилизационного сбора произведен сотрудниками таможенного поста и был оплачен Пугиной Е.И. в полном объеме, ввиду чего
со стороны административного ответчика отсутствуют виновные действия. Полагала, что формирование задолженности возникла вследствие ошибки
со стороны сотрудников таможенного поста, кроме того, затягивание обращения
с настоящим иском в суд привело к необоснованному начислению пени. Просила
в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать
в полном объеме.
В силу положений статей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судом в протокольной форме определено рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося административного ответчика по имеющимся в деле доказательствам.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп
к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые
в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека
и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный
в Российской Федерации в развитие Постановление Правительства РФ
от 31 декабря 2009 года № 1194 «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых
на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора
и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств», основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.
По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство как в процессе своей эксплуатации,
так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).
Такое регулирование согласуется с правовым регулированием обращения
с отходами, бюджетным законодательством, зависит от специфики конкретного объекта (с учетом его технических характеристик и износа) и обусловлено
как экономическими, так и иными особенностями, имеет целью обеспечение экологической безопасности, защиту здоровья человека и окружающей среды.
Согласно абзацам 2 и 3 пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона
от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств (самоходных машин)
в Российскую Федерацию; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора
в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи,
или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года
N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства,
его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние
на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Во исполнение вышеуказанных положений закона Правительством Российской Федерации 26 декабря 2013 года принято Постановление N 1291
«Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении таких транспортных средств, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее – Правила № 1291), а также Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень № 1291).
Пунктом 5 Правил № 1291 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений - 2 сентября 2022 года) установлено,
что утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно
в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1291.
В силу пункта 11 Правил № 1291 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений - 2 сентября 2022 года)
для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в том числе расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.
По правилам пункта 11(2) Правил № 1291 (в редакции, действовавшей
на момент возникновения спорных правоотношений - 2 сентября 2022 года) документы, предусмотренные пунктами 11 и 14 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня: выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования) (абзац а); фактического пересечения колесными транспортными средствами (шасси)
и прицепами к ним государственной границы Российской Федерации
и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации
и нормами международного права (в случае, если декларирование колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется) (абзац б).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 14 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11
и 14 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.В соответствии с пунктом 1 раздела I Перечень № 1291 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений - 2 сентября 2022 года), электромобили (транспортные средства с электродвигателем) включены в него отдельной категорией, коэффициент расчета в отношении которых установлен размере 1,63 для новых транспортных средств и в размере 6,1 для транспортных средств, с даты выпуска которых прошло более 3 лет.
В соответствии с пунктом 3 раздела I названного Перечня новые транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя подлежат уплате утилизационного сбора
с применением коэффициента 0,17.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что 2 сентября
2022 года на Орловском таможенном посту Курской таможни в соответствии
с пунктом 3 раздела 1 Перечня № 1291 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений - 2 сентября 2022 года) Пугиной Е.И. осуществлена уплата утилизированного сбора по таможенному приходному ордеру № № в отношении транспортного средства
с электродвигателем Volkswagen ID.4 Cross №
с применением коэффициента расчета утилизированного сбора 0,17,
как за транспортное средство, ввозимое физическим лицом для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя, при этом сумма утилизированного сбора составила 3 400 рублей.
В соответствии с пунктом 11 Правил № 1291 (в редакции, действовавшей
на момент возникновения спорных правоотношений - 2 сентября 2022 года) Пугиной Е.И. были представлены на Курский таможенный пост Курской таможни следующие документы: расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце 2 пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления»; копия паспорта гражданина Российской Федерации; копия выписки из электронного паспорта транспортного средства; копия декларации; расчет суммы утилизационного сбора; чек об оплате; копия договор купли-продажи; копия доверенности; копия заключения специалиста; копию свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства; копия свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе.
В соответствии с пунктом 15 (1) Правил № 1291 в случае если в течение 3 лет с ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним,
в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора
и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика
о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора.
Курской таможней в ходе проведения проверки было установлено,
что из представленного Пугиной Е.И. комплекта документов следует,
что согласно выписке из электронного паспорта транспортного средства в разделе «Двигатели» имеется запись «Электродвигатель электромобиля (марка, тип) - EBN, трехфазный, асинхронный на задней оси, рабочее напряжение (В) - 352, максимальная 30-минутная мощность (кВт) - 70», в связи с чем транспортное средство с электродвигателем Volkswagen ID.4 Cross №, ввезенное Пугиной Е.И. на территорию Российской Федерации
из Кыргызской Республики, является электромобилем.
Также, из представленных Пугиной Е.И. документов, подтверждающих соответствие транспортного средства положениям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года
№ 877, а именно свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства от 29 августа 2022 года № № следует,
что транспортное средство Volkswagen ID.4 Cross №, имеет электрический тип двигателя и является электромобилем.
В соответствии с пунктом 5 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Учитывая, что транспортное средство Volkswagen ID.4 Cross
№ (2021 года выпуска) не оснащено двигателем внутреннего сгорания, то при расчете сумм утилизационного сбора в отношении данного автомобиля, ввозимого Пугиной Е.И. для личного пользования, необходимо применять коэффициенты, предусмотренные пунктом 1 Перечня
(для новых транспортных средств в размере - 1,63).
Согласно сноске 5 к Перечню базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора на транспортные средства категории M1 равна
20 000 рублей.
В соответствии со сноской 3 к Перечню размер утилизационного сбора
на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного
для конкретной позиции.
Исходя из сведений, заявленных о годе выпуска (2021) и физических характеристиках автотранспортного средства (электромобиль) сумма утилизированного сбора должна составлять 32 600 рублей (20 000 рублей базовая ставка х 1,63 коэффициент).
Сумма уплаченного утилизированного сбора по таможенному приходному ордеру от 2 сентября 2022 года №№ составила
3 400 рублей, сумма утилизированного сбора, причитающаяся к доплате, составляет 29 200 рублей (32 600 рублей - 3 400 рублей).
Пени за неуплату утилизационного сбора в отношении транспортного средства с электродвигателем Volkswagen ID.4 Cross № подлежат взысканию на день фактической уплаты утилизационного сбора
со 2 сентября 2022 года (день подачи заявления по уплате утилизационного сбора) по 15 февраля 2024 года (день обращения с заявлением в суд) и составляет
5 141 рубль 14 копеек.
Представленный административным истцом расчет утилизационного сбора в отношении спорного транспортного средства и пени судом проверен, является математически верным и соответствует положениям закона. Указанный расчет стороной административного ответчика не оспорен.
Доказательств того, что расчет утилизационного сбора произведен сотрудниками таможенного поста, материалы дела не содержат, административным ответчиком не представлено, ввиду чего довод административного ответчика в данной части является не состоятельным.
Кроме того, во исполнение положений пункта 15 (1) Правил № 1291, Курская таможня письмом от 29 сентября 2023 года № 15-30/12258 «О завершении проверки» информировала Пугину Е.И. о завершении проверки и о необходимости уплаты утилизационного сбора и пени в отношении ввезенного транспортного средства.
Согласно почтовому уведомлению, вышеуказанное письмо Курской таможни было получено Пугиной Е.И. 15 октября 2023 года, однако сумма утилизационного сбора и пени в добровольном порядке последней не уплачены.
В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок,
не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается
в судебном порядке (абзац 2 пункта 15 Правил).
Вопреки доводам административного ответчика, учитывая положения пункта 15 (1) Правил № 1291 устанавливающий трехлетний срок проверки уплаты утилизационного сбора и порядок обращения в суд, факт необоснованного начисления пени не установлен, доказательств обратного не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
В силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом
в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина,
от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются
с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход соответствующего бюджета.
Административный истец в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) освобожден
от уплаты государственной пошлины при подаче настоящего административного иска.
В этой связи с учетом положений статей 61.1 и 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) с административного ответчика Пугиной Е.И. в доход бюджета муниципального образования «город Орел» подлежит взысканию государственная пошлина, исчисленная в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта первого статьи 333.19 НК РФ, в размере 1 230 рублей
00 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░9 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░8 (░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░,
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ №,
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ (№) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░: №, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: №) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ Volkswagen ID.4 Cross № ░ ░░░░░░░ 29 200 (░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ 2 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2024 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 141 (░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░) ░░░░░ 14 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░10 (░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░,
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ №,
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ (№) ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░
«░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 230 (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 3 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░