Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1002/2022 ~ М-479/2022 от 21.03.2022

Дело № 3а-1002/2022

22OS0000-01-2022-000486-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 апреля 2022 года                                      город Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи         Копцевой Г.В.,

при секретаре        Бондаренко Т.В.,

с участием представителя административных истцов Левицкой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зелениной С. С., Вяткина С. С.ча к Управлению имущественных отношений Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, краевому государственному бюджетному учреждению «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

установил:

административные истцы Зеленина С.С. и Вяткин С.С. обратились в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в равной их рыночной стоимости размере:

- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1 097 136 кв.м., с кадастровым номером *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ;

- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 518 766 кв.м., с кадастровым номером *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ;

- земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1 209 866 кв.м., с кадастровым номером *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ.

Требования мотивированы тем, что указанными выше земельными участками Зеленина С.С. владела на праве собственности, в 2020 году продала два из них Вяткину С.С. и один участок Кондратьеву А.А. Кадастровая стоимость данных объектов недвижимости является завышенной, что подтверждается отчетами об оценке. Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права административных истцов, так как кадастровая стоимость влияет на размер налога на доходы физических лиц и на размер земельного налога.

Представитель административных истцов и заинтересованного лица Кондратьева А.А. - Левицкая С.В. в судебном заседании просила об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. При этом от Управления имущественных отношений Алтайскому краю, КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки», филиала «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю до судебного заседания поступили письменные отзывы на иск.

В соответствии со ст.ст. 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав пояснения представителя Левицкой С.В., допросив в качестве свидетеля оценщика Сетейкину А.Б., изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Абзацем 1 п.5 ст.408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Положениями п.2 ст.214.10 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

Судом установлено, что Зелениной С.С. на праве собственности принадлежали объекты недвижимости:

- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1 097 136 кв.м., с кадастровым номером ***, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства. На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ вышеуказанный земельный участок продан Вяткину С.С.;

- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 518 766 кв.м., с кадастровым номером *** категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства. На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ вышеуказанный земельный участок продан Вяткину С.С.;

- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 1 209 866 кв.м., с кадастровым номером ***, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства. На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ вышеуказанный земельный участок продан Кондратьеву А.А.

Таким образом, установление в отношении вышеуказанных земельных участков кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости имеет правовое значение для административных истцов как плательщиков налога на доходы и земельного налога, поэтому они вправе оспорить кадастровую стоимость объекта недвижимости, которая применяется в качестве налоговой базы.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГ, а также сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет 3 664 434,24 рубля, земельного участка с кадастровым номером *** - 1 732 678,44 рублей, дата определения кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГ, дата внесения сведений в ЕГРН о кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГ, дата начала ее применения – ДД.ММ.ГГ (л.д.11-14 т.1).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГ, а также сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет 4 040 952,44 рубля, дата определения кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГ, дата внесения сведений в ЕГРН о кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГ, дата начала ее применения – ДД.ММ.ГГ (л.д.15-16 т.1).

Данная кадастровая стоимость определена КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» в соответствии со ст.16 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».

Исходя из положений п.7 ст.22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В подтверждение рыночной стоимости земельных участков административными истцами представлены отчеты об оценке от ДД.ММ.ГГ №***, 22-03-62, 22-03-63, составленные оценщиком Сетейкиной А.Б. (индивидуальный предприниматель), согласно которым по состоянию на дату оценки рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет 752 795,60 рублей, земельного участка с кадастровым номером *** - 383 241,53 рубля, земельного участка с кадастровым номером *** - 841 884,15 рубля.

Исследовав отчеты об оценке, суд приходит к выводу, что они соответствуют требованиям Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и могут быть приняты в качестве допустимых доказательств, подтверждающих достоверность указанной в них итоговой величины рыночной стоимости земельных участков.

Из данных отчетов следует, что оценщик провел анализ рынка и внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки. При определении рыночной стоимости объектов недвижимости оценщик использовал сравнительный подход. Оценщик выбрал единицы сравнения, обосновал свой выбор, применил необходимые корректировки. При этом отчеты содержат анализ рынка, ссылки на источники информации с приложением копий материалов и распечаток; описание последовательности определения стоимости объектов оценки.

В отчетах присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить применяемые оценщиком сведения. Представленные в материалы дела отчеты пронумерованы постранично, прошиты, подписаны оценщиком, скреплены печатью оценщика.

В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретных земельных участков в отличие от методов массовой оценки объектов недвижимости, поэтому может отличаться от кадастровой стоимости, утвержденной актами КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки».

Отчеты об оценке подготовлены оценщиком Сетейкиной А.Б., являющейся членом Саморегулируемой организации «Союз «Федерация Специалистов Оценщиков», т.е. лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим необходимое образование.

Кроме того, в судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля оценщик Сетейкина А.Б. подтвердила достоверность своих исследований, дала мотивированные возражения относительно указанных Управлением имущественных отношений Алтайского края и КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» замечаний к отчетам, о чем представила письменные пояснения.

Оценщик пояснила, что оценщик является членом СРО, это уже означает наличие у неё соответствующего диплома. Оценщик обосновала применение именно сравнительного подхода при оценке и отказ от доходного подхода, так как в результате сравнительного подхода получается наиболее достоверный результат исследования, что не противоречит требованиям п.24 ФСО ***, кроме того, из представленного одного объявления невозможно определить рынок ставки аренды земельных участков из сегмента объекта оценки. Исследование Рассыпнова В.А. размещено в открытом доступе и является наиболее полным исследованием, произведенным на территории Алтайского края, в котором выделение агроэкологических зон на территории края проведено группировкой существующих административных районов на основе почвенно-климатических баллов бонитета по свойствам почв, по среднемноголетним гидротермическим показателям вегетационного периода и урожайности растений, в связи с чем, данное исследование может быть использовано с целью расчета кадастровой стоимости земельных участков. Представленные ответчиками объявления за 2017 год оценщиком не использованы, поскольку она рассматривала другой временной период – с 2018 года по ДД.ММ.ГГ.

Суд признает данные пояснения обоснованными, основания не доверять которым у суда отсутствуют, оценщик предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Нарушений требований подп. «д» п. 22 ФСО *** при выборе аналогов и применении корректировок к ним оценщиком не допущено.

Таким образом, указанные в возражениях Управления имущественных отношений Алтайского края и КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» о несоответствии представленного отчета о рыночной стоимости требованиям законодательства об оценочной деятельности, не являются основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.

Кроме того, суд принимает во внимание, что административными ответчиками и заинтересованным лицом доказательства иной рыночной стоимости земельного участка суду не представлены.

Учитывая, что установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной имеет для административных истцов правовое значение, суд удовлетворяет исковые требования Зелениной С.С. и Вяткина С.С.

В связи с тем, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано административными истцами посредством почтового отправления ДД.ММ.ГГ, срок, предусмотренный ч. 3 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░ ░. ░.░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ***, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ 1 097 136 ░░.░., ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 752 795 ░░░░░░ 60 ░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ***, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ 518 766 ░░.░., ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 383 241 ░░░░░ 53 ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ***, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>), ░░░░░░░░ 1 209 866 ░░.░., ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 841 884 ░░░░░ 15 ░░░░░░.

░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░.░░.░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.

░░░░░:                      ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-1002/2022 ~ М-479/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зеленина Светлана Сергеевна
Вяткин Сергей Сергеевич
Ответчики
КГБУ "Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю
Управление имущественных отношений Алтайского края
Другие
Правительство Российской Федерации
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»
Кондратьев Александр Анатольевич
Администрация Смоленского района Алтайского края
Левицкая Светлана Владимировна
Суд
Алтайский краевой суд
Судья
Копцева Галина Васильевна
Дело на сайте суда
kraevoy--alt.sudrf.ru
21.03.2022Регистрация административного искового заявления
21.03.2022Передача материалов судье
22.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2022Судебное заседание
21.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2022Дело оформлено
06.06.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее