Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4360/2024 ~ М-2239/2024 от 13.05.2024

Дело № 2а-4360/2024

УИД: 39RS0001-01-2024-003641-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 августа 2024 года                         г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе

председательствующего судьи Кузовлевой И.С.,

при помощнике судьи Ружниковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Виноградова Ф.Н. к УФНС России по Калининградской области об оспаривании решения о взыскании задолженности, признании задолженности по налогам безнадежной к взысканию,

УСТАНОВИЛ:

Виноградов Ф.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом дополнений административных исковых требований указал, что 17.04.2024 по почте им получено решение УФНС России по Калининградской области № 51201 от 16.04.2024 о взыскании задолженности в сумме 18641,92 рубль. До получения указанного решения о существовании задолженности ему не было известно. В решении налоговый орган ссылается на требование об уплате задолженности № 13799 от 05.03.2024 со сроком исполнения до 09.04.2024. По телефону представитель налогового органа ему сообщила, что данная задолженность образовалась более 20 лет назад по единому социальному налогу на частного предпринимателя Виноградова Ф.Н. и частично по транспортному налогу за 2015, 2017 годы. Впоследствии 27.04.2024 он получил письменный ответ с указанием этих задолженностей и рекомендацией обратиться в суд для определения их безнадежными к взысканию. С вынесенным решением он не согласен по следующим причинам. 28.04.2018 в отношении него введена процедура банкротства по заявлению его кредитора ФИО7 В процессе банкротства формировался список кредиторов с указанием всех задолженностей и включением их в Реестр кредиторских обязательств лица, признанного банкротом. Со стороны налогового органа не были предприняты шаги по включению указанных денежных обязательств в перечень кредиторской задолженности, поэтому удовлетворение их не может быть реализовано согласно закона о банкротстве. Срок исковой давности по взысканию денежных обязательств по налогам и сборам согласно Налогового кодекса РФ составляет три года. В настоящее время он является неработающим пенсионером с месячным доходом 17893,03 рубля и находится в крайне тяжелом материальном положении. 23.05.2024 он обратился в адрес руководства УФНС России по Калининградской области с заявлением об отмене вынесенного решения, однако до настоящего времени ответ не получен. Принятое административным ответчиком решение нарушает его законные интересы. Просит суд отменить решение УФНС России по Калининградской области № 51201 от 16.04.2024 как незаконное, признав задолженность по единому социальному налогу в сумме 17383,74 рубля и транспортному налогу в сумме 700 рублей, а также пени в сумме 654,63 рубля, возможность принудительного взыскания которой утрачена, безнадежной к взысканию.

Административный истец Виноградов Ф.Н. в судебном заседании поддержал административные исковые требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, просил их удовлетворить. Пояснил, что с момента предварительного судебного заседания на его запрос в налоговую инспекцию поступил ответ, в нем отражены другие суммы. В настоящее время сумма пени отличается. В административном исковом заявлении указана сумма единого социального налога, которая подтверждена руководством административного ответчика. В ответе, который получен в июне, эта сумма уже изменена. Он готов согласиться с теми данными, которые указаны в ответе. Также он готов исключить требование о взыскании транспортного налога, там сумма небольшая. Он пришел в суд по направлению налоговой инспекции. С момента начисления единого социального налога прошло более двадцати лет. Статья 59 Налогового кодекса РФ не указывает точные суммы налогов и пени, а определяет порядок взыскания этих сумм. Отрицательное сальдо образовалось в 2003 году, задолженность существует более двадцати лет. Исходя из ст. 113 Налогового кодекса РФ, срок взыскания исчисляется с момента образования задолженности. Просит признать суммы, указанные в решении налогового органа, безнадежными к взысканию. На момент подачи административного искового заявления других данных не существовало.

Представитель административного ответчика УФНС России по Калининградской области по доверенности Козлов А.И. возражал против удовлетворения административных исковых требований. Поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление, и указал, что в решении налогового органа указан транспортный налог за 2015 и 2016 (или 2017) годы. Согласно федеральной базы данных остаток платежа 190 рублей. Общая сумма долга по транспортному налогу 750 рублей, теперь осталась задолженность только по транспортному налогу за 2015 год в размере 190 рублей. Сумма единого социального налога с учетом платежа уменьшена до 17208,74 рублей. При процедуре банкротства задолженность была приостановлена, а потом восстановилась. В Реестр требований кредиторов они не вошли. Меры по взысканию данной задолженности не принимались. При списании задолженности списываются пени, на нее начисленные. Пени на дату вступления решения суда в законную силу будут больше и все спишутся в соответствии с долгом.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (п.п. 2 и 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ).

Статья 59 Налогового кодекса РФ устанавливает правила признания задолженности безнадежной к взысканию и ее списания, что означает невозможность применения мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания, содержит открытый перечень обстоятельств, при наличии которых допускается признание задолженности безнадежной к взысканию.

Так, согласно подпунктов 4, 5 п. 1 названной статьи безнадежной к взысканию признается задолженность, числящаяся за налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом и повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, в случаях: принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности; вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования задолженности, размер которой не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет; снятия с учета в налоговом органе иностранной организации в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса; принятия судом акта о возвращении заявления о признании должника банкротом или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве; в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Из приведенных норм права следует, что прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов возможно на основании судебного акта, устанавливающего утрату налоговым органом возможности взыскания недоимки, пеней, штрафов, который может быть принят по итогам судебного разбирательства, возбужденного по инициативе налогоплательщика.

При этом по рассматриваемой категории дел налоговый орган не лишен права на предъявление встречного административного иска о взыскании спорной задолженности с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на ее взыскание.В силу положений пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в счет исполнения обязанности по уплате налога до наступления установленного срока.

Исполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается пенями.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов определяется в процентах от суммы недоимки. Если иное не установлено настоящим пунктом, процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.

В силу п.п. 1, 3 ст. 46 Налогового кодекса РФ в случае наличия задолженности, возникшей в связи с неуплатой или неполной уплатой налога, обязанность по его уплате исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, не утратившего свой статус на дату принятия решения о взыскании задолженности (далее в настоящей статье - индивидуальный предприниматель), в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума. Взыскание задолженности в случае неисполнения требования об уплате задолженности производится по решению налогового органа (далее в настоящем Кодексе - решение о взыскании задолженности) посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности решения о взыскании задолженности, а также поручений налогового органа банкам, в которых открыты счета налогоплательщику (налоговому агенту) - организации или индивидуальному предпринимателю, на списание и перечисление суммы задолженности в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе - поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности) и поручений налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе - поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств) в размере, не превышающем отрицательное сальдо единого налогового счета, и информации о счетах, по которым подлежат приостановлению операции в соответствии с пунктом 2 статьи 76 настоящего Кодекса.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что по состоянию на 16.04.2024 за Виноградовым Ф.Н. числилось отрицательное сальдо Единого налогового счета в общем размере 18641,92 рубль, из которых: единый социальный налог, зачисляемый в бюджет Фонда пенсионного страхования Российской Федерации, образовавшийся до 01.02.2003, в размере 17383,74 рубля, транспортный налог с физических лиц за 2015 год в размере 350 рублей, за 2016 (либо 2017) год в размере 350 рублей, начисленные на указанную недоимку пени в размере 558,18 рублей.

Задолженность существовала и по состоянию на дату возбуждения в отношении Виноградова Ф.Н. дела о несостоятельности (банкротстве).

Данная сумма отражена в решении УФНС России по Калининградской области о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств № 51201 от 16.04.2024.

На момент рассмотрения дела имеющаяся задолженность частично погашена, задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, составляет 17208,74 рублей, по транспортному налогу с физических лиц за 2015 год - 190 рублей, по пени – 1036,50 рублей.

Меры по принудительному взысканию указанной задолженности не принимались, на момент обращения административного истца в суд с настоящими административными исковыми требованиями установленный срок реализации права на взыскание задолженности истек.

Определением Арбитражного суда Калининградской области от 19.02.2018 в отношении Виноградова Ф.Н. возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве).

Определением Арбитражного суда Калининградской области от 28.04.2018 введена процедура банкротства – реструктуризация долгов.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 15.03.2019 введена процедура банкротства – реализация имущества гражданина.

Заявление о включении требований УФНС России по Калининградской области в реестр требований кредиторов не подавалось, на период нахождения налогоплательщика в процедуре банкротства имеющаяся налоговая задолженность была приостановлена.

Определением Арбитражного суда Калининградской области от 27.02.2024 производство по делу о несостоятельности (банкротстве) Виноградова Ф.Н. прекращено.

В соответствии с п. 1 ст. 100 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд в электронном виде в порядке, установленном процессуальным законодательством, и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

Таким правом административный истец не воспользовался, утратив возможность принудительного взыскания имеющейся на дату возбуждения дела о банкротстве налоговой задолженности по единому социальному налогу и транспортному налогу, а также пени, начисленных на указанную задолженность.

При установленных по делу обстоятельствах оспариваемое решение налогового органа является незаконным и подлежит отмене, тогда как с учетом пределов административных исковых требований имеющуюся на дату вынесения судом решения по делу задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, в размере 17208,74 рублей, по транспортному налогу с физических лиц за 2015 год в размере 190 рублей, по пени в размере 654,63 рубля надлежит признать безнадежной к взысканию с возложением на УФНС России по Калининградской области обязанности исключить соответствующие записи из лицевого счета налогоплательщика.

В остальной части требования административного истца не подлежат удовлетворению, поскольку соответствующая задолженность погашена.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░,░. – ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░ ░░░░) ░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 51201 ░░ 16 ░░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 17208,74 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2015 ░░░ ░ ░░░░░░░ 190 ░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 654,63 ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░..

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-4360/2024 ~ М-2239/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Виноградов Федор Николаевич
Ответчики
Управление ФНС России по Калининградской области
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининграда
Судья
Кузовлева И.С.
Дело на сайте суда
leningradsky--kln.sudrf.ru
13.05.2024Регистрация административного искового заявления
15.05.2024Передача материалов судье
16.05.2024Решение вопроса о принятии к производству
04.06.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.06.2024Предварительное судебное заседание
14.08.2024Судебное заседание
23.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее