Дело № 2а-3161/2019
Полный текст изготовлен
13.05.2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 мая 2019 года г. Мурманск, пр. Ленина, д. 54
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего – судьи Макаровой И.С.,
при секретаре Матюхиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Максимова <данные изъяты> к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области о признании незаконным предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Максимов С.Н. обратился в Октябрьский районный суд г. Мурманска с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области о признании незаконным предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства.
Требования мотивировал тем, что Управлением Росреестра по Мурманской области ДД.ММ.ГГГГ было принято предписание об устранении им выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Сообщает, что оспариваемое предписание существенно нарушает его права и законные интересы, так как в отсутствие для этого оснований возлагает обязанность по устранению несуществующих нарушений действующего земельного законодательства.
Как следует из акта проверки Управления Росреестра по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно выявлено нарушение ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации - использование земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не соответствии с его целевым назначением.
Вместе с тем, в этом же акте сделан вывод том, что в его действиях отсутствует вина, как необходимый элемент состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Это позволяет сделать вывод о том, что изложенные в представлении выводы противоречат сведениям, изложенным в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Указание в акте на наличие строений, что якобы позволяет сделать, вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером 51:01:2408001:75 используется не по назначению является необоснованным, так как согласно ответу администрации городского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок предоставлен с разрешенным использованием, в том числе для некапитального строительства.
Максимов С.Н. категорически отрицает факт использования земельного участка не по целевому назначению, что позволяет сделать вывод о несоответствии оспариваемого предписания положениям ст. 42 Земельного кодекса РФ и пп.3 п. 2 ст. 19 Федерального закона № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Просит суд признать предписание Управления Росреестра по Мурманской области об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Административный истец Максимов С.Н. извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил в суд представителя.
Представитель административного истца ФИО4 в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях, дополнил, что на земельном участке отсутствуют капитальные строения, Максимов С.Н. периодически приезжает на указанный участок, осуществляет уход на зелеными насаждениями, в связи с чем необходимы временные постройки. После того, как Максимову С.Н. стало известно о вынесении обжалуемого предписания он обратился к юристам, которыми было подготовлено заявление в суд.
Административный ответчик- государственный инспектор Мурманской области по использованию и охране земель ФИО5, представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области ФИО6 в судебном заседании пояснили, что предписание вынесено законно и обоснованно, просили отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 2 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 (далее - Положение) государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением: требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению.
Согласно п. 6 Положения в рамках государственного земельного надзора осуществляется, в частности, принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
В силу ст. 42 Земельного кодекса (далее - ЗК РФ) Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются Федеральными законами и требованиями специальных Федеральных законов.
Основным принципом земельного законодательства, установленным п. 8 ст. 1 ЗК РФ, является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 5 статьи 71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (подпункт 1); выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (подпункт 5).
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Управления Ростреестра по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, в отношении Максимова С.Н. проведена внеплановая выездная проверки соблюдения требований земельного законодательства.Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, уточненной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>, принадлежит на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № Максимову С.Н. Категория земель: земли населенных пунктов, Разрешенное использование: зеленые насаждения (территории, покрытые лесом, кустарники, луга, заболоченные территории и прочее). Кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с актом об утверждении результатов определения кадастровой стоимости № 585-ПП от 25.11.2016 утвержденным правительством Мурманской области и составляет <данные изъяты> рублей.
В ходе осмотра участка установлено: доступ на участок ограничен, участок по периметру огражден деревянным с металлической сеткой забором который замыкается на воротах, являющимися единственным проходом/проездом, покрыт естественной древесно-кустарниковой растительностью. Не захламлен. На земельном участке расположен одноэтажный деревянный дом, уборная, вагончик на колесах с деревянной пристройкой. Объекты капитального строительства отсутствуют.
Таким образом, проведенной проверкой в отношении Максимова С.Н. при использовании земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, уточненной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты> выявлены признаки использования земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
По результатам проведенной проверки Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области в адрес Максимова С.Н. ДД.ММ.ГГГГ исх. № направлены: акт проверки, схематический чертеж, фототаблица и предписание об устранении нарушения требований земельного законодательства РФ.
Согласно информации администрации гп. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Максимов С.Н. обратился в администрацию Кольского р-на с заявлением вх. № от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче схемы расположения земельного участка для предоставления в целях не связанных со строительством, расположенного в нп. Светлый, площадью <данные изъяты> кв.м, под зеленые насаждения (благоустройство территории).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Кольского района № Максимову С.Н. утверждены проектные границы земельного участка под зеленые насаждения, расположенного по адресу: <данные изъяты> максимальной площадью <данные изъяты> кв.м. Участок формируется из земель, находящихся в государственной собственности в кадастровом квартале <данные изъяты>. Категория земель — земли населенных пунктов. Разрешенное использование - зеленые насаждения (территории, покрытые лесом, кустарники, луга, заболоченные территории и прочее).
На основании заявления Максимова С.Н. вх. № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в аренду, в соответствии с постановлением администрации гп. Верхнетуломский от ДД.ММ.ГГГГ №, между администрацией гп. <адрес> и Максимовым С.Н. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № сроком на <данные изъяты> лет. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> предоставлялся Максимову С.Н. по процедуре, не предусматривающей какое-либо строительство, то есть в целях не связанных со строительством.
Согласно информации администрации городского поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ (в редакции действующей до 01.03.2015), п. 8 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Кольского р-на, утвержденного решением совета депутатов Кольского р-на от ДД.ММ.ГГГГ №, к земельным участкам, предназначенным для целей, не связанных со строительством, относятся земельные участки, предназначенные для: огородничества, животноводства, установки объектов некапитального строительства и других целей, не преследующих какое-либо строительство.
Согласно выложенных в общем доступе на официальном сайте муниципального образования городского поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области карты функциональных зон населенного пункта <данные изъяты>, а также Правил землепользования и застройки муниципального образования городского поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области, утвержденных решением Совета депутатов городского поселения Верхнетуломский Кольского района Мурманской области от 20.08.2013 № 49/4 ( в редакции РСД от 18.12.2018 № 37/3, от 31.01.2019 № 39/4) (далее - ПЗЗ МО гп. Верхнетуломский), земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> отнесен к территориальной зоне территорий природного ландшафта (РЗ).
Согласно п. 5 ст. 50 ПЗЗ МО гп. Верхнетуломский в состав зон рекреационного назначения в том числе включена зона территорий природного ландшафта (РЗ).
Согласно п. 1 ст. 53 ПЗЗ МО гп. Верхнетуломский на территориях природного ландшафта (РЗ) основным видами разрешённого использования являются: зелёные насаждения (территории, покрытые лесом, кустарники, луга, заболоченные территории и прочее); велосипедные и пешеходные дорожки; лыжные трассы; пляжи; питомники древесных и кустарниковых растений, цветочно-оранжерейные хозяйства. Условно разрешёнными видами использования являются: специальная деятельность; коммунальное обслуживание. К вспомогательным видам разрешённого использования отнесены: малые архитектурные формы, элементы благоустройства; открытые детские, спортивные площадки; площадки для отдыха; хозяйственные площадки.
Наличие на участке строений, позволили сделать вывод, что земельный участок с кадастровым номером 51:01:2408001:75 используется Максимовым С.Н. не по назначению.
Кроме того, Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - классификатор), утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (ред. от 04.02.2019) и вступивший в силу 29.11.2014, не содержит такого вида разрешенного использования как: зеленые насаждения (территории, покрытые лесом, кустарники, луга, заболоченные территории и прочее).
Таким образом, оспариваемое предписание выдано в соответствии со ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации и подпункта "в" п. 3 Положения.
Действия Управления основаны на действующем законодательстве и направлены на устранение выявленных нарушений земельного законодательства Российской Федерации. Форма предписания, а также его содержание не противоречат требованиям земельного законодательства, соответствуют выявленным в ходе проведения проверки нарушениям.
Довод Максимова С.Н. об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях не влечет отмену обжалуемого предписания.
Кроме того, в соответствии со ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что Максимов С.Н. копию обжалуемого предписания получил 31.10.2018, тогда как административное исковое заявление административным истцом подано 11.04.2019, таким образом, административным истцом пропущен срок обращения в суд. Уважительных причин для восстановления срока обращения в суд с административным исковым заявлением судом не установлено.
Таким образом, выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства не нарушает прав административного истца и суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Несогласие заявителя с полученным предписанием, не является основанием для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░