Адм. дело № 2а-53/2021
УИД 51 RS0019-01-2021-000114-77
Мотивированное решение изготовлено 10.03.2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 марта 2021 года г. Полярные Зори
Полярнозоринский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего - судьи Ханиной О.П.,
при секретаре Байдраковой М.И.,
с участием:
старшего помощника прокурора г. Полярные Зори Кривенковой Н.А.,
представителя административного истца Колобова А.Б.,
административного ответчика Малютина В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межмуниципального отдела МВД России "Полярнозоринский" о дополнении ранее установленных административных ограничений в отношении Малютина В.С.,
УСТАНОВИЛ:
Межмуниципальный отдел МВД России "Полярнозоринский" обратился в суд с административным иском о дополнении ранее установленных административных ограничений в отношении Малютина В.С..
В обоснование заявленных требований указано о том, что Малютин В.С. осужден 14.02.2014 Полярнозоринским районным судом Мурманской области по части 3 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде лишения свободы на срок 6 лет 06 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Освобожден Малютин В.С. из ФКУ ИК*** 10.08.2020 по отбытию срока наказания.
Решением Ловозерского районного суда Мурманской области от 26.06.2020 в отношении Малютина В.С. установлен административный надзор сроком на 03 года. В период административного надзора на Малютина В.С. возложены ограничения в виде: запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо местом пребывания, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток; обязанности являться в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации 3 раза в месяц.
На учет административного надзора Малютин В.С. поставлен 26.08.2020 с заведением дела административного надзора №**, с обязанностями и ограничениями, установленными решением Ловозерского районного суда при установлении административного надзора Малютин В.С. ознакомлен.
Однако, за время нахождения на учете в МО МВД России «Полярнозоринский» Малютин В.С. неоднократно привлекался к административной ответственности, а именно: 29.12.2020 по ч.2 ст.19.24 КоАП РФ, 11.11.2020 – по ч.1 ст.19.24 КоАП РФ.
В силу приведенных обстоятельств осуществление должного контроля за Малютиным В.С. с целью предупреждения совершения данным гражданином правонарушений и преступлений усложняется.
Учитывая, что Малютин В.С. судим за совершение особо тяжкого преступления, представляющего повышенную общественную опасность, судимость за которое не погашена и не снята в установленном законом порядке, является совершеннолетним лицом, состоит под административным надзором, неоднократно привлекался к административной ответственности, для предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, а также оказания на Малютина В.С. индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, руководствуясь п.3 ст.4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06.04.2011 №64-ФЗ административный истец просит суд дополнить установленные поднадзорному лицу административные ограничения обязательной явкой четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации.
В судебном заседании представитель административного истца Межмуниципального отдела МВД России "Полярнозоринский" Колобов А.Б., соответствующий требованиям, предъявляемым к представителям статьёй 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действующий на основании доверенности от 19.01.2021 №**, выданной начальником Межмуниципального отдела МВД России "Полярнозоринский", заявленные административные исковые требования поддержал.
Дополнительно пояснил, что, несмотря на указание в протоколе об административном правонарушении, по ч.1 ст.19.24 КоАП РФ, на осуществление Малютиным В.С. выезда в г.Санкт-Петербург, основанием для привлечения к административной ответственности послужило именно неисполнение установленного решением суда административного ограничения в виде запрета находится вне места жительства в ночное время суток, а именно: 14.10.2020 в 22.10 при проверке поднадзорный Малютин В.С. отсутствовал по адресу: <адрес>.
Пояснить мотивы квалификации действий Малютина В.С. за аналогичный факт отсутствия по месту жительства в ночное время суток – 30.11.2020 в 22.15 час. по ч.2 ст.19.24 КоАП РФ, как невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, представитель административного истца не смог.
Относительно составленного акта проверки поднадзорного лица от 30.11.2020 указал, что в случае отсутствия проверяемого поднадзорного лица по месту жительства сотрудники полиции, как правило, осуществляют опрос соседей в целях подтверждения обстоятельств проверки и выявленного нарушения установленных ограничений. В данном случае указанных действий выполнено не было, в связи с чем иных доказательств, которые могут опровергнуть изложенные в протоколе об административном правонарушения объяснения Малютина В.С. о фактическом нахождении по месту жительства, не имеется.
При этом полагает необходимым руководствоваться представленными постановлениями о привлечении Малютина В.С. к административной ответственности за совершение двух административных правонарушений, предусмотренных ст.19.24 КоАП РФ, которые административным ответчиком обжалованы не были, вступили в законную силу.
Административный ответчик Малютин В.С. в ходе судебного заседания административные исковые требования не признал в полном объеме, пояснив, что обстоятельства постановки на учет в связи с установлением административного надзора, а также ознакомление с порядком соблюдения установленных ограничений и последствий их нарушения, ему были разъяснены и понятны.
Ограничение в виде явки на регистрацию три раза в месяц (1, 2 и 3 понедельник) он исполняет добросовестно.
О намерении осуществить поездку в г.Санкт-Петербург 14.10.2020 сообщал в устной форме сотруднику МО МВД России "Полярнозоринский" при очередной явке на регистрацию, однако подтверждающие документы представил только после возвращения. В связи с чем признал фактическое отсутствие по месту жительства 14.10.2020 в ночное время суток и оплатил назначенный административный штраф в размере *** рублей.
Относительно привлечения к административной ответственности за повторное отсутствие по месту жительства пояснил, что 30.11.2020 в 22 час. 15 мин. он находился дома, стука и звонка в дверь квартиры не слышал, по предоставленному сотрудникам полиции номеру мобильного телефона ему никто не звонил. Его просьба вызвать для рассмотрения протокола сотрудника ППС гр.К в целях опроса по обстоятельствам осуществления им проверки, а также опроса соседей, осталась без удовлетворения. Постановление от 29.12.2020 не обжаловал, поскольку не расценивал предупреждение в качестве административного наказания.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение старшего помощника прокурора г.Полярные Зори Кривенковой Н.А., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусмотрено, что при рассмотрении дела об административном надзоре в связи с совершением лицом, указанным в части 1 статьи 3 Закона, административных правонарушений, предусмотренных пунктом 2 части 3 этой же статьи, надлежит исходить из того, что для установления, продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений необходимо наличие фактов совершения лицом двух и более административных правонарушений в течение одного года, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности. Данный срок подлежит исчислению со дня совершения первого административного правонарушения.
В силу ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 28.05.2017 N 102-ФЗ)
Согласно части 1 статьи 4 названного Федерального закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения, в том числе обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ).
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2).
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности административные ограничения в виде пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, выезда за установленные судом пределы территории, а также в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного для регистрации (часть 1 статьи 4), согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 597-О-О, от 24.09.2012 N 1739-О, от 22.11.2012 N 2064-О, от 22.04.2014 N 885-О, от 23.04.2015 N 898-О и от 22.12.2015 N 2876-О).
Выбор конкретных административных ограничений, устанавливаемых судом, не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия. В частности, судом учитываются характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления (преступлений), его поведение за весь период отбывания наказания и поведение после освобождения из мест лишения свободы, семейное положение указанного лица, место и график его работы и (или) учебы, состояние здоровья, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Из материалов дела установлено, что Малютин В.С. осужден 14.02.2014 Полярнозоринским районным судом Мурманской области по пункту «а» части 3 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде лишения свободы на срок 6 лет 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима (л.д.8-21).
Малютин В.С. признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть, группой лиц.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Мурманского областного суда от 16.04.2014 вышеуказанный приговор оставлен без изменения (л.д. 22-24).
Согласно справке №** от 10.08.2020 Малютин В.С. освобожден из ФКУ ИК*** 10.08.2020 по отбытии срока наказания (л.д. 27).
Решением Ловозерского районного суда Мурманской области от 26.06.2020, вступившим в законную силу 05.08.2020, в отношении Малютина В.С. установлен административный надзор сроком на 3 года. На период административного надзора в отношении Малютина В.С. установлены административные ограничения в виде: обязанности являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 3 раза в месяц; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток. Срок административного надзора постановлено исчислять со дня постановки Малютина В.С. на учет в органе внутренних дел по избранному им месту жительства, пребывания или фактического нахождения (л.д.25-26).
На основании заключения инспектора НОАН МО МВД России «Полярнозоринский» от 26.08.2020, Малютин В.С. был поставлен на профилактический учет с установлением в отношении него административного надзора и заведением дела административного надзора (л.д. 28).
Согласно подписке поднадзорного лица от 26.08.2020 Малютин В.С. был ознакомлен с обязанностями лица, в отношении которого установлен административный надзор, а также с ответственностью за нарушения установленных ограничений (л.д. 29-30).
Малютину В.С. 26.08.2020 контролирующим органом был установлен график прибытия поднадзорного лица на регистрацию три раза в месяц: 1, 2 и 3 понедельник каждого месяца с 09.00 до 16.00 часов.
Согласно регистрационному листу поднадзорного лица, нарушений установленного административного ограничения в действиях Малютина В.С. не имеется.
С учетом правовой позиции, изложенной в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", проверка законности и обоснованности постановления начальника исправительного учреждения о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также постановлений по делам об административных правонарушениях, указанных в пункте 2 части 3 статьи 3 Закона, послуживших основанием для обращения исправительного учреждения или органа внутренних дел с заявлением об установлении, продлении административного надзора или о дополнении ранее установленных административных ограничений, не осуществляется судом в порядке главы 29 КАС РФ.
Вместе с тем факт признания административного ответчика злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо привлечения его к административной ответственности не предопределяет выводы суда о необходимости установления административного надзора.
При решении данного вопроса должны учитываться: вся совокупность доказательств, обстоятельства, положенные в основу постановления о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо установленные вступившими в законную силу постановлениями по делам об административных правонарушениях, характер допущенных нарушений, последующее поведение лица в исправительном учреждении после признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, срок, истекший с момента признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания, а также обстоятельства, не исследованные при рассмотрении дел о совершенных этим лицом административных правонарушениях.
В обоснование заявленных административных исковых требований указано на неоднократное привлечение Малютина В.С. к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления в период нахождения под административным надзором.
Так, на основании постановления заместителя начальника отдела полиции по ООП МО МВД России "Полярнозоринский" от 11.11.2020 №** Малютин В.С. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.19.24 КоАП РФ за допущенное нарушение установленного решением Ловозерского районного суда от 26.06.2020 запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица, в ночное время суток с 22.00 час. до 06.00 час., а именно: 14.10.2020 в 22.10 час. Малютин В.С. отсутствовал по месту жительства по адресу: <адрес>.
Данное постановление вступило в законную силу 24.11.2020, назначенный административный штраф в размере *** руб. оплачен Малютиным В.С. 05.12.2020 (л.д.32).
В качестве доказательств совершения Малютиным В.С. второго административного правонарушения, посягающего на порядок управления, суду представлены материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.24 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.19.24 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Из акта посещения поднадзорного лица Малютина В.С. по месту жительства по адресу: <адрес>, составленного врио командира ОВ ППСП МО МВД России "Полярнозоринский" гр.К, следует, что 30.11.2020 в 22.15 час. дверь квартиры никто не открыл, свет в окнах отсутствовал.
Указанный акт послужил основанием для оформления инспектором по осуществлению административного надзора ОУУП и ПДН МО МВД России "Полярнозоринский" Семеняк О.А. 07.12.2020 рапорта о наличии в действиях Малютина В.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.24 КоАП РФ, в связи с нарушением обязанностей и ограничений, установленных решением Ловозерского районного суда от 26.06.2020.
Каких-либо иных доказательств, подтверждающих событие допущенного нарушения (например, письменные объяснения соседей, наличие их подписей в акте посещения, подтверждающие отсутствие лица, проживающего в соответствующем жилом помещении, на момент посещения сотрудниками полиции и т.д.) материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Объяснения Малютина В.С., содержащиеся в протоколе об административном правонарушении, о своем фактическом нахождении по месту жительства и отсутствии каких-либо звонков, стука в дверь, телефонных звонков, допустимыми и достоверными доказательства не опровергнуты.
Несмотря на то, что проверка законности и обоснованности постановлений по делам об административных правонарушениях, послуживших основанием для обращения органа внутренних дел с заявлением об установлении, продлении административного надзора или о дополнении ранее установленных административных ограничений, не осуществляется судом в порядке главы 29 КАС РФ, наличие вступившего в законную силу постановления о привлечении административного ответчика к административной ответственности не предопределяет выводы суда о необходимости установления административного надзора.
С учетом правовой позиции Верховного Суда РФ, суд при разрешении настоящего административного иска учитывает совокупность доказательств и обстоятельств, положенных в основу постановления от 29.12.2020 по делу об административном правонарушении, и приходит к выводу о том, что допустимых и достоверных доказательств, бесспорно подтверждающих совершение административным ответчиком Малютиным В.С. за период нахождения под административным надзором двух административных правонарушений против порядка управления, в настоящее время не представлено.
Оценивая поведение поднадзорного лица в период осуществления административного надзора, судом из материалов дела административного надзора №** установлено, что Малютин В.С. с момента постановки на учет 26.08.2020 иных административных правонарушений не совершал, иных нарушений установленных административных ограничений не допускал.
Анализируя изложенные обстоятельства, положительную динамику поведения Малютина В.С. в период административного надзора, обстоятельства совершенного им в течение года административного правонарушения, направленного против порядка управления, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания ранее примененных судом административных ограничений недостаточными для профилактической работы с осужденным не имеется.
Оценивая представленные административным истцом доказательства, как в отдельности, так и в совокупности с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а также достаточность доказательств для принятия решения по существу иска и взаимосвязь доказательств в совокупности, принимая во внимание нормы материального права, регулирующие административный надзор, учитывая сведения об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о количестве и характере совершенных им нарушений, суд приходит к выводу о том, что предусмотренные статьей 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» основания для дополнения ранее установленных административных ограничений в отношении Малютина В.С. установлением обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации 4 раза в месяц, отсутствуют.
Суд также считает необходимым разъяснить Малютину В.С., что, в соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор может быть продлен судом, в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В силу частей 2 и 3 статьи 9 указанного Федерального Закона, административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора, при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
В случае отказа суда в досрочном прекращении административного надзора повторное заявление может быть подано в суд не ранее, чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ "░░░░░░░░░░░░░░░░" ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
***
***
***
***
***
***
***
***
***