Дело № 2а-97/2023
УИД № 10RS0014-01-2023-000035-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2023 года пгт. Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Табота Ю.Д., при секретаре Ершовой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к Администрации Пряжинского городского поселения, публичному акционерному обществу «Россети Северо-Запад» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия обратился в суд с административным иском к администрации Пряжинского городского поселения о понуждении к ликвидации несанкционированного размещения отходов на территории вблизи домов <адрес> согласно географическим координатам из материалов осмотра от 13.01.2023. В обоснование заявленных требований представитель административного истца указал, что по результатам осмотра собственник отходов не установлен; указанное место размещения отходов не является местом накопления твердых коммунальных отходов, контейнеры отсутствуют. Ссылаясь на обязанность органов местного самоуправления обеспечивать благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность на соответствующей территории, принимая во внимание, что обнаруженная свалка расположена в границах <адрес> на территории земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, административный истец просит суд обязать административного ответчика ликвидировать несанкционированную свалку, установить срок ликвидации места несанкционированного размещения отходов, а также уведомить административного истца об исполнении указанных работ.
Определением суда от 25.01.2023 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Пряжинского национального муниципального района, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, ООО «Карельский экологический оператор».
Определением суда от 13.03.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ПАО «Россети Северо-Запад», определением суда от 21.03.2023 указанное лицо привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Определением суда от 04.04.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Арго Строй» и КУ РК «Управление капитального строительства Республики Карелия».
В судебном заседании представители Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Горюнов А.Г., Пупышева Т.В., действующие на основании доверенности, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Администрации Пряжинского городского поселения в судебное заседание явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил свои возражения на иск и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Представитель административного ответчика ПАО «Россети Северо-Запад» Трушников А.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на административный иск.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались судом о дате, месте и времени рассмотрения дела.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав свидетельские показания, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2 указанного Федерального закона).
Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
Из положений ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых - коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Положениями Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).
Статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 137-ФЗ) не является препятствием для распоряжения ими.
Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона № 137-ФЗ предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий); органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
Из правового анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления городского поселения находятся земельные участки, расположенные на его территории.
В пункте 19 статьи 9 Устава Пряжинского городского поселения (в ред. от 08.06.2022 № 273) указано, что к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с частью 1 статьи 8 указанного Устава границы территории поселения установлены Законом Республики Карелия от 01.11.2004 № 813-ЗРК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия».
Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 № 367-П, Министерство является уполномоченным органом в Республике Карелия, который в сфере охраны окружающей среды осуществляет региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору: в области обращения с отходами (пп. 1 п. 9 Положения). При этом, Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации (п. 3 Положения).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в связи с поступлением в Министерство обращения Д. от 19.07.2021 по вопросу несанкционированного размещения отходов на территории <адрес> (л.д. 55-59), представителем ГКУ РК «<данные изъяты>» 19.11.2021 был осуществлен осмотр территории, осуществлена фотофиксация наличия несанкционированного размещения отходов вблизи домов <адрес>.
В целях принятия мер по ликвидации несанкционированного свалки ГКУ РК «<данные изъяты>» направлен запрос от 29.11.2021 в адрес Администрации Пряжинского городского поселения. Ответным письмом от 17.12.2021 Администрация сообщила о ликвидации свалки.
В судебном заседании свидетель Д. подтвердила, что в мае 2020 года была образована свалка недалеко от ее дома и дома соседей; сведениями о том, какая организация произвела рубку деревьев, свидетель не обладает.
24.12.2021 специалистами ГКУ РК «<данные изъяты>» совершен выезд на территорию несанкционированного размещения отходов, проведено обследование территории вблизи домов <адрес>, зафиксировано место несанкционированного размещения порубочных остатков (ветки) с ориентировочным объемом 33 куб.м. (л.д. 60-63). Впоследствии в летний период 2022 года свалка была частично ликвидирована, но не в полном объеме.
В возражениях на административное исковое заявление представитель административного ответчика Администрации Пряжинского городского поселения неоднократно указывает, что несанкционированная свалка ликвидирована, в подтверждение чего прилагает фотоматериалы (л.д. 75-79, 194, 203-204, 231-232).
Вместе с тем, 21.03.2023 состоялось выездное судебное заседание к месту расположения несанкционированной свалки. Специалистом З. произведены замеры расположения несанкционированного размещения отходов вблизи домов <адрес>. Судом и участниками процесса обозревалась схема расположения указанных отходов, возражений относительно составления схемы не поступило.
Принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов расположена на территории Пряжинского городского поселения вблизи домов <адрес> на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, а состав несанкционированной свалки не позволяет идентифицировать принадлежность отходов конкретному лицу, конкретное лицо, виновное в организации свалки не выявлено, обязанность по ее ликвидации должна быть возложена на Администрацию Пряжинского городского поселения, исходя из полномочий, возложенных на орган местного самоуправления, в силу действующих норм законодательства.
Довод административного ответчика Администрации Пряжинского городского поселения в письменных возражениях о необходимости возложения обязанности по организации ликвидации свалки на административного ответчика ПАО «Россети Северо-Запад», поскольку им не представлено доказательств утилизации порубочных остатков, не имеет правового значения, поскольку земельный участок, на котором образована несанкционированная свалка, не принадлежит ПАО «Россети Северо-Запад». Кроме того, суду не было представлено доказательств, позволяющих сделать однозначный вывод о том, что свалка в виде порубочных остатков организовалась в результате деятельности данного лица, в связи с чем в удовлетворении исковых требований к ПАО «Россети Северо-Запад» надлежит отказать.
Суд приходит к выводу о том, что размещение свалки по указанным в административном иске координатам осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Учитывая, что несанкционированная свалка отходов образовалась в пределах Пряжинского городского поселения, которая в силу приведенных выше положений законодательства несет ответственность по их ненадлежащему содержанию, суд приходит к выводу о наличии у административного ответчика Администрации Пряжинского городского поселения обязанности по ее ликвидации.
Приходя к такому выводу суд исходит из позиции самого органа местного самоуправления, изложенной в переписке с Министерством, проанализировав которую, суд полагает, что Администрация Пряжинского городского поселения также считает, что обязанность по уборке данной свалке является ее обязательством, что следует из действий органа местного самоуправления, который фактически частично ликвидировал свалку, произведя уборку порубочных остатков.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 29.01.2019 № 258-О, действующее правовое регулирование не предполагает освобождение органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов.
Каких-либо доказательств вывоза обнаруженных отходов в полном объеме, а равно доказательств их принадлежности кому-либо иному лицу, на момент вынесения настоящего решения в нарушение положений ст. 56, 60, 61 ГПК РФ суду не представлено.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в части обязания Администрации Пряжинского городского поселения ликвидировать несанкционированное место размещения отходов на территории вблизи домов <адрес> согласно следующим географическим координатам, установленным материалами осмотра от 13.01.2023, а именно:
Географические координаты: | Координаты в системе МСК-10 |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
При определении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в соответствии с положениями пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд учитывает наличие реальной угрозы нарушения прав граждан на жизнь и охрану здоровья, с учетом мнения сторон, высказанных в судебном заседании, суд полагает необходимым обязать ответчика совершить действия по ликвидации свалок в срок до 30 июня 2023 года.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым обязать Администрацию Пряжинского городского поселения уведомить Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия об исполнении решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 30 ░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 13.01.2023, ░ ░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: | ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░-10: |
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> |
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░,
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░