Дело №2а-781/2024 УИД 89RS0002-01-2024-001286-52
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 мая 2024 года г.Лабытнанги
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Даниленко И.А.,
при секретаре судебного заседания Васильевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Яковлева Игоря Петровича к ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, ФСИН России о признании бездействия незаконным, признании постановлений о наложении дисциплинарных взысканий незаконными, взыскании компенсации,
у с т а н о в и л:
Яковлев Игорь Петрович, имеющий статус осужденного и отбывающий наказание в ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО, обратился в Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа с административным исковым заявлением к ФСИН России, ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО о признании действий (бездействия) ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО по факту неперевода истца из строгих условий отбывания наказания в обычные условия незаконными, признании незаконными постановления о водворении его в ШИЗО 30 декабря 2016 года на 15 суток и 14 октября 2021 года на 10 суток, признании условий содержания нарушающими права, взыскании компенсации в размере 25 000 руб. 00 коп.
Административный истец Яковлев И.П., принимавший участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, на требованиях административного искового заявления настаивал в полном объеме по изложенным в нем основаниям, просил взыскать в его пользу компенсацию. Пояснил, что право на перевод из строгих в обычные условия отбывания наказания у него наступил с 24 октября 2022 года, иных взысканий после указанного периода не имел. Наложенные на него в 2016 году и в 2021 году дисциплинарные взыскания в виде водворения в ШИЗО полагал незаконными и необоснованными, пояснил, что к данным правоотношениям в силу ст. 208 ГК РФ не подлежит применению трехмесячный срок подачи искового заявления.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО Малиновский Р.М., действующий на основании доверенности, административные исковые требования не признал, пояснил, что оснований для перевода административного истца из строгих условий отбывания наказания отсутствовали по причине наличий дисциплинарных взысканий. Оспариваемые постановления о водворении в ШИЗО были вынесены в соответствии с требованиями статей 115, 117 УИК РФ, мера взыскания соответствует тяжести и характеру нарушений и применена с учетом обстоятельств совершения нарушений и личности осужденного. Кроме того просил применить установленный статьей 219 КАС РФ трехмесячный срок подачи административного иска.
Представитель ФСИН России Полянцева А.О., действующая на основании соответствующих доверенностей, просила отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме, поддержав доводы представителя ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его определенных прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) и указать способ их восстановления.
В соответствии с ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с пунктами 2, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Согласно пункту 13 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» нарушение условий содержания лишенных свободы лиц могут быть подтверждены, в том числе материалами проверок, проведенных в рамках осуществления прокурорского надзора или ведомственного контроля в отношении исправительного учреждения.
В соответствии с ч.2 ст.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.10 УИК РФ).
Исходя из положений части 1 статьи 82 УИК РФ под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В соответствии со статьей 87 УИК РФ в пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии (часть 1).
Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие по основаниям, предусмотренным статьями 120, 122, 124, 127, 130, 132 указанного Кодекса, производится по решению комиссии исправительного учреждения, в работе которой могут принимать участие представители органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, представители общественных наблюдательных комиссий. Комиссия исправительного учреждения решает также вопрос о переводе осужденных, находящихся в тюрьме, с общего вида режима на строгий и со строгого на общий (часть 3).
Согласно статье 127 УИК РФ, осужденные к пожизненному лишению свободы размещаются в камерах, как правило, не более чем по два человека. По просьбе осужденных и в иных необходимых случаях по постановлению начальника исправительной колонии при возникновении угрозы личной безопасности осужденных они могут содержаться в одиночных камерах (часть 1).
В строгие условия отбывания наказания по прибытии в исправительную колонию особого режима помещаются все осужденные. Перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные условия отбывания наказания производится по отбытии не менее 10 лет в строгих условиях отбывания наказания по основаниям, указанным в части 6 статьи 124 УИК РФ. Если в период пребывания в следственном изоляторе к осужденному не применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в строгих условиях отбывания наказания исчисляется со дня заключения под стражу (часть 3).
Перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные производится не ранее чем через один год при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания (ч.6 ст.124 УИК РФ).
Согласно ч. 8 ст. 117 УИК РФ, если в течение года со дня отбытия дисциплинарного взыскания осужденный не будет подвергнут новому взысканию, он считается не имеющим взыскания.
В силу п. 4 ст. 59 УИК РФ осужденный считается не имеющим взыскания, если в течение одного года со дня наложения взыскания не будет применено новое взыскание.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах, применение к лицу, совершившему преступление, такого наказания, как лишение свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. При этом комплекс ограничений, устанавливаемый уголовно-исполнительным законодательством для осужденных и включающий, помимо прочего, ограничение количества посылок, бандеролей и передач, различен и дифференцируется в зависимости в первую очередь от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также в зависимости от поведения осужденного в период отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость применяемых мер воздействия (определения от 20 марта 2008 года N 162-О-О и от 23 марта 2010 года N 369-О-О).
Судом установлено, из материалов дела следует, что Яковлев И.П., осужденный к пожизненному лишению свободы, с 23 февраля 2008 года содержится в исправительном учреждении особого режима – ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу. В 2010 году убывал для производства следственных действий, после которых с 26 сентября 2010 года вновь прибыл в ИК-18 где содержится по настоящее время.
Как усматривается из справки о поощрениях и взысканиях Яковлев И.П. поощрений не имеет, имеет 23 дисциплинарных взысканий, в частности:
14.10.2021 года – водворение в ШИЗО на 10 суток;
08.12.2021, 05.01.2022, 28.12.2022, 17.05.2023 и 15.04.2024 года наложены дисциплинарные взыскания в виде устных выговоров.
Таким образом, вопреки мнению административного истца, его содержание в строгих условиях соответствует требованиям закона, право на перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные условия не наступило.
Рассматривая требования в части признания постановлений о водворении Яковлева И.П. в ШИЗО в 2016 и в 2021 году незаконными, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2, 3, 6 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены; соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
В силу части 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Часть 1 статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания: выговор; водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах в штрафной изолятор на срок до 15 суток; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года.
В соответствии с частью 1 статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Из правовой позиции, изложенной в Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2019 года № 564-О следует, что за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы может применяться мера взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на срок до 15 суток, оспариваемая норма прямо устанавливает максимальный срок такого взыскания, налагаемого за одно нарушение установленного порядка отбывания наказания, и, соответственно, носит гарантийный характер. Возможность же неоднократного применения данной меры взыскания к осужденному за каждое отдельное совершенное им нарушение обусловлена его собственным поведением и направлена на достижение целей исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых нарушений установленного порядка отбывания наказания и иных правонарушений. При этом данная норма действует во взаимосвязи с положениями части первой статьи 117 этого же Кодекса, согласно которым взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения; запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий. Кроме того, решение о наложении взыскания может быть обжаловано в суд (части первая и вторая статьи 20 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела 29 декабря 2016 года врио начальника ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО ФИО6 вынесено постановление о водворение осужденного Яковлева И.П. в штрафной изолятор на 15 суток, из которого следует, что 23 декабря 2016 года в 13.40 во время проведения внепланового обыска в камере №803 на отряде №4 поста №8, сотрудниками администрации было выявлено, что осужденный, являясь дежурным по камере халатно отнёсся к своим обязанностям, не произвёл должным образом уборку в жилой камере так, в камере были выявлены следующие недостатки: под скамейкой в углу спального места и отсекающих решетках пыль, вывесил полотенце и привязал мешок для мусора на решетку санузла, под раковиной на водопроводной трубе хранил туалетную бумагу, марки приклеил к внутренней стороне шкафчика, за что осужденному сделано замечание. 28 декабря 2016 года в 15.30 ч. в кабинете начальника отряда отказался давать письменное объяснение по факту допущенных им нарушений. Тем самым осужденный допустил нарушения Правил внутреннего распорядка ИУ, главу 3 п. 14 абзац 1 (осужденные обязаны: выполнять требования законов и настоящих Правил), главу 3 п. 14 абзац 3 (осужденные обязаны являться по вызову администрации в давать письменные объяснения), главу 3 п., 14 абзац 9 (осужденные обязаны: содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, рабочие места, одежду, по установленному образцу заправлять постель, следить на состоянием спальным мест, тумбочек и вещевых мешков в помещениях отрядов, хранись продукты питания и предметы индивидуального пользования в специально оборудованных местах и помещениях и т.д.), главу 3 п. 15 абзац 11 (осужденным запрещается: без разрешения администрации вывешивать фотографии, репродукции, открытки, вырезки из газет и журналов, предметы культа и иные предметы на стенах, тумбочках и кроватях и т.д.).
Обжалуемое постановление объявлено Яковлеву И.П. в день вынесения под роспись.
В период наложения 29 декабря 2016 года вышеуказанного дисциплинарного взыскания действовали Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённые Приказом Минюста России от 03 ноября 2005 № 205. (до января 2017 года)
В силу абз. 1,9 п.14 главы 3 ПВР №205 осужденные обязаны выполнять требования законов и настоящих Правил; содержать в чистоте и опрятности жилые помещения, рабочие места, одежду, по установленному образцу заправлять постель, следить за состоянием спальных мест, тумбочек и вещевых мешков в помещениях отрядов, где хранятся их личные вещи, наличием прикроватных табличек, соблюдать правила личной гигиены, иметь короткую стрижку волос на голове, бороды и усов (для мужчин), хранить продукты питания и предметы индивидуального пользования в специально оборудованных местах и помещениях.
В соответствии с абз. 11 п.15 главы 3 ПВР ИУ №205 осужденным запрещается без разрешения администрации вывешивать фотографии, репродукции, открытки, вырезки из газет и журналов, предметы культа и иные предметы на стенах, тумбочках и кроватях, содержать животных и птиц, заниматься огородничеством, разводить декоративных рыб, комнатные растения, изготавливать спортивные снаряды, тренажеры;
Факт нарушения административным истцом вышеуказанных Правил подтверждается: рапортом №251 от 23 декабря 2016 года, актом от 28 декабря 2016 года, составленным сотрудниками администрации ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО из которого следует, что 28 декабря 2016 года в 15.30 ч., осужденный Яковлев И.П., 1976 г.р. отряд №8, был вызван на прием к сотруднику администрации для дачи письменного объяснения по факту допущенных им нарушений 23 декабря 2016 года, от дачи которых отказался в кабинете начальника отряда; объяснениями осужденных ФИО15 ФИО16 ФИО17 ФИО18 от 28 декабря 2016 года; графиком дежурства, рапортом ст. специалиста по социально-психологической работе с осужденными ФИО11 от 29 декабря 2016 года, справкой о поощрениях и взысканиях на осужденного ФИО1, согласно которой последний не поощрялся, по состоянию на 29 декабря 2016 года имел 8 взысканий.
Законность применения к Яковлеву И.П. дисциплинарного взыскания в виде водворения в ШИЗО на 15 суток было предметом проверки Ямало-Ненецкого прокурора за соблюдением законов в ИУ ЯНАО. Прокуратура не усмотрела оснований для отмены наложенного на Яковлева И.П. взыскания, нарушений уголовно-исполнительного законодательства не выявлено, что следует из представленного ответа от 10 января 2022 года.
Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, которые действовали с января 2017 года по 16 июля 2022 года.
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности мест принудительного содержания в целях создания наиболее благоприятных возможностей для реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, обеспечения изоляции, охраны прав, законных интересов осужденных и исполнения ими своих обязанностей.
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений обязательны для персонала исправительных учреждений, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих эти учреждения. Нарушение Правил влечет ответственность, установленную действующим законодательством (п. 3).
14 октября 2021 года начальником ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО ФИО6 вынесено постановление о водворение осужденного Яковлева И.П. в штрафной изолятор на 10 суток, за то, что 13 октября 2021 года в 09.25 ч., находясь в служебном помещении (кабинете) поста №6, в разговоре с сотрудниками администрации ИУ употреблял жаргонные слова, на что ему были сделаны неоднократные замечания сотрудниками администрации ИУ. 13 октября 2021 года находясь в служебном кабинете поста №6 в 09.30 час. в категорической форме отказался давать письменное объяснение по факту нарушения установленного порядка отбывания наказания, акт от 13 октября 2021 года в 09 час. 25 мин. Тем самым осужденный Яковлев ИП. совершил нарушение Правил внутреннего распорядка ИУ: глава 3 п.16 (осужденные обязаны: исполнять требования законов Российской Федерации и Правил; выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы, являться по вызову администрации ИУ и давать объяснения по вопросам исполнения приговора, а также давать письменные объяснения по фактам нарушения установленного порядка отбывания наказания и т.д.; быть вежливыми между собой и в общении с сотрудниками УИС и иными лицами), п.17 (осужденным запрещается употреблять нецензурные в жаргонные слова, давать, присваивать я использовать в речи клички в отношении людей). При наложении данного взыскания учитывались обстоятельства совершения нарушений, личность осужденного, его предыдущее поведение, безуспешность применения других мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.
Обжалуемое постановление объявлено Яковлеву И.П. в день вынесения под роспись.
Факт нарушения установленного порядка отбывания наказания подтверждается актами №217 и №218 от 13 октября 2021 года, составленными сотрудниками исправительного учреждения; рапортом ст. специалиста ОСПР ФИО19 объяснениями Яковлева И.П. от 14 октября 2021 года, из которых следует, что он отказался 13 октября 2021 года в 9.30 часов давать письменные объяснения по факту допущенного нарушения ПВР ИУ от 13 октября 2021 года (употребление жаргонных слов, невежливое обращение) в настоящий момент вину признает, об этом сказал под видеорегистратор на дисциплинарной комиссии 14 октября 2021 года; справкой о поощрениях и взысканиях на осужденного Яковлева И.П., согласно которой последний не поощрялся, по состоянию на 13 октября 2021 года имел 17 взысканий.
В соответствии с п.16 главы 3 ПВР ИУ №295 осужденные обязаны среди прочего исполнять требования законов Российской Федерации и Правил; выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы; являться по вызову администрации ИУ и давать объяснения по вопросам исполнения приговора, а также давать письменные объяснения по фактам нарушения установленного порядка отбывания наказания; быть вежливыми между собой и в общении с сотрудниками УИС и иными лицами.
В соответствии с абзацем двадцать четвертым п. 17 главы 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений № 295 осужденным запрещается употреблять нецензурные и жаргонные слова, давать, присваивать и использовать в речи клички в отношении людей.
На основании изложенного, оценивая установленные обстоятельства применительно к анализу вышеприведенных норм права, а также представленные доказательства в совокупности, в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о законности оспариваемых постановлений, а, следовательно, об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в данной части.
Примененные к Яковлеву И.П. меры дисциплинарного взыскания как в 2016 году так и в 2021 году соответствуют тяжести и характеру совершенных нарушений, его личности.
При применении мер дисциплинарного взыскания администрацией исправительного учреждения учтены обстоятельства совершения нарушения, личность и предыдущее поведение осужденного, который характеризовался отрицательно, каких-либо поощрений не имеет, на протяжении всего периода отбывания наказания неоднократно допускал нарушения установленного порядка отбытия наказания. Сроки применения мер взысканий административным ответчиком не нарушены.
Таким образом, оспариваемые постановления вынесены в соответствии с требованиями статей 115, 117 УИК РФ, уполномоченным должностным лицом.
Факт нарушения установленного порядка отбывания наказания подтверждается совокупностью представленных в материалы дела письменных доказательств, оснований ставить под сомнение которые у суда не имеется.
Само по себе выполнение должностными лицами своих служебных обязанностей не является основанием полагать, что они заинтересованы в исходе дела.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о законности оспариваемых постановлений, соблюдении исправительным учреждением процедуры привлечения осужденного к дисциплинарной ответственности, а также соответствии вида наложенного взыскания совершенному нарушению.
В данном случае условий, указанных в пункте 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения заявленного иска, не имеется.
Поскольку суд отказывает в удовлетворении основного требования административного истца, производные требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания удовлетворению также не подлежат.
Кроме того, статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (п.1).
В пункте 1.1 данной статьи указано, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (п. 8).
В качестве одной из задач административного судопроизводства указанный Кодекс устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4).
Действительно в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
В рамках настоящего дела административным истцом оспариваются дисциплинарные взыскания, с которыми он был ознакомлен в день их вынесения, то есть оспариваемые действия носили эпизодический характер и не являлись длящимися.
Вместе с тем, административный истец в суд обратился только в апреле 2024 года, то есть со значительным пропуском установленного положениями статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока.
Каких-либо уважительных причин невозможности своевременного обжалования дисциплинарных взысканий административным истцом не приведено. Обстоятельств, объективно препятствующих обращению в суд административным истцом не представлено.
То обстоятельство, что исковая давность на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ в силу абзаца 2 статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяется, не может служить основанием для продления сроков обращения в суд с иском об обжаловании постановлений о применении мер дисциплинарного характера.
Пропуск срока на обращение за судебной защитой является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований административного иска.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.227, п.4 ч.6 ст.180 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться указание на распределение судебных расходов.
Исходя из подп.7 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, по делам данной категории при подаче административного искового заявления подлежит уплате госпошлина в размере 300 руб. 00 коп.
Определением судьи от 25 апреля 2024 года Яковлеву И.П. предоставлена отсрочка от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска до рассмотрения дела по существу.
Учитывая, что доступ Яковлева И.П. к правосудию был обеспечен, с него как участника судопроизводства после рассмотрения и разрешения административного дела по существу не может быть снята установленная для всех и подлежащая исполнению в равной степени обязанность уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах, с Яковлева И.П. подлежит взысканию в доход бюджета г.Лабытнанги государственная пошлина в размере 300 руб. 00 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.227.1, 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░-18 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░/░░/░░, ░░░░░░░░ ... ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ...
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 20 ░░░ 2024 ░░░░.
...
...
...
...
...