УИД 35RS0019-01-2022-001753-38
Дело № 2а-898/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2022 года с. Устье Усть-Кубинский район
Вологодская область
Сокольский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Серебряковой О.И.,
при ведении протокола помощником судьи Свистуновой А.Н.,
с участием заместителя прокурора Усть-Кубинского ра йона Коновалова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому прокурора Усть-Кубинского ра йона Вологодской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Кубинского района Вологодской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на страницах сайта с UR –адресом: <адрес> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, копию вступившего в законную силу решения суда направить в Управление Роскомнадзора по Вологодской области для включения указателей страниц сайта в сети «Интернет» UR –адресом: <адрес> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет»? содержание информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Требование мотивировано тем, что прокуратурой в ходе проведения проверки соблюдение законодательства о свободе информации и здравоохранении, на информационном ресурсе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» <адрес> размещена информация о продаже неустановленными лицами различных поддельных официальных документов (чеков, товарных накладных и других, в том числе с использованием печатей и подписей). При этом вход на сайты свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием сайта и приобрести данные документы может любой интернет-пользователь.
В судебном заседании заместитель прокурора Усть-Кубинского района Коновалов Д.В. требования поддержал по доводам, указанным в исковом заявлении, пояснил, что установить владельца сайта невозможно, поскольку он зарегистрирован на территории иностранного государства.
Представители заинтересованных лиц - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области (далее Управление Роскомнадзора по Вологодской области) в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд в соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определил слушать дело в отсутствие не явившихся представителей заинтересованных лиц.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав пояснения административного истца, приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Согласно статье 10 указанного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Статьями 324 и 327 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков в целях их использования.
Подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт, является административным правонарушением, предусмотренным ст. 19.23 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр, согласно части 2 статьи 15.1 вышеуказанного Федерального закона включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 1); сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2).
Полномочия по созданию, формированию и ведению реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в силу пункта 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
В силу части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет» (подпункт 1); вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (подпункт 2); постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица (подпункт 3, введен Федеральным законом от 23.04.2018 № 102-ФЗ).
Анализ положений, содержащихся в части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ свидетельствует о том, что законодателем определены категории распространяемой информации, решения в отношении которой принимаются исключительно Федеральными органами исполнительной власти (в отношении детской порнографии; пропаганды наркотиков; пропаганды самоубийств; персональных данных о несовершеннолетних потерпевших, пострадавших в результате противоправных действий; информации об организации и проведении азартных игр и лотерей).
Приведенный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
При этом подпунктом «а» пункта 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определены федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на принятие решений о включении в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию:
- Министерство внутренних дел Российской Федерации - в отношении распространяемой посредством сети «Интернет» информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, а также о способах и местах культивирования наркосодержащих растений);
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении распространяемой посредством сети «Интернет» информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
- Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - в отношении:
материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, распространяемых посредством сети «Интернет»;
информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений и о способах совершения самоубийства и призывов к совершению самоубийства, размещенной в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети «Интернет»);
информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом;
- Федеральная налоговая служба - в отношении распространяемой посредством сети «Интернет» информации, нарушающей требования Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи.
Таким образом, включение в Единый реестр иных категорий информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, возможно на основании решения суда, на что как раз и указывает подпункт 2 пункта 5 части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ.
Аналогичная позиция изложена Верховным судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики № 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года.
Из материалов дела усматривается, что в результате проведенной прокуратурой Усть-Кубинского района проверки средств массовой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» был выявлен сайт, распространяющие информацию о продаже кассовых чеков, гостиничных чеков, чеков с АЗС, товарных накладных. Посещение указанных сайтов свободно для всех без исключения граждан, на сайте отсутствует информация, указывающая на законность продажи перечисленных документов, не содержит ограничений либо предупреждений об уголовной ответственности за использование заведомо подложного документа.
Информация, размещенная на вышеуказанном сайте, содержит сведения, пропагандирующие такие противоправные действия, как подделка официальных документов, а в дальнейшем, и их использование. Данные действия посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов. Кроме того, размещение вышеуказанной информации может привести к нарушению основ нравственности, прав и законных интересов неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних.
Обращение прокурора направлено на исполнение требований действующего законодательства по государственному контролю за размещением на сайтах в сети «Интернет» информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в целях пресечения доступа к таким сайтам.
Поскольку информация, размещенная на сайте прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению. Иной порядок ограничения доступа к данной информации законом не предусмотрен и не требует досудебного порядка урегулирования спора.
Настоящее решение является основанием для включения сайта с вышеуказанным адресом в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ URL –░░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ URL-░░░░░░░: <░░░░░> ░ «░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.07.2022 ░░░░.