Дело № УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Егорьевский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Сумкиной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Сосипатровой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по Московской области к Прохоровой С. А. о взыскании задолженности по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № по Московской области (далее административный истец, истец, Инспекция) обратилась в Егорьевский городской суд Московской области с иском к Прохоровой С. А. (далее ответчик) о взыскании задолженности по налогам за счет имущества физического лица в размере 1095408,34 рублей (административное дело №
В обоснование заявленных требований указано, что в Инспекции состоит на налоговом учёте в качестве налогоплательщика Прохорова С.А. ИНН №, которая в соответствии с п. 1 статьи 23, а также п. 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) обязана уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах; неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание задолженности в порядке, предусмотренном НК РФ. Административный ответчик состояла на налоговом учете в ИФНС России по г. Егорьевску Московской области в качестве индивидуального предпринимателя, ею не был уплачен торговый сбор и налог на имущество физических лиц. Поскольку налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате налогов в установленный законом срок, ей на основании ст.75 НК РФ начислены пени. Ответчику было направлено требование об уплате задолженности, в установленный законодательством срок сумма задолженности Прохоровой С.А. не уплачена, в связи с чем, Инспекция была вынуждена обратиться в суд. Межрайонной ИФНС России № по Московской области в адрес мирового судьи судебного участка № Егорьевского судебного района Московской области было направлено заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Прохоровой С.А. задолженности по налогу и сбору. ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ по делу № о взыскании с Прохоровой С.А. задолженности по налогам и сборам на сумму 1095408,34 рублей, который на основании ст. ст. 123.5, 123.7 КАС РФ ДД.ММ.ГГГГ отменен в связи с поступившими от ответчика возражениями относительно исполнения судебного акта. В порядке ст. 48 НК РФ Инспекция обратилась с настоящим административным иском в Егорьевский городской суд Московской области.
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № по Московской области обратилась в суд с иском к Прохоровой С.А. о взыскании задолженности по налогам, а именно пени, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации в связи с неисполнением обязанности по уплате причитающихся сумм налогов, сборов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, распределяемые в соответствии с пп.1 п. 11 ст. 46 БК РФ в размере 81568,43 рублей (административное дело №).
В обоснование заявленных требований указано, что у ответчика образовалась задолженность по уплате налогов, которая не погашена, налогоплательщику начислялись пени, которые ею также не были уплачены. Инспекцией в адрес мирового судьи судебного участка № Егорьевского судебного района Московской области было направлено заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Прохоровой С.А. налоговой задолженности (пени) в размере 81568,43 рублей. ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ по делу № о взыскании с ответчика указанной налоговой задолженности, отмененный мировым судьей на основании ст.ст. 123.5, 123.7 КАС РФ ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно положениям части 1 статьи 136 КАС РФ суд может своим определением объединить в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения несколько находящихся в производстве суда однородных административных дел, в которых участвуют одни и те же стороны, либо несколько находящихся в производстве суда административных дел по искам одного административного истца к различным административным ответчикам, если признает такое объединение способствующим правильному и своевременному рассмотрению заявленных административных исковых требований.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административные дела № и № по административным искам Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по Московской области к Прохоровой С.А. о взыскании задолженности по налогам и пени, объединены в одно производству, делу присвоен №.
Административный истец представитель МИФНС № по Московской области в судебное заседание не явился, извещены, имеется ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административный ответчик Прохорова С.А. в судебное заседание не явилась, извещена, обратилась к суду с возражениями по делу, просила в удовлетворении заявленных требований отказать, признать сумму недоимки по налогам и пени безнадежными ко взысканию, указав, что указанная задолженность, образовалась по торговому сбору и налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ гг., решением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № она, ИП Прохорова С.А., признана несостоятельной (банкротом) и в отношении нее введена процедура реализации имущества сроком на 6 месяцев, т. е. до ДД.ММ.ГГГГ. Определением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ завершена реализация имущества должника, она освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении процедуры реализации имущества гражданина (возражение приобщено).
В соответствии с ч. 1 ст. 96 КАС РФ, лица, участвующие в деле извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, оценивая в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, изучив материалы административного дела № судебного участка № Егорьевского судебного района Московской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Прохоровой С.А. задолженности по налогам и сборам, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 6 ст. 289 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено п.1 статьи 23 НК РФ.
Исходя из пункта 1 статьи 19 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Исходя из п. 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч.1 ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Частью 2 ст. 52 НК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Как следует из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1 статьи 410 НК РФ торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 411 НК РФ предусмотрено, что плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
В соответствии с пунктом 1 статьи 412 НК РФ объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала. Уплата торгового сбора производится плательщиками торгового сбора в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения (пункт 2 статьи 417 НК РФ).
С 01.01.2023 года вступил в законную силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», которым введён институт единого налогового счета (ЕНС) и закреплены положения, уточняющие понятие единого налогового платежа (ЕНП).
В соответствии со ст. 11.3 НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, который ведется в отношении каждого физического лица, исполнение обязанности, числящейся на ЕНС осуществляется с использованием единого налогового платежа. Сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, и денежных выражением совокупной обязанности. Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, меньше денежного выражения совокупной обязанности (ч. 3).
В соответствии с пунктом 2 ст. 11 НК РФ задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных НК РФ, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных НК РФ, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.
В силу пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора, и прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора или с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора. Неисполнение обязанности по уплате налогов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности (ч.1 ст. 45 НК РФ). Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ч.1ст. 69 НК РФ).
В силу п. 2 ст. 57 и ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки; при уплате налогов и сборов с нарушением сроков уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2,3 ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание задолженности в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога с физического лица не являющегося индивидуальным предпринимаем производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
Так, в силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 НК решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Как следует из фактических обстоятельств, Прохорова С.А. ИНН № состоит в Инспекции на налоговом учёте в качестве налогоплательщика.
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Егорьевску Московской области обращалась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании ИП Прохоровой С.А. банкротом. Решением от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № ИП Прохорова С.А. признана несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
Определением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № завершена реализация имущества ИП Прохоровой С.А., налогоплательщик освобождена от дальнейших требований кредиторов.
ДД.ММ.ГГГГ от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по Московской области поступило административное исковое заявление о взыскании с Прохоровой С.А. задолженности по налогам за счет имущества физического лица в размере 1095408,34 рублей, ДД.ММ.ГГГГ поступил административный иск о взыскании с Прохоровой С.А. налоговой задолженности (пени) в размере 81568,43 рублей.
От административного ответчика поступило заявление о признании заявленных Инспекцией ко взысканию с нее денежных сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Разрешая спор по существу с учетом установленных обстоятельств, суд проанализировав положения ст. 44, 59, 411, 414, 417 НК РФ, п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», ст. 2, 4, 5, 63, 71, 100, 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «O несостоятельности (банкротстве)», оценив представленные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Судом установлено, что Межрайонная ИФНС России № по Московской области обращалась к мировому судьей с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Прохоровой С.А. задолженности по налогу и сбору на сумму 1095408,34 рублей. ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ (дело №) о взыскании с Прохоровой С.А., ИНН №, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Егорьевску Московской области (в настоящее время Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № по Московской области) недоимки по торговому сбору, уплачиваемому на территории городов федерального значения за 4 квартал ДД.ММ.ГГГГ в размере 27000 руб., пени в размере 22,95 руб., недоимки по торговому сбору, уплачиваемому на территории городов федерального значения за 4 квартал ДД.ММ.ГГГГ в размере 121500 руб., пени в размере 103,26 руб., недоимки по торговому сбору, уплачиваемому на территории городов федерального значения за 4 квартал ДД.ММ.ГГГГ в размере 81000 руб., пени в размере 68,84 руб., недоимки по торговому сбору, уплачиваемому на территории городов федерального значения за 4 квартал ДД.ММ.ГГГГ в размере 40500 руб., пени в размере 34,42 руб., недоимки по торговому сбору, уплачиваемому на территории городов федерального значения за 4 квартал ДД.ММ.ГГГГ в размере 40500 руб., пени в размере 34,42 руб., недоимки по торговому сбору, уплачиваемому на территории городов федерального значения за 4 квартал ДД.ММ.ГГГГ в размере 40500 руб., пени в размере 344,25 руб., недоимки по торговому сбору, уплачиваемому на территории городов федерального значения за 4 квартал ДД.ММ.ГГГГ в размере 81000 руб., пени в размере 68,85 руб., недоимки по торговому сбору, уплачиваемому на территории городов федерального значения за 4 квартал ДД.ММ.ГГГГ в размере 27220 руб., пени в размере 23,14 руб., недоимки по торговому сбору, уплачиваемому на территории городов федерального значения за 4 квартал ДД.ММ.ГГГГ в размере 175500 руб., пени в размере 149,16 руб., недоимки по торговому сбору, уплачиваемому на территории городов федерального значения за 4 квартал ДД.ММ.ГГГГ в размере 27000 руб., пени в размере 22,95 руб., недоимки по торговому сбору, уплачиваемому на территории городов федерального значения за 4 квартал ДД.ММ.ГГГГ в размере 40500 руб., пени в размере 34,42 руб., недоимки по торговому сбору, уплачиваемому на территории городов федерального значения за 4 квартал ДД.ММ.ГГГГ в размере 27495 руб., пени в размере 23,37 руб., налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, в размере 263,31 руб. ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. ст. 123.5, 123.7 КАС РФ судебный приказ был отменен в связи с поступившими от ответчика возражениями.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Егорьевского судебного района Московской области был вынесен судебный приказ (дело №) о взыскании с ответчика налоговой задолженности (пени) в размере 81568,43 рублей, отмененный мировым судьей на основании ст.ст. 123.5, 123.7 КАС РФ ДД.ММ.ГГГГ.
Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 4 ст. 48 НК РФ).
В порядке ст. 48 НК РФ, Инспекция обратилась в суд с административным иском, поступившим ДД.ММ.ГГГГ вх. №, в котором просит взыскать с Прохоровой С.А. задолженность по налогам за счет имущества физического лица в размере 1095408,34 рублей: в том числе: торговый сбор по сроку уплаты 2 кв. ДД.ММ.ГГГГ в размере 1094215 руб., налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 263,31 руб., пени в размере 930,03 руб. (административное дело №), а также Инспекция обратилась с иском, поступившим ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ответчика пени, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации в связи с неисполнением обязанности по уплате причитающихся сумм налогов, сборов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, распределяемые в соответствии с пп.1 п. 11 ст. 46 БК РФ в размере 81568,43 рублей (административное дело №).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника.
Статьей 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Абзацем пятым статьи 2 Федерального закона N 127-ФЗ предусмотрено, что к обязательным платежам относятся, в том числе налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 2 статьи 25 ГК РФ, основания, порядок и последствия признания арбитражным судом гражданина несостоятельным (банкротом), очередность удовлетворения требований кредиторов, порядок применения процедур в деле о несостоятельности (банкротстве) гражданина устанавливаются законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства).
Как следует из фактических обстоятельств, Инспекцией было подано в Арбитражный суд Московской области заявление о признании ИП Прохоровой С.А. банкротом, которое было удовлетворено, решением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ ответчик признана несостоятельной (банкротом) и в отношении нее введена процедура реализации имущества, которая определением от ДД.ММ.ГГГГ завершена, Прохорова С.А. освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований, не заявленных при реализации имущества.
Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (Президиумом ВС РФ 20.12.2016) при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Согласно пункту 5 статьи 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Требования по текущим платежам (возникшие после принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом) подлежат взысканию в общем порядке после окончания производства по делу о банкротстве гражданина.
Поскольку заявленная Инспекцией ко взысканию задолженность по налогам и сборам, которая была взыскана с ответчика судебным приказом по делу №, отмененным ДД.ММ.ГГГГ, в размере 1095408,34 рублей образовалась (что следует из материалов административного дела № судебного участка № Егорьевского судебного района Московской области) по налогам и сборам за ДД.ММ.ГГГГ гг., т. е. спорная задолженность возникла до даты принятия судом заявления о банкротстве, у суда отсутствуют основания для ее взыскания с Прохоровой С.А.
Согласно пункту 2 статьи 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных названным Кодексом. Пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пунктом 1 статьи 72 НК РФ).
В соответствии со статьей 75 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Приведенные положения Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие необходимость уплаты пени с сумм налога, уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. Приведенное толкование закона соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 февраля 2015 года N 422-О.
Взыскание пеней в отношении налога, который не был уплачен либо взыскан, не основано на законе, противоречит природе пеней как способу обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Налоговой инспекцией указанный шестимесячный срок обращения в суд со дня вынесения определения от ДД.ММ.ГГГГ об отмене судебного приказа до дня обращения в суд с настоящим исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ (принято почтовое отправление ДД.ММ.ГГГГ) не соблюден.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-0-0 указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться. Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Налоговый орган может утратить право на взыскание налога в случае пропуска установленных сроков для взыскания. Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ и указанных норм Кодекса административного судопроизводства РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, и о том, что при пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд, для чего налоговому органу необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине шестимесячного срока. В силу вышеуказанным норм основанием для восстановления срока может являться уважительность причин его пропуска.
Статьей 95 КАС РФ предусмотрено, что пропущенный установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из исследованных документов следует, что вынесенный ДД.ММ.ГГГГ по делу № судебный приказ о взыскании с Прохоровой С.А., недоимки по налогу и сбору был отменен ДД.ММ.ГГГГ, с настоящим иском Инспекция обратилась только ДД.ММ.ГГГГ (направлено заявление в суд почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ), т. е. с пропуском установленного срока. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не приведено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в частности, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность их взыскания в связи с истечением установленного срока взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
С учетом изложенного, т к. указанный выше срок на принудительное взыскание неуплаченных налога и пени является пресекательным, уважительность причин пропуска срока не указана и судом не установлена, не подлежат удовлетворению и по этому основанию требования налогового органа о взыскании с Прохоровой С.А. задолженности по налогам за счет имущества физического лица в размере 1095408,34 рублей и пени, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации в связи с неисполнением обязанности по уплате причитающихся сумм налогов, сборов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, распределяемые в соответствии с пп.1 п. 11 ст. 46 БК РФ в размере 81568,43 рублей, ввиду безнадежности взыскания заявленных сумм.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░ №, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1095408,34 ░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░.1 ░. 11 ░░. 46 ░░ ░░ ░ ░░░░░░░ 81568,43 ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1095408,34 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 81568,43 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░