Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-182/2022 ~ М-24/2022 от 17.01.2022

Дело № 2а-182/2022

24RS0006-01-2022-000030-63

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 марта 2022 года     г. Боготол

Боготольский районный суд Красноярского края

в составе:

председательствующего судьи Гусевой И.В.,

при секретаре Шадт К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации города Боготола Красноярского края к Межрайонному отделению судебных приставов по исполнению исполнительных документов не имущественного характера по городу Красноярску ГУ ФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Боготола Красноярского края обратилась в суд с административным иском к Межрайонному отделению судебных приставов по исполнению исполнительных документов не имущественного характера по городу Красноярску ГУ ФССП России по Красноярскому краю (далее МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУ ФССП России по Красноярскому краю) об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере №, по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ.

Обосновав тем, что является должником по исполнительному производству № Предметом исполнения которого является возложение обязанности на администрацию города Боготола предоставить МОВ благоустроенное применительно к данному населенному пункту жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, требованиям к пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом, исходя из общей площади 33 квадратных метра, с допусками установленными п. 24 ст. 17 Закона Красноярского края № 12-961 от 02.11.2000 «О защите прав ребенка» по решению Боготольского районного суда ДД.ММ.ГГГГ В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУ ФССП России по Красноярскому краю вынесено постановление ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с администрации города Боготола исполнительского сбора в размере №. Определением Боготольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Определением Боготольского районного суда ДД.ММ.ГГГГ. в предоставлении отсрочки решения суда отказано.

Полагает, что в действиях администрации города Боготола отсутствует вина в неисполнении в срок исполнительного документа, поскольку администрацией приняты все меры к исполнению судебного постановления. В связи с отсутствием в муниципалитете свободных жилых помещений, относящихся к специализированному жилищному фонду для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо приобретение жилых помещений в муниципальную собственность, город Боготол является высокодотационной территорией, в городском бюджете не было достаточно средств для приобретения в муниципальную собственность благоустроенного жилого помещения соответствующего вышеуказанным техническим требованиям и параметрам для дальнейшего предоставления МОВ В целях исполнения решения суда администрация обращалась в Министерство образования Красноярского края, Финансовое управление администрации г. Боготола, Боготольский городской Совет депутатов, с ходатайствами о выделении денежных средств из бюджета на приобретение жилого помещения для предоставления МОВ по договору найма жилого помещения специализированного жилого помещения. Однако до настоящего времени денежные средства не выделены. Органы местного самоуправления при осуществлении передаваемых государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей получают субвенции из краевого бюджета на осуществление переданных им государственных полномочий. Дополнительное использование органом местного самоуправления собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления государственных полномочий является правом, а не обязанностью.

Просит освободить администрацию г. Боготола от взыскания исполнительского сбора в размере № по исполнительскому производству №

Представитель административного истца администрации г. Боготола Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель административного ответчика МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУ ФССП России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просил, возражений по делу не представил.

Привлеченные для участия в деле в качестве заинтересованных лиц: Боготольский межрайонный прокурор, Министерство образования Красноярского края, МОВ уведомленные надлежащим образом в судебное заседание не явились.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников.

Суд, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения со взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 указанного Закона.

Согласно части 12 указанной статьи срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В силу части 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора, в соответствии с частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, возможно при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

В пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Таким образом, для удовлетворения заявления о снижении размера исполнительского сбора необходимо устанавливать степень вины должника, иные существенные обстоятельства. В каждом случае при рассмотрении заявления об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора подлежат установлению конкретные обстоятельства, связанные с исполнением судебного акта, которые должны подтверждаться соответствующими доказательствами.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

При этом отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.

Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 года № 1-П, в котором было отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости. При этом данная санкция, по ее смыслу в российской правовой системе, преследует штрафные цели, и, соответственно, ее размер, не увязываясь с расходами на принудительное исполнение, должен определяться исходя из обстоятельств конкретного дела, степени вины должника и иных имеющих значение для привлечения к ответственности обстоятельств.

В судебном заседании установлено, что вступившим в законную силу решением Боготольского районного суда Красноярского края от 30 января 2020 года по гражданскому делу № 2-127 по иску Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Морозова О.В., к администрации г. Боготола Красноярского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение на администрацию города Боготола Красноярского края возложена обязанность предоставить Морозову О.В. жилое помещение на территории г. Боготола Красноярского края по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям к пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом, исходя из общей площади 33 кв. м., с допусками, установленными п. 24 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка».

Судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ ГУФССП России по Красноярскому краю МОВ. ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа Боготольского районного суда Красноярского края № возбуждено исполнительное производство № установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе

В рамках указанного исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИНХ ГУФССП России по Красноярскому краю МОВ. вынесено постановление о взыскании с администрации города Боготола исполнительского сбора в размере № за неисполнение должником исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения.

Размер исполнительного сбора, определен судебным приставом исполнителем в строгом соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве, в размере №

Определением Боготольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ

Определением Боготольского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда отказано.

До настоящего времени решение суда не исполнено.

Оценивая наличие (отсутствие) вины администрации г. Боготола в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок, суд исходит из следующего.

Согласно абз. 2, 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ. администрацией г. Боготола направлено ходатайство в Министерство образования и науки Красноярского края о выделении денежных средств (представлении субвенций) для исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей ( в том числе МОВ

Из ответа Министерства образования Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что в настоящее время средства, выделенные на приобретение в 2020 году жилых помещений детям-сиротам, распределены органам местного самоуправления на приобретение жилья детям-сиротам по дате решения судебных органов, поступивших в Министерство ранее решения суда в отношении указанных лиц. Министерством направлено письмо в министерство финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средств на исполнение решений суда администрацией города Боготола по приобретению жилых помещений указанным гражданам. О выделении денежных средств на исполнение решений суда министерство проинформирует дополнительно.

ДД.ММ.ГГГГ. администрацией г. Боготола направлено ходатайство в Министерство образования и науки Красноярского края о выделении денежных средств (представлении субвенций) для исполнения решений суда о предоставлении жилых помещений детям-сиротам (в количестве 22 человек), в том числе МОВ

Из ответа Министерства образования Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в настоящее время распределение субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот (исполнение судебных решений) в 2021 году осуществляется министерством согласно реестру судебных решений об обеспечении детей-сирот жилыми помещениями по дате вступления решения суда в законную силу в хронологическом порядке. Министерством направлено письмо в министерство финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средств на исполнение решений суда администрацией города Боготола по приобретению жилых помещений указанным гражданам. О выделении денежных средств на исполнение решений суда министерство проинформирует дополнительно.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Боготола направлено ходатайство в Министерство образования и науки Красноярского края о выделении денежных средств (представлении субвенций) для исполнения решений суда о предоставлении жилых помещений детям-сиротам (в количестве 24 человек), в том числе МОВ.

Из ответа Министерства образования Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в настоящее время распределение субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот (исполнение судебных решений) в 2021 году осуществляется министерством согласно реестру судебных решений об обеспечении детей-сирот жилыми помещениями по дате вступления решения суда в законную силу в хронологическом порядке. Министерством направлено письмо в министерство финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средств на исполнение решений суда администрацией города Боготола по приобретению жилых помещений указанным гражданам. О выделении денежных средств на исполнение решений суда министерство проинформирует дополнительно.

ДД.ММ.ГГГГ., администрация города Боготола обращалась в Боготольский городской Совет депутатов о выделении денежных средств из местного бюджета на приобретение жилых помещений для детей-сирот (исполнение судебных решений) в том числе Морозову О.В.

Согласно ответам Боготольского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ обращения о выделении денежных средств рассмотрены, оказать содействие в выделении денежных средств из бюджета города Боготола на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не представляется возможным.

ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Боготола обращалась в Финансовое управление администрации города Боготола с ходатайством о рассмотрении вопроса о выделении денежных средств из местного бюджета на приобретение жилого помещения для МОВ.

Финансовым управлением администрации города Боготола, рекомендовано администрации города Боготола обратиться с ходатайством о выделении субвенций в Министерство образования Красноярского края, поскольку город Боготол является высокодотационной территорией, в бюджете недостаточно денежных средств для приобретения в 2020г., 2021 г. жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа.

Согласно справкам Финансового управления администрации города Боготола от ДД.ММ.ГГГГ., имеется дефицит бюджета города.

Согласно справкам администрации города Боготола от ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном жилом фонде города Боготола свободные жилые помещения отсутствуют.

По своей правовой природе исполнительский сбор, взыскиваемый с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

Администрация г. Боготола является органом местного самоуправления и его финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и за счет средств краевого бюджета.

Поскольку приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда возможно на основании государственных и муниципальных контрактов, заключение которых, в свою очередь, требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, более длительных, чем тот, который установил судебный пристав-исполнитель (пять дней), то обстоятельства, препятствовавшие исполнению решения суда в установленный срок, не могли быть устранены действиями администрации г. Боготола.

Учитывая, что обстоятельства, связанные с приобретением жилого помещения для МОВ в порядке исполнения, а также доказательства, имеющиеся в материалах дела, свидетельствующие о том, что нарушение администрацией г. Боготола установленного срока добровольного исполнения требований исполнительного документа вызвано объективными причинами - отсутствием в муниципальном фонде города Боготола свободных жилых помещений, в связи с чем, не имелось возможности предоставить жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства в установленный срок, дефицитом бюджета, отсутствием финансирования из краевого бюджета, а также принимая во внимание, что администрацией г. Боготола принимались все меры для надлежащего исполнения обязательства, суд приходит к выводу об отсутствии вины администрации г. Боготола в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, в связи с чем, основания для ответственности за нарушение обязательства со стороны администрации отсутствуют, таким образом, требования администрации г. Боготола Красноярского края об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░.░░.░░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-182/2022 ~ М-24/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г. Боготола (Администрация города Боготола Красноярского края)
Ответчики
МОСП по ИНХ по г. Красноярску ГУФССП России по Красноярскому краю
ГУФССП России по Красноярскому краю (Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю)
Другие
Морозов Олег Викторович
Боготольский межрайонный прокурор
Ускова Марина Александровна
Минитерство образования Красноярского края
Суд
Боготольский районный суд Красноярского края
Судья
Гусева Ирина Викторовна
Дело на сайте суда
bogotol--krk.sudrf.ru
17.01.2022Регистрация административного искового заявления
17.01.2022Передача материалов судье
19.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
19.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2022Судебное заседание
02.03.2022Судебное заседание
02.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее