Мотивированное решение изготовлено 07.03.2024 г. Дело № 2а-1017/2024
25RS0003-01-2023-003393-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2024 года г. Владивосток Приморского края
Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Логиновой Е.В.
при секретаре Шиманове М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кульбятского Александра Сергеевича к ОСП по Первореченскому району Владивостокского городского округа ГУФССП России по Приморскому краю, судебному приставу-исполнителю ОСП по Первореченскому району Владивостокского городского округа ГУФССП России по Приморскому краю Султанову Айдыну Аснам-Оглы, ГУФССП России по Приморскому краю об уменьшении размера исполнительского сбора и отсрочке его взыскания,
УСТАНОВИЛ:
Кульбятский А.С. обратился в суд с названным административным иском, в котором указал, что на исполнении в ОСП по <адрес> ВГО ГУФССП России по <адрес> находится исполнительное производство №-ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решения Первореченского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с него в пользу ФИО8 денежной суммы в размере 5 000 000 руб. Копия постановления о возбуждении данного исполнительного производства в его адрес не направлялась и у него отсутствует. В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с него исполнительского сбора в размере, составляющем 348 683,58 руб., о котором ему стало известно только ДД.ММ.ГГГГ из сведений, размещенных на сайте ФССП России в банке данных исполнительных производств. Сумма исполнительского сбора для него является значительной, материальной возможности для оплаты исполнительского сбора и оставшейся суммы основного долга, составляющей 3 204 726,22 руб., он не имеет ввиду отсутствия дохода и имущества для расчета с взыскателем. Кроме того, взыскатель утратил его имущество, которое был обязан передать ему по исполнительному документу и на которое возможно было бы обратить взыскание. В связи с этим в ноябре 2022 г. он обратился в Ленинский районный суд <адрес> с исковым заявлением о взыскании убытков, не рассмотренным до настоящего времени. Административный истец просит уменьшить размер исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ, на 87 170,89 руб., что составляет ? от его общей суммы; в случае уменьшения исполнительского сбора на ? от его общей суммы, отсрочить взыскание оставшейся части исполнительского сбора на 6 месяцев.
В судебное заседание Кульбятский А.С., извещенный надлежащим образом, не явился. В соответствии со ст.ст. 96, 150 КАС РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель административного истца – ФИО7 в судебном заседании поддержал административный иск по изложенным в нем доводам, дополнив, что Кульбятский А.С. не работает, имеет на иждивении супругу и двух несовершеннолетних детей, проживает с семьей в <адрес>, средств для погашения суммы долга по исполнительному производству и уплаты исполнительского сбора не имеет.
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель ОСП по <адрес> ВГО ГУФССП России по <адрес> Султанов А.А.-О., одновременно по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ представляющий интересы ГУФССП России по <адрес>, в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для уменьшения и отсрочки взыскания исполнительского сбора, рассчитанного из суммы задолженности по состоянию на дату вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора с учетом всех произведенных на тот момент удержаний. Кроме того, просил учесть, что Кульбятский А.С. мер к трудоустройству не предпринимает, по адресу, указанному в административном иске: <адрес>, должник и члены его семьи фактически не проживают. В настоящее время в производстве Первореченского районного суда <адрес> находится гражданское дело по иску взыскателя ФИО8 к Кульбятскому А.С. о признании недействительной сделки по отчуждению последним своей матери – Кульбятской Ж.Ю. расположенного в <адрес> недвижимого имущества, стоимость которого значительно превышает задолженность по исполнительному производству. В настоящее время непогашенная сумма основного долга составляет 3 204 726,22 руб. Просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Указанный в административном иске в качестве заинтересованного лица взыскатель ФИО8 протокольным определением освобожден от участия в настоящем деле с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 г. № 13-П, согласно которой исполнительский сбор представляет меру публично-правовой ответственности должника, тем самым, не влечет для взыскателя каких-либо правовых последствий, его законные права и интересы не затрагивает.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления Федеральной службы судебных приставов, главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Для признания незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя необходимо наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя (ст. 227 КАС РФ).
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы; непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных органов.
В силу положений ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 и 116 названного Федерального закона.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Частью 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из анализа содержания приведенных правовых норм следует, что основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
При этом, поскольку взыскание исполнительского сбора применительно к положениям ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ является исполнительным действием, обязательным условием для его совершения является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства.
В ходе разбирательства дела установлено, что на основании исполнительного документа серии ФС №, выданного Первореченским районным судом <адрес> на основании вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решения суда по гражданскому делу №, в ОСП по <адрес> ВГО ГУФССП России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП, предметом исполнения которого является взыскание с должника Кульбятского А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в пользу взыскателя ФИО8 денежной суммы в размере 5 033 200 руб.
В п. 2 данного постановления должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
Одновременно в п. 4 постановления должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и непредоставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1 000 руб. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ направлена должнику Кульбятскому А.С. в указанный день через личный кабинет на ЕПГУ и прочтена последним ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается скриншотом исходящих документов (ГЭПС).
Вопреки позиции представителя административного истца такое извещение должника о возбуждении исполнительного производства является надлежащим ввиду следующего.
В силу положений п. 4 ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, направлено адресату с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Правил направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалификационной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 г. № 606 (далее – Правила), извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, предусмотренное п. 4 ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ (далее - извещение), может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – единый портал, ЕПГУ).
Федеральная служба судебных приставов обеспечивает размещение в едином личном кабинете лица, участвующего в исполнительном производстве, на едином портале (далее – личный кабинет), извещения, содержание которого соответствует требованиям ст. 25 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ, а также при наличии постановления судебного пристава-исполнителя обеспечивает размещение вместе с извещением копии такого постановления (п. 2 Правил).
Согласно п. 3 вышеуказанных Правил извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству.
В соответствии с п. 4 Правил лицо, участвующее в исполнительном производстве, вправе отказаться от получения извещений посредством ЕПГУ с использованием функционала личного кабинета либо путем направления оператору единого портала заявления в письменной форме или форме электронного документа о прекращении направления такому лицу извещений.
Сведений и доказательств отказа от получения извещений посредством единого портала административный истец не предоставил.
Ввиду неисполнения требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, отсутствия доказательств невозможности их исполнения вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> ВГО ГУФССП России по <адрес> Султановым А.А.-О. в соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 348 683,58 руб., рассчитанном исходя из фактической суммы долга, составлявшей 4 981 194,05 руб. с учетом всех платежей на дату вынесения указанного постановления.
Размер задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, учтенной судебным приставом-исполнителем при исчислении исполнительского сбора, стороной административного истца при подаче настоящего административного иска и в ходе его поддержании в суде не оспаривался и подтвержден документально.
Копия постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ направлена Кульбятскому А.С. через личный кабинет на ЕПГУ ДД.ММ.ГГГГ и прочтена адресатом в этот же день – ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует скриншот исходящих документов (ГЭПС).
При этом с настоящим административным иском административный истец обратился только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с нарушением установленного ч. 3 ст. 219 КАС РФ процессуального срока, не приведя мотивов уважительности причин его пропуска и не заявляя ходатайство о восстановлении такого срока.
Доказательств наличия обстоятельств, свидетельствующих о необходимости снижения размера исполнительского сбора в пределах размера, установленного ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ, в материалы дела не представлено.
В п. 78 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Само по себе взыскание исполнительского сбора направлено на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований исполнительного документа (ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст.ст. 49, 50, 52-54, 55 Конституции РФ).
Таким образом, исполнительский сбор, являющийся по своей сути штрафной санкцией, должен взыскиваться исключительно при наличии виновного поведения должника.
Федеральный законодатель предоставил суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства (ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
При применении положений ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 75 указанного выше постановления, суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Установленные в процессе судебного разбирательства обстоятельства свидетельствуют о наличии виновного поведения должника в рамках исполнительного производства. В установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа исполнены не были, при этом судебному приставу-исполнителю, а также в ходе производства по настоящему административному делу не представлены доказательства наличия чрезвычайных и объективно непредотвратимых обстоятельств, лишивших должника возможности исполнить требования исполнительного документа, которые находятся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения возложенной обязанности.
Доводы представителя административного истца, обосновывающие необходимость уменьшения размера исполнительского сбора и отсрочки его уплаты, сводятся к тяжелому материальному положению не работающего должника, имеющего на иждивении супругу и двух несовершеннолетних детей.
Вместе с тем доказательств принятия должником всех зависящих от него мер к погашению задолженности, в том числе к трудоустройству при отсутствии каких-либо ограничений к труду (по состоянию здоровья, иным причинам), не представлено. При этом следует отметить, что в производстве Первореченского районного суда <адрес> находится гражданское дело №, в рамках которого взыскатель по исполнительному производству ФИО8 оспаривает сделки, совершенные Кульбятским А.С. в пользу своей матери – Кульбятской Ж.Ю. после вступления в законную силу решения суда о взыскании с него задолженности, по отчуждению принадлежавшего ему земельного участка кадастровой стоимостью 7 457 206,22 руб. и здания кадастровой стоимостью 2 302 574,22 руб.
Доводы представителя административного истца о проживании Кульбятского А.С. в сельской местности и отсутствии возможности трудоустройства суд оценивает критически с учетом представленных административным ответчиком результатов исполнения должностным лицом ОСП по <адрес> ГУФССП России по <адрес> поручения судебного пристава-исполнителя, оформленных актом от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что по адресу: <адрес>, Кульбятский А.С. не зарегистрирован и не проживает, по данному адресу проживают иные лица, ведущие асоциальный образ жизни.
Суд также отмечает, что анализ положений ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ свидетельствует о том, что уменьшение размера исполнительского сбора является правом, а не обязанностью суда. Объективных доказательств тяжелого материального положения административного истца суду не представлено.
Оценивая установленные по делу обстоятельства применительно к вышеприведенным нормам и разъяснениям закона, поведение должника, суд не находит правовых оснований для уменьшения исполнительского сбора и отсрочки его взыскания, в связи с чем административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░ 87 170,89 ░░░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 6 ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░