Дело № 2а-4421/2023
УИД: 42RS0009-01-2023-007111-49
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Центральный районный суд города Кемерово
в составе председательствующего судьи Прошина В.Б.,
при секретаре Смирновой Е.Н.,
с участие представителей истца Леготкина С.А. – Хлопецкой Д.С., Суриной Ю.Е.
административного ответчика - судебного-пристава исполнителя Фейтиевой М.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
12 сентября 2023 года
административное дело по административному исковому заявлению Леготкин С.А. к ОСП по Центральному району г. Кемерово, судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Центральному району города Кемерово Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области-Кузбассу Иванов Е.М.., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области-Кузбассу о признании постановления незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Леготкин С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ОСП по Центральному району г. Кемерово, судебному приставу-исполнителю ОСП по Центральному району города Кемерово УФССП России по Кемеровской области Иванов Е.М., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области-Кузбассу о признании постановления незаконным.
В обоснование своих требований указывает, что им получено **.**.**** через личный кабинет на Едином портале государственных услуг сообщение от судебного-пристава исполнителя постановление об обращении взыскания на денежные средства должника. Из постановления следовало, что возбуждено исполнительное производство **.**.****, которое им не получено. После ознакомления с постановлением от **.**.**** была направлена жалоба в порядке подчиненности, где просил отменить постановление от **.**.****, отказать ЛИЦО_8 в возбуждении исполнительного производства. В ответ получил постановление от **.**.**** об отказе в прекращении исполнительного производства, с которым не согласен, поскольку жалоба, в порядке подчиненности рассмотрена ненадлежащим лицом в нарушении требований ст.ст.121, 123, 127 Федерального закона от **.**.**** № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В период судебного разбирательства (дело ###) жалоба Леготкин С.А. была рассмотрена старшим судебным приставом Иванов Е.М. По результатам рассмотрения, **.**.**** Постановление об отказе в прекращении ИП было отменено, но в удовлетворении жалобы Леготкин С.А. отказано.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от **.**.**** административное исковое заявление Леготкин С.А. оставлено без удовлетворения, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от **.**.**** по делу ### (###) решение суда первой инстанции отменено, принято по делу новое решение, которым признано незаконным Постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Кемерово ГУ ФССП России по Кемеровской области - Кузбассу от **.**.**** об отказе в прекращении исполнительного производства ###-ИП.
Суд апелляционной инстанции обязал старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Кемерово ГУ ФССП России по Кемеровской области - Кузбассу рассмотреть жалобу Леготкин С.А. от **.**.****.
**.**.**** старшим судебным приставом вынесено Постановление об отказе в удовлетворении жалобы.
Истец считает, что Постановление об отказе в удовлетворении жалобы от **.**.**** незаконно, нарушает его права и интересы.
Указывает на истекший срок предъявления исполнительного документа к исполнению, который не восстановлен, поскольку исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течении трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. Полагает, что у пристава-исполнителя отсутствовали правовые основания для принятия к исполнению данного исполнительного документа.
На основании изложенного просит признать Постановление старшего судебного пристава об отказе в удовлетворении жалобы от **.**.**** незаконным. Признать незаконным бездействие старшего судебного пристава по неприменению мер по отмене постановления о возбуждении исполнительного производства ###-ИП от **.**.**** и отказе ЛИЦО_8 в возбуждении исполнительного производства на основании п. 3 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Обязать старшего судебного пристава устранить допущенные нарушения, совершить предусмотренные законом действия.
В возражениях на административное исковое заявление судебный пристав-исполнитель указала, что на основании исполнительного листа от **.**.**** ### были возбуждены исполнительные производства ### от **.**.**** (окончен **.**.**** по п.3 ст.46 ФЗ ### «Об исполнительном производстве»); ### от **.**.**** (окончен **.**.**** по п.3 ст.46 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве»); ### от **.**.**** (окончен **.**.**** по п.3 ст.46 ФЗ ### «Об исполнительном производстве»); 352304/22/42009 от **.**.**** (окончен **.**.**** по п.1 ст.47 ФЗ ### «Об исполнительном производстве»). В рамках исполнительного производства ### от **.**.**** в период с **.**.**** по **.**.**** год с должника взыскана сумма в размере 304600 рублей в счет погашения задолженности, Леготкин С.А. был уведомлен о наличии задолженности.
Указывает на пропущенный срок подачи искового заявления, поскольку постановление о возбуждении исполнительного производства получено заявителем **.**.****, а с исковым заявлением обратился **.**.****.
Представители административного истца Леготкин С.А. Хлопецкая Д.С., ЛИЦО_4 в судебном заседании поддержали административные исковые требования в полном объеме.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Центральному району города Кемерово ЛИЦО_5 в судебном заседании административные исковые требования не признали, поддержали доводы возражений на административное исковое заявление.
Административные ответчики ОСП по Центральному району г. Кемерово, УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании ч. 7 ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Основания для отложения судебного разбирательства судом не установлены.
Выслушав административного истца и ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее- орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ст.2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами.
Согласно положениям ст.4 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст.ст.12, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований, взыскателя и мер принудительного исполнения.
На основании п.п.1, 2 ч.9 ст.220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.
При этом в соответствии с ч.11 ст.220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается налицо, обратившееся в суд.
Следовательно, для признания незаконным действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя суду необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: противоречие совершенного действия закону; нарушение совершенным действием прав и законных интересов заявителя. При отсутствии любого из названных выше условий действие должностного лица не может быть признано незаконным.
Согласно ст.30 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.
Согласно ст.64 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 Закона № 229-ФЗ постановления Федеральной службы судебных приставов, а также постановления судебного пристава- исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ч.ч. 1, 5, 6 ст. 123 Закона № 229-ФЗ жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.
Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.
В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заочным решением Центрального районного суда г. Кемерово от **.**.****, по гражданскому делу ### с Леготкин С.А. в пользу ЛИЦО_8 взыскан долг по договору займа в размере 2 562 260 рублей, в том числе по договору от **.**.**** сумма основного долга в размере 1 500 000 рублей, проценты по договору - 618 411 рублей, проценты за незаконное пользование денежными средствами по ст.395 ГК РФ - 142 397 рублей, по договору от **.**.**** сумма основного долга в размере 213107 рублей, проценты по договору - 38 149 рублей, пеня за нарушение срока возврата суммы займа - 38 572 рубля, проценты за незаконное пользование денежными средствами по ст.395 ГК РФ - 11 624 рубля, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 12 700 рублей. Всего: 304 600 рублей.
На основании исполнительного листа серия ВС ### от **.**.****, выданного Центральным районным судом г. Кемерово по гражданскому делу ###, в ОСП по Центральному району г. Кемерово УФССП по Кемеровской области-Кузбассу постановлением судебного пристава-исполнителя ЛИЦО_6 от **.**.**** возбуждено исполнительное производство ###-ИП в отношении Леготкин С.А. в пользу ЛИЦО_8 о взыскании задолженности в размере 304600 рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ЛИЦО_5 от **.**.**** исполнительное производство ###-ИП окончено, поскольку требования исполнительного документа выполнены в полном объеме.
**.**.**** в адрес ОСП по Центральному району г. Кемерово УФССП России по Кемеровской области-Кузбассу обратился с заявлением ЛИЦО_8, в котором просил внести изменение в постановление о возбуждении исполнительного производства ###-ИП на основании определения Центрального районного суда г. Кемерово от **.**.****.
Постановлением старшего судебного пристава-исполнителя Иванов Е.М. от **.**.**** отменено окончания исполнительного производства ###-ИП и постановлено возбудить исполнительное производство.
**.**.**** постановлением ЛИЦО_5 внесены изменения в ранее вынесенное постановление в части суммы долга и постановлено исправить сумму долга на 2574960,00 рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ЛИЦО_5 от **.**.**** обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся на счетах в банках.
Административный истец **.**.**** подал жалобу в порядке подчиненности на постановление от **.**.**** о возбуждении исполнительного производства ###-ИП, в котором просил прекратить исполнительное производство.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ЛИЦО_5 от **.**.**** в удовлетворении заявления Леготкин С.А. о прекращении исполнительного производства было отказано.
Постановлением старшего судебного пристава-исполнителя Иванов Е.М. от **.**.**** отменено постановление судебного пристава-исполнителя ЛИЦО_5 от **.**.**** об отказе в прекращении исполнительного производства ###-ИП, но в удовлетворении жалобы Леготкин С.А. отказано.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от **.**.**** административное исковое заявление Леготкин С.А. оставлено без удовлетворения, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от **.**.**** по делу ### (###) решение суда первой инстанции отменено, принято по делу новое решение, которым признано незаконным Постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Кемерово ГУ ФССП России по Кемеровской области - Кузбассу от **.**.**** об отказе в прекращении исполнительного производства ###-ИП.
Суд апелляционной инстанции обязал старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Кемерово ГУ ФССП России по Кемеровской области - Кузбассу рассмотреть жалобу Леготкин С.А. от **.**.****.
**.**.**** старшим судебным приставом Иванов Е.М. вынесено Постановление об отказе в удовлетворении жалобы Леготкин С.А.
Доводы, изложенные в данном постановлении, полностью повторяют доводы, изложенные ранее в постановлении от **.**.**** и не содержат оценку доводов о несоблюдении сроков предъявления исполнительного документа в службу судебных приставов.
При таких обстоятельствах, суд считает, что Постановление об отказе в удовлетворении жалобы от **.**.**** незаконно, нарушает права и интересы административного истца.
Оспариваемое постановление не содержит в себе полную и всестороннюю оценку содержащихся в жалобе доводов, в частности доводов о несоблюдении сроков предъявления исполнительного документа в службу судебных приставов при первоначальном его предъявлении в 2013 году.
Исполнительный лист № ### от **.**.**** выдан в рамках дела ### на основании заочного решения, вступившего в законную силу **.**.**** Таким образом, срок на предъявление исполнительного листа к исполнению составлял с **.**.**** по **.**.****.
В соответствии со статьей 428 ГПК РФ следует, что исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается по заявлению взыскателя и по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно судом.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" следует, что исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2,4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
Порядок возбуждения исполнительного производства предусмотрен статьей 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Положениями указанной нормы права предусматривается, что судебный пристав- исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, которое подается взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. При этом судебный пристав-исполнитель проверяет отсутствие условий, перечисленных в статье 31 указанного Федерального закона, не позволяющих возбудить исполнительное производство, и при наличии которых выносится постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.
К числу таких обстоятельств пункт 3 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве относит случай, когда истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению.
Статьей 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В данном случае, игнорирование судебным приставом-исполнителем требований статьи 428 ГПК РФ, статьи 21,31 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», приводит к нарушению прав административного истца.
Старший судебный пристав, рассматривая повторно жалобу Леготкин С.А. также в Постановлении об отказе в удовлетворении жалобы от **.**.**** как и в предыдущем постановлении от **.**.**** не дает оценку пропуску срока на предъявление исполнительного листа, отсутствует проверка условий, перечисленных в статье 31 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии со статьей 121, 128 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статьей 218 КАС РФ, гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействий) государственных органов и должностных лиц, в том числе постановлений судебных приставов.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 26 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" следует, что признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 КАС РФ, статья 16 АПК РФ).
На основании изложенного, суд считает, что административное исковое заявление Леготкин С.А. к ОСП по Центральному району г. Кемерово, судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Центральному району города Кемерово Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области-Кузбассу Иванов Е.М., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области-Кузбассу о признании постановления незаконным подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ **.**.****.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░