УИД: 88RS0003-01-2023-000091-04
Производство №2а-85/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 сентября 2023 г. с. Ванавара, Эвенкийского района, Красноярского края
Судья Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края Кирпиченко Е.П.,
рассмотрев без проведения устного разбирательства, единолично, в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело УИД: 88RS0003-01-2023-000091-04, производство № 2а-85/2022 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации посёлка Чемдальск Эвенкийского муниципального района Красноярского края о признании бездействия и возложении обязанности
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Эвенкийского района Красноярского края Чурбанов С.А. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации поселка Чемдальск Эвенкийского муниципального района Красноярского края о признании бездействия и возложении обязанности, мотивируя требования следующим.
Прокуратурой Эвенкийского района посредством изучения общедоступной информации проведен анализ соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в деятельности администрации поселка Чемдальск при размещении сведений в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС), в ходе которого установлено, что в нарушение ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 19 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон 44-ФЗ) администрацией поселка Чемдальск не размещены на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru установленные местным самоуправлением п. Чемдальск требования к порядку разработки и принятию правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, подлежащие обязательному размещению в единой информационной системе.
Неисполнение требований законодательства в части размещения указанной информации в ЕИС нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе юридических лиц и иных хозяйствующих субъектов, на доступ к информации, который предоставлен им действующим законодательством.
Частью 1 ст. 23 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлено, что решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение исполнения обязанностей в натуре.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
В связи с изложенным, административный истец просит суд:
1. Признать бездействие администрации поселка Чемдальск Эвенкийского муниципального района Красноярского края, выразившееся в не размещении в Единой информационной системе в сфере закупок требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения незаконным.
2. Обязать администрацию поселка Чемдальск Эвенкийского муниципального района Красноярского края в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разместить в Единой информационной системе в сфере закупок требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, установленные администрацией поселка Чемдальск в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Кроме того, административный истец просит суд в соответствии с ч. 2 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотреть административное исковое заявление в порядке упрощенного (письменного) производства.
Определением суда от 08.08.2023 г. суд предложил административному ответчику представить в срок до 28.08.2023 г. письменное возражение (отзыв) на исковое заявление, а также выразить свое отношение к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
К указанному в определении суда от 08.08.2023 г. сроку, от и.о. Главы п. Чемдальск Пикуновой О.В. в суд поступило письменное возражение от 21.08.2023 №184, из которого следует, что с доводами, изложенными в Административном исковом заявлении заместителя прокурора Эвенкийского района администрация п. Чемдальск не согласна, так как до момента получения вышеуказанного иска Администрацией п. Чемдальск требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения были разработаны и направлены для проведения юридической экспертизы в прокуратуру Эвенкийского муниципального района с дислокацией в с. Ванавара, после проведения юридической экспертизы принято Постановление Администрации п. Чемдальск от 17.08.2023 г. № 45-п «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения». Данное Постановление размещено в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте zakupki.gov.ru, опубликовано в периодическом печатном средстве массовой информации «Официальный вестник Эвенкийского муниципального района» № 31(738) от 18.08.2023 г. и размещено на официальном сайте муниципального образования «поселок Чемдальск» в сети «Интернет» (https://burnyj-r04.gosweb.gosuslugi.ru), в связи с чем, административный ответчик просит суд в части административного иска, касающегося не размещения в Единой информационной системе в сфере закупок требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, заместителю прокурора отказать.
Также к возражению административным ответчиком представлены следующие доказательства:
-Постановление Администрации п. Чемдальск от 17.08.2023 г. № 45-п «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения»,
- сканированный образ страницы о размещении в Единой информационной системе муниципальным учреждением «Администрация поселка Чемдальск» Эвенкийского муниципального района Красноярского края Правил нормирования в сфере закупок № 03193003225317868,
- копия Официального вестника Эвенкийского муниципального района №31(7338) от 18.08.2023, в котором на странице 165 опубликовано Постановление Администрации п. Чемдальск от 17.08.2023 г. № 45-п «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения».
Против рассмотрения дела в порядке упрощенного письменного производства и.о. Главы п. Чемдальск Пикунова О.В. не возражала.
Учитывая, что все условия для рассмотрения дела в порядке упрощенного письменного производства сторонами соблюдены, суд рассматривает дело в соответствии с ч. 6 ст. 292 КАС РФ.
Изучив письменные материалы административного дела, суд находит, что административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению. К такому выводу суд приходит на основании следующего.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления, открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», основными принципами противодействия коррупции в РФ являются, в том числе, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, законность, неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Частью 1 ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ определено, что под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).
Часть 4 названной статьи Федерального закона № 44-ФЗ закрепляет, что местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 данной статьи, устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд (далее - правила нормирования), в том числе требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения.
Часть 6 ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ устанавливает обязанность, что правила нормирования, в том числе требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения подлежат размещению в ЕИС.
Подпунктом 9 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ ЕИС определена, как совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 Федерального закона № 44-ФЗ и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с п. 4 Положения о Единой информационной системе в сфере закупок, утвержденной постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60, официальный сайт ЕИС имеет доменное имя www.zakupki.gov.ru, и доступ к нему осуществляется на безвозмездной основе.
Как установлено судом, прокуратурой Эвенкийского района осуществлялся анализ информации, размещенной на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru, но установленные администрацией поселка Чемдальск правовые акты о нормировании в сфере закупок на момент прокурорской проверки размещены не были, что подтверждается:
- актом о результатах анализа соблюдения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, о закупочной деятельности от 14 июля 2023 г.,
- сканированными образами ЕИС Закупки, в том числе по разделу «Правила нормирования в сфере закупок».
Однако, на момент рассмотрения дела в суде административным ответчиком муниципальный правовой акт, устанавливающий правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд п. Чемдальск был разработан и размещен на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru и Официальном вестнике Эвенкийского муниципального района №31(7338) от 18.08.2023, что подтверждается представленными в суд доказательствами.
При указанных обстоятельствах, учитывая длительный характер нарушения требований федерального законодательства (боле одного года) в части не размещения в Единой информационной системе в сфере закупок требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения суд признает бездействие администрации п. Чемдальск незаконным.
Поскольку на момент рассмотрения дела в суде Постановление Администрации п. Чемдальск от 17.08.2023 г. № 45-п «Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения» разработано и размещено на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru и Официальном вестнике Эвенкийского муниципального района №31(7338) от 18.08.2023, то необходимости в применении такой меры судебной защиты, как присуждение исполнения обязанностей в натуре (ст. 12 Гражданского кодекса РФ) не имеется, а потому суд удовлетворяет административное исковое заявление заместителя прокурора Эвенкийского района частично.
Руководствуясь ст. 293 Кодекса административного производства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░