Дело № 2а-194/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2022 года г. Комсомольск Ивановской области
Комсомольский районный суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Большакова А.Ю.,
при секретаре Черновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Киринкиной Ю.В. к администрации Подозерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области о признании незаконным действия должностного лица по возвращению исполнительного документа,
У С Т А Н О В И Л:
Киринкина Ю.В. (далее по тексту – административный истец, истец, взыскатель) обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Подозерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области (далее по тексту административный ответчик, ответчик) о признании незаконным действие (решение) должностного лица по возвращению исполнительного документа.
Кроме того, административный истец просит взыскать с административного ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
В обоснование требований Киринкина Ю.В. приводит следующее.
Решением <данные изъяты> суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № с муниципального образования Подозёрское сельское поселение Комсомольского муниципального района Ивановской области в лице Администрации Подозёрского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области (за счет средств казны муниципального образования) в пользу Киринкиной Ю.В. взыскано возмещение за жилое помещение в сумме 122 000 рублей, а также судебные расходы в сумме 3 640 рублей, а всего взыскано 125 640 рублей.
Апелляционным определением <данные изъяты> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Администрации Подозерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области - без удовлетворения.
После вступления решения суда в законную силу взыскателю выдан исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с нормами бюджетного законодательства взыскателем было оформлено и подано в Администрацию Подозерского сельского поселения заявление о направлении исполнительного листа на исполнение, с приложенными к нему исполнительным листом и решениями судов.
Поскольку каких-либо решений по поданному заявлению принято не было, взыскателем на электронную почту Администрации Подозерского сельского поселения направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с требованием об исполнении исполнительного документа.
В ответ на указанное уведомление от главы Подозёрского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области Х. поступил ответ, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором она сообщила, что исполнительный лист возвращается без исполнения по мотивам, указанным в письме.
Административный истец полагает, что оснований для возврата исполнительного документа, отраженных в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, не имелось, в связи с чем, считает действие главы администрации Подозерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области Х. незаконным по основаниям, указанным в административном иске.
В судебное заседание административный истец Киринкина Ю.В. не явилась, просила дела рассмотреть в ее отсутствие. Дополнительно указала в возражениях на отзыв ответчика, что считает доводы ответчика, указанные в возражениях, не состоятельными, поскольку в силу п. 4 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям, в том числе судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования, в данном случае исполнительный лист был направлен в финансовый орган Подозерского сельского поселения - Администрацию Подозёрского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области.
В судебное заседание представитель административного ответчика - Администрации Подозёрского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области не явился. От главы администрации поступило в суд заявление, в котором просят рассмотреть дело в отсутствие представителя. В возражениях на административное исковое заявление считают, что административные исковые требования противоречат положениям ст. 242.5 БК РФ, в связи с чем, требования Киринкиной Ю.В. не подлежат удовлетворению по основаниям, указанным в возражениях.
Исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 5 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что решением <данные изъяты> суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № с муниципального образования Подозёрское сельское поселение Комсомольского муниципального района Ивановской области в лице Администрации Подозёрского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области (за счет средств казны муниципального образования) в пользу Киринкиной Ю.В. взыскано возмещение за жилое помещение в сумме 122 000 рублей, а также судебные расходы в сумме 3 640 рублей, а всего взыскано 125 640 рублей.
Апелляционным определением <данные изъяты> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Администрации Подозерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области - без удовлетворения (л.д. №).
Решение <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно пункту 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ к исполнительному документ (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном ст. 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
Судом установлено, что <данные изъяты> судом на основании вступивших в законную силу вышеуказанных судебных актов Киринкиной Ю.В. был выдан исполнительный лист серия №, который она вместе с заявлением, указанными выше решением Комсомольского районного суда и апелляционным определением Ивановского областного суда направила в администрацию Подозёрского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области на исполнение (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), что не оспаривается сторонами и подтверждается материалами дела (л.д. №).
Таким образом, положения п. 1, п. 2 ст. 242.1 БК РФ административным истцом были выполнены в полном объеме.
Поскольку каких-либо решений по поданному заявлению принято не было, взыскателем на электронную почту Администрации Подозерского сельского поселения направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с требованием об исполнении исполнительного документа (л.д. 17).
Из представленных материалов также усматривается, что согласно письму главы Администрации Подозерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области Х. от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанный исполнительный лист не был принят к исполнению и был возвращен в адрес административного истца по тем основаниям, что исполнительный лист не может быть принят на исполнение, поскольку:
-администрацией подана кассационная жалоба на судебные акты с ходатайством о приостановлении исполнения решения <данные изъяты> суда от ДД.ММ.ГГГГ, и вопрос о принятии к исполнению исполнительного листа может быть рассмотрен только после принятия судом кассационной инстанции решения;
-администрацией Подозерского сельского поселения в администрацию Комсомольской муниципального района направлены заявки на выделение бюджетных средств для оплаты в соответствии с решением суда. До настоящего времени межбюджетные трансферты в oрган местного самоуправления сельского поселения не поступили;
-в силу ст. 245.5 БК РФ исполнительный лист должен быть предъявлен не в Администрацию Подозерского сельского поселения, а в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета (казначейство).
Суд считает, что отказ в принятии Администрацией Подозерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области вышеуказанного исполнительного листа на исполнение незаконным в силу следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным ГПК РФ, КАС РФ, АПК РФ и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве; предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи, в орган, на который в соответствии с настоящей главой не возложено исполнение исполнительного документа; нарушение установленного законодательством РФ срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем либо судом заявления об отзыве исполнительного документа.
В силу п. 4 ст. 242.2 БК РФ судебные акты по искам к муниципальным образованиям, в том числе судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Из решения <данные изъяты> суда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что денежные средства взыскиваются с муниципального образования Подозёрское сельское поселение Комсомольского муниципального района <данные изъяты> в лице Администрации Подозёрского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области (за счет средств казны муниципального образования).
Учитывая, что решением суда денежные средства взысканы с муниципального образования Подозёрское сельское поселение Комсомольского муниципального района Ивановской области именно за счет казны, суд считает, что исполнительный лист был правомерно предъявлен для исполнения взыскателем (административным истцом) в Администрацию Подозерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области, являющуюся финансовым органом Муниципального образования Подозёрское сельское поселение.
В связи с чем, ссылку администрации Подозерского сельского поселения Комсомольского муниципального района о том, что в силу ст. 245.5 БК РФ исполнительный лист должен быть предъявлен не в Администрацию Подозерского сельского поселения, а в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета (казначейство), суд считает несостоятельной и основанной на неверном толковании закона.
Как следует из материалов дела административным истцом при направлении исполнительного листа административному ответчику требования, указанные в п. 2 ст. 242.1 БК РФ, были выполнены в полном объеме, необходимый перечень документов к исполнительному листу приложен, заявление взыскателем подписано, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Исполнительный документ административным истцом предъявлен к исполнению в установленные законодательством РФ сроки.
Заявления об отзыве исполнительного документа взыскателем не направлялось.
Таким образом, оснований для возвращения исполнительного документа взыскателю, определенные п. 3 ст. 242.1 БК РФ, у административного ответчика не имелось.
Доводы административного ответчика об отказе в принятии исполнительного листа на исполнение, указанные в письме главы Администрации Подозерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области Х. от ДД.ММ.ГГГГ №, а также в возражениях на административное исковое заявление, не могли служить основаниями для отказа в принятии исполнительного листа на исполнение.
В силу части 5 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Определение апелляционной инстанции Ивановского областного суда, которым решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № оставлено без изменения, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, а подача административным ответчиком кассационной жалобы (в том числе с ходатайством о приостановлении исполнения судебного акта) не приостанавливает исполнение решения суда первой и апелляционной инстанций и не является основанием для возврата исполнительного документа без исполнения, предусмотренные п. 3 ст. 242.1 БК РФ.
Ссылка администрации о том, что бюджетных средств для оплаты в соответствии с решением суда не имеется, и до настоящего времени межбюджетные трансферты в oрган местного самоуправления сельского поселения не поступили, суд считает голословной, поскольку доказательств того, что Администрация Подозерского сельского поселения предприняла действия по исполнению судебного акта, суду не представлено.
Административное исковое заявление в соответствии со ст. 219 КАС РФ направлено в суд, согласно почтовому штемпелю ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд считает, что административный иск подан в пределах срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что законных оснований для возврата исполнительного документа, предусмотренных п. 3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ, у администрации Подозёрского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области не имелось, суд считает, что административные исковые требования Киринкиной Ю.В. о признании незаконными действия администрации Подозёрского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области, оформленные письмом главы администрации Подозерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области Х. от ДД.ММ.ГГГГ №, в данной части подлежат удовлетворению.
При этом, в силу п. 4 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части первой статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 данного Кодекса; если иск удовлетворен частично, то судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Положения п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ предусматривают, что от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Таким образом, учитывая, что Администрация Подозерского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области является органом местного самоуправления и освобождена от уплаты государственной пошлины в качестве административного ответчика, суд считает, что заявленные требования Киринкиной Ю.В. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░) ░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.