Дело № 2а-1984/2024 УИД 78RS0020-01-2023-006910-42
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 27 февраля 2024 года
Пушкинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Черкасовой Л.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Санкт-Петербургу к Смирнову А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 20 по Санкт-Петербургу обратилась в суд с административным иском к Смирнову А.В., в котором просит взыскать задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 16 025 руб., пени в размере 145,29 руб., ссылаясь на то, что административный ответчик являлся собственником транспортного средства, однако в установленный законом срок транспортный налог не уплатил. Административному ответчику было направлено требование об уплате недоимки, пени, в котором установлен срок оплаты, однако в указанный срок требование не было исполнено.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что административный иск подлежит оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.
Пунктом 1 части 1 ст. 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
В соответствии ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.
Таким образом, законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица обязательных налоговых платежей и санкций, который заключается в направлении налогоплательщику уведомления и требования об уплате недоимки по налогам и пени.
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Налоговое уведомление, требование может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (часть 4 статьи 52, часть 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Административным истцом в материалы дела представлены копии налогового уведомления № 73160036 от 01.09.2020 и налогового требования № 8485 от 04.02.2021, однако доказательства направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате недоимки по налогу и пеням суду не представлены.
В административном иске налоговая инспекция указывает, что в связи с истечением двухлетнего срока хранения реестров об отправке, установленного Приказом ФНС России от 15.02.2012 № ММВ-7-10/88@, представить почтовые реестры невозможно.
Между тем, Приказ ФНС России от 15.02.2012 № ММВ-7-10/88@ "Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения" утратил силу 02.11.2021 в связи с изданием Приказа ФНС России от 02.11.2021 № ЕД-7-10/952@ "Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков их хранения", устанавливающего в пункте "с" Раздела 1.5 Перечня срок хранения для почтовых отправлений 4 года.
Кроме того, Приказом ФНС России от 26.05.2016 № ММВ-7-12/338@ утвержден Порядок выполнения массовой печати и рассылки налоговых документов в условиях централизованной обработки данных (далее - Порядок), обязательный для исполнения территориальными органами ФНС России, устанавливающий единые принципы технического обеспечения подготовки налоговыми органами, а также принципы выполнения массовой печати и рассылки налоговых документов в условиях централизованной обработки данных с отправкой по назначению заказными письмами/бандеролями.
Порядок содержит внутренние организационные положения о взаимодействии налоговых органов с ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России.
Согласно п. 7.1. Порядка в редакции, действующей на момент выставления административному ответчику налогового требования, по завершении массового расчета налоговых обязательств и формирования налоговых документов в АИС "Налог-3" ЕЦУПР на основании данных, полученных от ИФНС, учитывая сроки, приоритеты и количество почтовых отправлений, формирует в ПП УД и ЭА графики печати для всех сформированных налоговых документов на текущий год, распределяя эти документы по Центрам печати в соответствии с техническими возможностями.
Пунктом 7.6 Порядка предусмотрено, что подготовленные почтовые отправления Центр печати передает оператору почтовой связи для дальнейшей доставки по назначению. По завершении работ по подготовке и передаче оператору почтовой связи почтовых отправлений Центр печати направляет средствами ПК "Массового ввода и печати" в АИС "Налог-3" сведения об отправленных налоговых документах, содержащие штрих-кодовый почтовый идентификатор отправления и дату отправки. Данные сведения загружаются в АИС "Налог-3" в автоматическом режиме.
В соответствии с пунктами 7.7-7.9 Порядка реестры почтовых отправлений на бумажных носителях с отметкой оператора почтовой связи о дате отправки сканируются филиалами ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России, оригиналы размещаются на хранение, электронные образы передаются в АИС "Налог-3" для последующего просмотра ИФНС.
Срок хранения реестров почтовых отправлений в соответствии с приказом ФНС России от 15.02.2012 N ММВ-7-10/88@ составляет 2 года. По истечении срока хранения они уничтожаются ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России без согласования с территориальными органами ФНС России. В течение срока хранения ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России по запросам территориальных органов ФНС России осуществляет выдачу им реестров почтовых отправлений на бумажном носителе.
Электронные образы реестров почтовых отправлений хранятся в АИС "Налог-3" пять лет.
С 01.01.2022 положения пункта 7.9 Порядка устанавливают срок хранения электронных образов реестров почтовых отправлений в АИС "Налог-3" четыре года.
Таким образом, на момент подачи административного иска в суд и по настоящее время срок хранения электронных образов реестров почтовых отправлений за 2020 и 2021 годы не истек, в связи с чем доводы налоговой инспекции о невозможности представления указанных реестров судом отклоняются, поскольку противоречат Приказу ФНС России от 26.05.2016 № ММВ-7-12/338@ и какими-либо доказательствами не подтверждены.
На основании изложенного, в отсутствии доказательств со стороны административного истца, подтверждающих соблюдение обязательного досудебного порядка, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь ст. 196 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 20 ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: