2а-8167/2023
24RS0048-01-2023-002029-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июня 2023 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Жихаревой И.С.,
при ведении протокола помощником судьи Есиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Живернюка Александра Дмитриевича к администрации Советского района г. Красноярска, КГКУ «Управление социальной защиты населения» о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Живернюк А.Д. обратился в суд с административным иском к администрации Советского района г. Красноярска о признании незаконным распоряжения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Свои требования мотивировал тем, что распоряжением администрации Советского района г. Красноярска от 07.02.2023 года ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, с указанием причины – представлены неполный пакет документов, а именно отсутствует выписка из домовой книги (финансового лицевого счета). Полагает, данный отказ незаконным, поскольку он является инвалидом, семья признана малоимущей, проживает в Советском районе г. Красноярска, у административного истца имеется внеочередное право на получение жилья с предоставлением дополнительной жилой площади, которое возникло 23.07.2020 года. Указывает, что ранее матери истца ФИО4 была предоставлена квартира, поскольку та являлась сиротой. Данная квартира была приватизирована, в том числе и на административного истца. 18.05.2018 года квартира была продана, в связи с переездом, однако в связи с заболеванием Живернюка А.Д. переезд отложили, и остались проживать в данной квартире на условиях аренды с бывшими собственниками, регистрация также осталась по прежнему адресу. В 2019 году переехали проживать в микрорайон Солнечный, с регистрационного учета по предыдущему месту проживания был снят в судебном порядке по заявлению новых собственником. В настоящее время регистрации не имеет. В связи с этим, просит признать незаконным распоряжения № от 20 марта 2017 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложить на ответчика обязанность принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представляемом по договору социального найма, по единому списку граждан по категории «граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний».
Определением суда от 27.02.2023 года в качестве административного соответчика привлечено КГКУ «УСЗН» по Советскому району г. Красноярска, в качестве заинтересованных лиц ФИО4, ФИО5
Протокольным определением от 03.05.2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление социальной защиты населения по Советскому району г. Красноярска.
Определением от 22.05.2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г. Красноярска.
В судебном заседании административный истец Живернюк А.Д. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Заинтересованное лицо ФИО4 поддержала административные исковые требования Живернюка А.Д., пояснила, что в настоящее время регистрации они не имеют, фактически проживают в микрорайоне Солнечный, денежные средства от продажи квартиры ушли на погашение кредитов и лечение Живернюка А.Д., в отношении которого установлена инвалидность, в связи с чем полагала требования подлежащими удовлетворению.
Заинтересованное лицо ФИО5 в судебном заседании поддержал административные исковые требования.
Представитель административного ответчика администрации Советского района г. Красноярска в суд не явился, о слушании дела извещен надлежаще, представил отзыв на иск, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие, в удовлетворении требований отказать. Ранее в судебном заседании пояснила, что на момент подачи документов о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении не истек предусмотренный законом пятилетний срок со дня продажи квартиры общей площадью 31,1 кв.м. Кроме того, при подаче заявления о признании нуждающимся в жилом помещении Живернюком А.Д. была представлена копия паспорта с регистрацией по адресу: <адрес> и копию решения о признании его малоимущим, где также указано, что административный истец проживает по данному адресу, в связи с чем данное заявление рассматривалось с учетом данных обстоятельств, а принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, чье место жительство расположено в другом районе не относится к компетенции администрации Советского района г. Красноярска. В связи с изложенным просили в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Представитель административного ответчика КГКУ «УСЗН» в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно, представили письменные возражения на иск, в которых указали, что КГКУ «УСЗН» является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель заинтересованного лица Управление социальной защиты населения по Советскому району г. Красноярска, представитель администрации г. Красноярска, в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не заявляли.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.
В силу п.п. 1,3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Согласно ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
В соответствии со ст. 54 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу ч. 1 ст. 5 Закона Красноярского края от 23.05.2006 года № 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории края» принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет по истечении пяти лет со дня совершения указанных намеренных действий. К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, могут быть отнесены отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения (ст. 4 указанного закона).
На основании ст. 6 указанного закона с заявлением о принятии на учет должны быть представлены следующие документы, подтверждающие право граждан состоять на учете: копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя; в случае отсутствия в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность, сведений о месте жительства - документ, подтверждающий место жительства заявителя (выданный органом регистрационного учета граждан Российской Федерации документ, содержащий сведения о месте жительства, либо решение суда об установлении факта постоянного проживания); документы, подтверждающие право проживания одной семьей (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, судебное решение о признании членом семьи, об усыновлении (удочерении), другие документы); решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим в целях предоставления ему жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в порядке, установленном законом края (для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Закона); документы, подтверждающие отнесение заявителя к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (для иных определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом края категорий граждан); информация о заявителе и членах семьи заявителя, совместно с ним проживающих, содержащаяся в базовом государственном информационном ресурсе регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, или выписка из финансового лицевого счета; выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах заявителя и членов его семьи на объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации, имеющиеся, а также имевшиеся у них в течение пяти лет (60 полных месяцев), предшествующих дате подачи заявления о принятии на учет; документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи: наниматель жилого помещения по договору социального найма и члены его семьи представляют договор социального найма, а в случае его отсутствия иной документ, на основании которого может быть установлен факт проживания в жилом помещении на условиях социального найма (ордер, решение о предоставлении жилого помещения и др.); гражданин, являющийся собственником жилого помещения, представляет документ, подтверждающий право собственности на это помещение (в случае если право собственности на него не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости).
Согласно п.п.1,3 ч. 1 ст. 111 Закона Красноярского края от 23.05.2006 года № 18-4751 отказ в принятии гражданина на учет допускается в случаях, если: не представлены предусмотренные статьей 6 настоящего Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; не истек срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, 23.01.2023 годаЖивернюк А.Д. обратился в администрацию с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и представил пакет документов.
Решением администрации Советского района г. Красноярска № 1205 от 07.02.2023 года Живернюку А.Д. отказано в рассмотрении заявления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представляемых по договорам социального найма в связи с предоставлением неполного пакета документов.
Согласно заявлению о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, поданного 23.01.2023 года, Живернюком А.Д. представлены следующие документы: паспорт Живернюка А.Д., паспорт ФИО4, паспорт ФИО5, свидетельство о рождении Живернюк А.Д., свидетельство о заключении брака, решение о признании граждан малоимущими, акт о фактическом проживании, справка о праве на дополнительную жилплощадь от ДД.ММ.ГГГГ, справка о невозможности совместного проживания от 07.10.2022 года, справка МСЭ-2017 от 23.07.2020 года на Живернюк А.Д., ИПР от 23.07.2020 года, справка МСЭ-2022 от 05.12.2022 года на ФИО4, ИПР от 05.12.2022 года на ФИО4, доверенность от 19.10.2022 года от Живернюк А.Д.
Вместе с тем, в нарушение ст. 6 Закона Красноярского края от 23.05.2006 года № 18-4751 документ, подтверждающий место жительства заявителя (выданный органом регистрационного учета граждан Российской Федерации документ, содержащий сведения о месте жительства, либо решение суда об установлении факта постоянного проживания) в администрацию Советского района г. Красноярска представлен не был. Сведения о регистрации Живернюка А.Д. по адресу: г. Красноярск, ул. 60 лет октября, 114-46, указанные в паспорте таким подтверждением не являются, поскольку Живернюк А.Д. снят с регистрации по данному адресу на основании решения суда от 30.06.2020 года, о чем на момент подачи заявления последнему было достоверно известно, и что не оспаривалось им в ходе судебного заседания. Приложенный акт о фактическом проживании не влечет никаких правовых последствий, поскольку как указано выше, документом, подтверждающим место фактического проживания гражданина является документ, выданный органом регистрационного учета граждан Российской Федерации, и содержащий сведения о месте жительства, либо решение суда об установлении факта постоянного проживания.
Кроме того, согласно представленного договора купли-продажи от 18.05.2018 года, квартира, расположенная по адресу: <адрес> была продана (государственная регистрация - 23.05.2018 года).
Пятилетний срок с момента ухудшения его жилищных условий не истек.
Установление данных фактов с учетом положений ст.ст. 4,6 Закона Красноярского края от 23 мая 2006 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории края» препятствует постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Таким образом, администрация Советского района г. Красноярска приняла законное решение об отказе Живернюку А.Д. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, так как представленные Живернюком А.Д. документы, не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Представленные административным истцом документы, свидетельствующие о наличии инвалидности, финансовых обязательств, не являются основанием для постановки Живернюка А.Д. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение администрации Советского района г. Красноярска № № от 07.02.2023 года об отказе истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, принято в пределах компетенции и основано на нормах действующего законодательства, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований административного истца о признании его незаконным и возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Руководствуясь ст. ст.ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░, ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № № ░░ 07.02.2023 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░: 05.07.2023