Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1353/2023 ~ М-678/2023 от 21.02.2023

57RS0023-01-2023-000872-92

Дело № 2а-1353/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2023 года город Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Коротковой О.И,

рассмотрев в здании суда в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Орловской области к Труфанову Сергею Анатольевичу о взыскании недоимки по уплате налога и пени,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной налоговой службы России по г. Орлу (далее: УФНС России по г. Орлу) обратилась в суд с административным иском к Труфанову С.А. о взыскании задолженности по уплате налога и пени. В обоснование требований указала, что административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц, поскольку в отношении нее зарегистрированы объекты налогообложений – квартира, расположенная по адресу: <...>, право собственности на которое зарегистрировано 19.10.1998, а также транспортные средства: ГАЗ 24, государственный регистрационный знак №***, зарегистрировано 25.08.2006; Хонда, государственный регистрационный знак №***, зарегистрировано 04.10.2008.

В связи с чем, в адрес налогоплательщика налоговым органом направлены налоговые уведомления:

№6997350 от 03.08.2020 об уплате налога на имущество за 2019г. в размере 52,00 рублей, транспортного налога за 2019 г., за автомобиль ГАЗ 24 в размере 1350,00 рублей, за автомобиль Хонда в размере 5250,00 рублей, со сроком исполнения до 01.12.2020;

№3944031 от 01.09.2021 об уплате транспортного налога за 2020 г., за автомобиль ГАЗ 24 в размере 1350,00 рублей, за автомобиль Хонда в размере 5250,00 рублей; налога на имущество физических лиц за 2020 год в размере 56,30, со сроком исполнения до 01.12.2021

а также в связи с неоплатой направлялись налоговые требования:

№75438 по состоянию на 17.12.2020 об оплате задолженность по налогу на имущество за 2019 г. в размере 52,00 рубля, а также пени на указанную недоимку в размере 0,11 рублей, задолженность по транспортному налогу за 2019 г. в размере 6600,00 рублей, а также пени на указанную недоимку в размере 14,02 рублей по сроку уплаты до 26.01.2021;

№72675 по состоянию на 16.12.2021 об уплате налога на имущество за 2020 год в размере 56,30 рублей, транспортного налога за 2020 г. в размере 6600,00 рублей и пени по указанному транспортному налогу за период с 02.12.2021 по 15.12.2021 в размере 23,10 рублей.

До настоящего времени административным ответчиком задолженность по уплате налогов и пени не погашена.

Ранее административным истцом подавалось заявление о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по уплате недоимки. Определением мирового судьи судебного участка № 1 Северного района г. Орла от 11.08.2022 административному истцу отказано в выдаче судебного приказа в связи с тем, что налоговым органом пропущен шести месячный срок для обращения в суд.

На основании изложенного, УФНС России по г. Орлу просит суд восстановить срок подачи административного искового заявления, взыскать с административного ответчика Труфанова С.А. задолженность по уплате налогов и пени в сумме 13293,42 рублей, из которой задолженность по:

- транспортному налогу за 2019-2020 года в размере 13200,00 руб.

- пени по транспортному налогу за 2019-2020 года в размере 37,12 руб.

- налогу на имущество за 2019-2020 года в размере 56,30 руб.

На основании определения Советского районного суда г. Орла от 27.02.2023 административное дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Суд, исследовав материалы дела, полагает административные исковые требования налогового органа не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее- КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Пунктом 1 статьи 23 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность, уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

Согласно статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.

Согласно пункту 1 статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество - жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (абзац первый пункта 1 статьи 402 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных статьей 408 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 408 НК РФ сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Кодекса.

Пунктом 4 статьи 85 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.

В соответствии со статьей 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (части 1, 2 статьи 52 НК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с пунктом 6 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В пункте 7 статьи 58 НК РФ установлено, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов, страховых взносов (пеней и штрафов).

Из материалов административного дела следует, что административный ответчик Труфанов С.А. является собственником следующего имущества: квартира, расположенная по адресу: <...>, право собственности на которое зарегистрировано 19.10.1998, а также транспортные средства: ГАЗ 24, государственный регистрационный знак №***, зарегистрировано 25.08.2006; Хонда, государственный регистрационный знак №***, зарегистрировано 04.10.2008.

На данные объекты налогообложения налоговым органом исчислен налог на имущество физических лиц и транспортный налог соответственно.

В связи с этим, административному ответчику налоговым органом направлялись налоговые уведомления: №6997350 от 03.08.2020 об уплате налога на имущество за 2019г. в размере 52,00 рублей, транспортного налога за 2019 г., за автомобиль ГАЗ 24 в размере 1350,00 рублей, за автомобиль Хонда в размере 5250,00 рублей, со сроком исполнения до 01.12.2020; №3944031 от 01.09.2021 об уплате транспортного налога за 2020 г., за автомобиль ГАЗ 24 в размере 1350,00 рублей, за автомобиль Хонда в размере 5250,00 рублей; налога на имущество физических лиц за 2020 год в размере 56,30, со сроком исполнения до 01.12.2021

До указанного в уведомлении срока административный ответчик налог на имущество физических лиц и транспортный налог не оплатил.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате пеней и штрафов (пункт 3).

Согласно пунктам 3, 4 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Административному ответчику налоговым органом направлено требования:

№75438 по состоянию на 17.12.2020 об оплате задолженность по налогу на имущество за 2019 г. в размере 52,00 рубля, а также пени на указанную недоимку в размере 0,11 рублей, задолженность по транспортному налогу за 2019 г. в размере 6600,00 рублей, а также пени на указанную недоимку в размере 14,02 рублей по сроку уплаты до 26.01.2021;

№72675 по состоянию на 16.12.2021 об уплате налога на имущество за 2020 год в размере 56,30 рублей, транспортного налога за 2020 г. в размере 6600,00 рублей и пени по указанному транспортному налогу за период с 02.12.2021 по 15.12.2021 в размере 23,10 рублей.

Факт направления требований №75438, №72675 об уплате налога и пени также подтверждается списками об отправке почтовой корреспонденции.

Однако до настоящего времени указанные налоговые требования не исполнены административным ответчиком в полном объеме, транспортный налог и пени по нему, налог на имущество физических лиц и пени по нему до настоящего времени не оплачены.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Согласно пункту 2 этой же статьи НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течении трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течении шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10000 рублей.

Если в течении трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течении шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

ИФНС России по г. Орлу обратилось к мировому судье судебного участка №1 Северного района г. Орла с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Труфанова С.А. задолженности по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу.

Определением мирового судьи судебного участка № 1 Северного района г. Орла от 11.08.2022 административному истцу отказано в выдаче судебного приказа в связи с тем, что налоговым органом пропущен шести месячный срок для обращения в суд.

21.02.2023 налоговый орган обратился в суд с рассматриваемым административным иском, в котором просит суд восстановить процессуальный срок на его подачу.

В этой связи суд учитывает следующее.

В абзаце 4 пункта 2 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно части 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

В обоснование заявленного ходатайства о восстановлении пропущенного административным истцом срока на обращение в суд с заявленными административными исковыми требованиями, налоговый орган сослался на большой объем работы и недостаток сотрудников в штате.

Вместе с тем, к уважительным причинам пропуска установленного срока на обращение в суд с требованием о взыскании относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях следования установленного порядка обжалования.

Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем им должны быть обеспечена возможность своевременного обращения в суд с исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Следовательно, законных оснований для восстановления срока на обращение в суд с рассматриваемым иском, по заявленным административным истцом доводам, не имеется.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, не может осуществляться.

Согласно разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации в пункте 26 Постановления Пленума от 27.12.2016 № 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа.

Поскольку на дату обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о взыскании задолженности с Труфанова С.А., административный истец утратил право на принудительное взыскание суммы налога и пеней в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и отсутствуют доказательств уважительности причин пропуска срока, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 КАС, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 05 ░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 310 ░░░ ░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 05 ░░░ 2023 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1353/2023 ~ М-678/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
УФНС России по Орловской области
Ответчики
Труфанов Сергей Анатольевич
Суд
Советский районный суд г. Орла
Судья
Короткова Оксана Ивановна
Дело на сайте суда
sovetsky--orl.sudrf.ru
21.02.2023Регистрация административного искового заявления
27.02.2023Передача материалов судье
27.02.2023Решение вопроса о принятии к производству
27.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2023Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
19.04.2023Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
05.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее