Дело №2а-388/2024
УИД 03RS0001-01-2023-003675-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2024 года г.Уфа
Демский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи ФИО9 с участием секретаря ФИО2, при заинтересованном лице ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО10 к руководителю СУ СК России по Республике Башкортостан, СУ СК России по Республике Башкортостан, следственному отделу по Октябрьскому району г.Уфы СУ СК России по Республике Башкортостан о признании незаконным действия (бездействия), обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к руководителю СУ СК России по Республике Башкортостан следственному отделу по Октябрьскому району г. Уфы СУ СК России по Республике Башкортостан о признании незаконным действия (бездействия), обязании устранить допущенные нарушения мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель через интернет приемную Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан обратился в Следственный отдел Следственного комитета по Октябрьскому району г. Уфы исх. № с заявлением о предоставлении возможности ознакомления с материалами проверки по заявлению ФИО1 о возбуждении уголовного дела в отношении неизвестных лиц, проникших в квартиру ДД.ММ.ГГГГ (материал проверки №). Заявление зарегистрировано под №.
ДД.ММ.ГГГГ по адресу электронной почты заявителя <данные изъяты>
в форме электронного документа поступил ответ Следственного отдела Следственного комитета по Октябрьскому району г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ № в котором было указано, что следователем следственного отдела по Октябрьскому району г. Уфы при рассмотрении сообщения о преступлении полнота проведенной проверки не обеспечена, в связи с чем принятое процессуальное решение отменено.
ДД.ММ.ГГГГ представитель по доверенности ФИО1 –ФИО7 обратился в следственный отдел с общением об ознакомлении с материалами проверки по сообщению о преступлении.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 обратился в Следственный отдел Следственного комитета по Октябрьскому району г. Уфы для ознакомления с материалами проверки, однако заявителю в ознакомлении было отказано.
Истец просит признать незаконным действие (бездействие), совершенное административным ответчиком, выразившееся в не направлении ФИО1 в установленный законом срок ответа на обращение исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным действие (бездействие), допущенное административным ответчиком, выразившееся в отказе предоставить представителю по доверенности ФИО1 ФИО7 возможность ознакомления с материалами проверки по обращению исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать административных ответчиков устранить нарушение прав и законных интересов ФИО1
Заинтересованное лицо ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Административный истец ФИО1, представители административных ответчиков СУ СК России по Республике Башкортостан, Следственного отдела по Октябрьскому району г.Уфы СУ СК России по Республике Башкортостан, заинтересованные лица руководитель СУ СК России по РБ, и.о. руководителя следственного отдела по Октябрьскому району г.Уфа ФИО3, следователь СО СК по Октябрьскому району г. Уфы ФИО4 на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
От представителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан поступило возражение, исковые требования не признает, указывает, что заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ поступило в следственный отдел по Октябрьскому району г. Уфы ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ заявителю дан мотивированный ответ, который направлен на электронную почту заявителя ДД.ММ.ГГГГ, ограничений для ознакомления с материалами проверки не имелось, доказательств не предоставлении возможности ознакомления административным истцом не представлено.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ст. 226 КАС РФ согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что ФИО1 через интернет приемную Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан обратилась в Следственный отдел Следственного комитета по Октябрьскому району г. Уфы с заявлением (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ), просила предоставить возможность ознакомления с материалами проверки по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ исх. № о возбуждении уголовного дела в отношении неизвестных лиц, проникших в квартиру. Обращение принято и зарегистрировано за номером № от ДД.ММ.ГГГГ.
В представленном суду ответчиком обращении стоит штамп о поступлении заявления в Следственный отдел по Октябрьскому району г. Уфы ДД.ММ.ГГГГ вх. №.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за подписью и.о. руководителя следственного отдела по Октябрьскому району г. Уфы ФИО3, ФИО1 разъяснено, что ознакомиться с материалами проверки заявитель может в следственном отделе по Октябрьскому району г. Уфы по адресу: г. уфа, <адрес>, по заранее согласованному времени со старшим следователем ФИО4 Указанный ответ был направлен ФИО7 по адресу электронной почты заявителя <данные изъяты>, указанному в обращении.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно ст. 5 указанного Федерального закона, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 указанного Федерального закона, письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно частям 3, 4 указанной нормы, ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, или по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета гражданина на Едином портале при его использовании и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Разрешая спор, суд исходит из того, что установленный Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ порядок рассмотрения обращения граждан распространяется на все обращения граждан.
В соответствии с приведенными положениями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", с учетом трехдневного срока на регистрацию, обращение ФИО1 зарегистрировано в интернет приемной ДД.ММ.ГГГГ, принято информационной системой ответчика, присвоен № R02N13386, должно было быть рассмотрено не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на электронный адрес <данные изъяты> направлено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ответа по существу обращения от ДД.ММ.ГГГГ заявителю не дано.
В возражении представитель следственного управления Следственного комитета РФ по РБ ФИО5 указывает, что обращение ФИО1 поступило в следственный отдел по Октябрьскому району г.Уфы ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, обращение зарегистрировано в интернет приемной ДД.ММ.ГГГГ.
В случае получения следственным отделом по Октябрьскому району г.Уфы обращения ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, как указано на штампе, ответ на обращение должен быть направлен ФИО1 не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленным пояснениям представителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан, а также пояснениям Следственного отдела по Октябрьскому району г. Уфы ответ на обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, направлен заявителю ДД.ММ.ГГГГ по адресу электронной почты заявителя <данные изъяты>
Тем самым, факт бездействия, допущенного следственным отделом Следственного комитета по Октябрьскому району г. Уфы СУ СК России по Республике Башкортостан, выразившееся в не направлении в установленный законом срок ФИО1 ответа на обращение от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается материалами дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Исходя из содержания указанной нормы действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца. При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.
Между тем, в письме от ДД.ММ.ГГГГ № дан ответ по существу обращения от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 сообщено, что ознакомиться с материалами дела она может в следственном отделе по Октябрьскому району г.Уфы по адресу: г.Уфа, ул.Зеленогорская, д. 9/1, по заранее согласованному со старшим следователем следственного отдела по Октябрьскому району г.Уфы ФИО4 времени.
Таким образом, требование истца о признании незаконным отказа предоставить возможность ознакомления с материалами проверки, об обязании ответчиков устранить допущенные нарушения удовлетворению не подлежат.
Разрешая требование заявителя о признании незаконным бездействия административного ответчика выразившееся в отказе в предоставлении возможности ознакомления с материалами проверки, суд исходит из того, что необходимая совокупность условий, при которых могут быть удовлетворены требования административного истца отсутствует.
Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░11 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.