Дело № 2а-35/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Тюльган 23.01. 2024 года
Тюльганский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Абросимова А.М.,
при секретаре Ивановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью Микрофинансовая компания «Займер» к Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области, Тюльганскому РОСП ГУФССП России по Оренбургской области, начальнику отделения – старшему судебному приставу Тюльганского РОСП ГУФССП России по Оренбургской области Горбуновой Юлии Владимировне, заместителю начальника Тюльганского РОСП ГУФССП России по Оренбургской области Масленниковой Н.П. об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов,
установил:
ООО МФК «Займер» обратилось в суд с вышеназванным административным иском, указав, что ООО МФК «Займер» является взыскателем по исполнительному документу: судебный приказ (дубликат) № 02-2159/103/2019 от 13.11.2019 г., выданный 11.07.2022 г. мировым судьей судебного участка Тюльганского района Оренбургской области о взыскании с Федорова Александра Алексеевича задолженности в размере 10009,52 руб. Данный судебный приказ был направлен в Тюльганское РОСП ГУФССП России по Оренбургской области для возбуждения исполнительного производства и принятия мер по принудительному исполнению судебного решения. Получен адресатом 04.10.2023 г. (ШПИ: №).
28.11.2023 года без какого-либо процессуального решения был возвращен вышеуказанный исполнительный документ с сообщением от 12.10.2023 года № о направлении документа на бумажном носителе. В указанном документе сообщается, что Тюльганское РОСП установила отсутствие в исполнительном документе одного из идентификаторов должника, предусмотренного пп.а п. 5 ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве», а именно: в ИД отсутствует идентификатор должника (ИНН, СНИЛС, ВУ или ДУЛ).
Административный истец считает бездействие начальника отделения - старшего судебного пристава Тюльганского РОСП Горбуновой Юлии Владимировны, выразившееся в не организации работы и осуществлении контроля по исполнению судебного приказа № от 13.11.2019 г., выданный 11.07.2022 г. мировым судьей судебного участка Тюльганского района Оренбургской области о взыскании с Федорова Александра Алексеевича задолженности в размере 10009,52 руб. в пользу ООО МФК «Займер» незаконным, в связи со следующим.
При поступлении исполнительного документа в структурное подразделение службы судебных приставов, документ должен быть зарегистрирован и передан судебному приставу-исполнителю в течение трех рабочих дней, судебный пристав-исполнитель в свою очередь в трехдневный срок обязан принять по нему процессуальное решение в виде вынесения постановления об отказе либо о возбуждении исполнительного производства. Возвращать исполнительный документ взыскателю без процессуального решения по нему у аппарата управления, структурного подразделения территориального органа законом об исполнительном производстве не предусмотрено.
Таким образом, начальник отделения - старший судебный пристав Тюльганского РОСП Горбунова Юлия Владимировна не организовала работу, не обеспечила надлежащий контроль и не дала соответствующие указания по своевременной регистрации, передаче судебному приставу-исполнителю указанного исполнительного документа и принятию по нему соответствующего процессуального решения.
Бездействие начальника отделения - старшего судебного пристава Тюльганского РОСП Горбуновой Юлии Владимировны, выразившееся в отсутствии контроля и не организации работы по своевременной регистрации, передаче на исполнение судебному приставу-исполнителю указанного исполнительного документа и принятия по нему соответствующего процессуального решения, противоречит Закону, нарушает права и законные интересы административного истца на своевременное взыскание причитающихся ему сумм, препятствует мерам по взысканию долга.
Кроме того, причина возврата исполнительного документа взыскателю указанная в сообщении Тюльганского РОСП противоречит Закону об исполнительном производстве, в случае отсутствия в исполнительном документе одного из идентификаторов должника, судебный пристав-исполнитель должен был возвратить судебный приказ в судебный участок Тюльганского района для оформления надлежащим образом, либо самостоятельно направить запросы в соответствующие органы для установления идентификаторов в соответствии с ч. 1.2 ст. 30 Закона. Со дня поступления исполнительного документа в структурное подразделения отводится 3 дня для передачи его судебному приставу-исполнителю. Также 3 дня отводится на принятие процессуального решения - вынесения постановления об отказе либо о возбуждении исполнительного производства. По факту, с момента получения Тюльганским РОСП до возврата исполнительного документа взыскателю прошло 1,5 месяца, что не отвечает принципам и задачам исполнительного производства.
Просит суд:
признать незаконным бездействие начальника отделения - старшего судебного пристава Тюльганского РОСП ГУФССП России по Оренбургской области Горбуновой Юлии Владимировны, выразившееся в не организации работы и отсутствии контроля по своевременной регистрации, передаче судебному приставу-исполнителю судебного приказа № от 13.11.2019 г. в отношении Федорова А.А. для принятия решения;
обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения, а именно: принять меры к регистрации судебного приказа № от 13.11.2019 г., выданного 11.07.2022 г. мировым судьей судебного участка Тюльганского района Оренбургской области о взыскании с Федорова Александра Алексеевича задолженности в размере 10009,52 руб. в пользу ООО МФК «Займер» и передаче его судебному приставу-исполнителю для принятия соответствующего процессуального решения;
в случае вынесения процессуального решения по судебному приказу № от 13.11.2019 г., обязать административного ответчика направить его в адрес взыскателя ООО МФК «Займер».
Административный истец ООО МФК «Займер» в судебное заседание своего представителя не направили. Представитель административного истца Сарапулова А.С., действующая на основании доверенности, письменно просила суд рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик Управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Тюльганский РОСП в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик, начальник отделения – старший судебный пристав Тюльганского РОСП Горбунова Ю.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, предоставила письменный отзыв по иску, где просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Административный ответчик, заместитель начальника Тюльганского РОСП ГУФССП России по Оренбургской области Масленникова Н.П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Федоров А.А. в судебное заседание не явился, извещался судом своевременно, надлежащим образом.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Статьей 1 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что данный Закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст.2 Закона об исполнительном производстве).
Согласно статье 30 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, при условии отсутствия обстоятельств, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 31 настоящего закона.
Требования к предъявляемым исполнительным документам установлены статьей 13 Закона об исполнительном производстве.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 части 1 статьи 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в исполнительном документе должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания должника, один из идентификаторов, дата и место рождения, место работы (если оно известно).
Установленный законодателем перечень сведений является необходимым для идентификации должника и определения имущества, а также имущественных прав, принадлежащих лицу, которое исполнительным документом призвано совершить определенные действия. При осуществлении исполнительных действий на судебного пристава-исполнителя возложена обязанность установить принадлежность имущества именно лицу, указанному в исполнительном документе.
Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства закреплены в статье 31 Закона об исполнительном производстве.
Пунктом 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве установлено, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона, за исключением требования об указании необходимых идентификаторов должника.
Постановление о возбуждении исполнительного производства выносится в трехдневный срок со дня поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю либо со дня получения из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате в установленный законодательством Российской Федерации срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации, а в случае отсутствия в исполнительном документе одного из идентификаторов должника исполнительный документ возвращается в орган, его выдавший, для оформления надлежащим образом, о чем уведомляется взыскатель (часть 8 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Приказом ФССП России от 30.10.2020 N 740 "Об утверждении требований к формату повестки, иного извещения, направляемых Федеральной службой судебных приставов в форме электронного документа" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.11.2020 N 60871) введен новый тип извещения "Извещение взыскателя о возврате исполнительного документа в орган, его выдавший для оформления надлежащим образом" (пункт 21). Дополнительное информирование взыскателя о движении исполнительного документа введено с целью повышения качества соблюдения законных интересов граждан и организаций при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административным истцом направлен в Тюльганское РОСП ГУФССП России по Оренбургской области на исполнение судебный приказ (дубликат) № 02-2159/2019 от 13.11.2019 года о взыскании с Федорова Александра Алексеевича суммы долга в размере 10009,52руб. в пользу ООО МФК «Займер». Получен адресатом 04.10.2023.
Согласно выписке из книги учета исполнительных документов, судебный приказ зарегистрирован 12.10.2023 и как следует из копии исполнительного производства передан судебному приставу-исполнителю Масленниковой Н.П.
В тот же день Тюльганским РОСП УФССП России по Оренбургской области направлено сообщение в адрес ООО МФК «Займер» и на судебный участок мирового судьи в административно-территориальных границах всего Тюльганского района Оренбургской области о направлении документа на бумажном носителе, в котором указано, что взыскатель извещается о возврате исполнительного документа в орган его выдавший для оформления надлежащим образом (установлено отсутствие в исполнительном документе одного из идентификаторов должника, предусмотренного подпунктом «а» пункта 5 части й статьи 13 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в исполнительном документе отсутствует идентификатор должника (ИНН, СНИЛС, ВУ или ДУЛ).
Данное сообщение получено административным истцом 28.11.2023.
20.12.2023 Тюльганский РОСП обратился в ООО МФК «Займер» о возврате ошибочно направленного исполнительного документа, поскольку при отправлении уведомления взыскателю допущено ошибочное направление исполнительного документа взыскателю, а не в орган, выдавший исполнительный документ.
Из вышеуказанных законоположений следует, что отсутствие в исполнительном документе идентификатора должника не является основанием для вынесения постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства, а обязывает службу судебных приставов направить исполнительный документ в орган, его выдавший, для оформления надлежащим образом, а взыскателя уведомить об этом.
В связи с чем, сообщение о направлении документа на бумажном носителе, вынесенное Тюльганским РОСП 12.10.2023 года за № является законным и соответствующим положениям закона об исполнительном производстве.
В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" указано, что суд вправе отказать в удовлетворении требований о возложении на орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, обязанности принять решение, совершить действия, если установлены обстоятельства, исключающие возможность удовлетворения таких требований.
Согласно пункту 4.4.1 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказ ФССП России от 10 декабря 2010 года N 682 поступившие в центральный аппарат (аппарат управления, структурное подразделение территориального органа) Службы документы (за исключением по содержанию не относящихся к компетенции Службы, личной переписки и документов, не подлежащих регистрации, указанных в пп. 4.2.6.8 Инструкции) после их предварительного рассмотрения независимо от способа доставки подлежат регистрации.
В соответствии с положениями ст.ст. 30,31 Федерального закона "Об исполнительном производстве" заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, об отказе в возбуждении исполнительного производства, либо в случае отсутствия в исполнительном документе одного из идентификаторов должника исполнительный документ возвращается в орган, его выдавший, для оформления надлежащим образом, о чем уведомляется взыскатель.
Судом установлено, что заявление взыскателя ООО МФК «Займер» о возбуждении исполнительного производства в отношении Федорова А.А. получено Тюльганским РОСП 04.10.2023, зарегистрировано 12.10.2023, по которому не выносилось постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства, а вынесено 12.10.2023 года сообщение о направлении документа, в орган, его выдавший, для оформления надлежащим образом.
Вместе с тем, сам по себе факт несвоевременной регистрации заявления административного истца и исполнительного документа не является основанием для признания данного действия (бездействия) руководителя Тюльганского РОСП незаконным, поскольку данных о том, что несвоевременная регистрация заявления и исполнительного документа ООО МФК «Займер», привело к нарушению прав взыскателя, судом не установлено.
В системном толковании процессуального закона решение о признании бездействия незаконным - своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ). Таким образом, административное процессуальное законодательство исходит из того, что в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом, оснований для удовлетворения отсутствуют.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ООО МФК «Займер».
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 25.01.2024.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░