РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 сентября 2023 г. с. Шигоны
Шигонский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Полянского А.Ю.,
при секретаре Логиновой М.Е.,
с участием:
представителя административного истца пом. прокурора Шигонского района Асанова И.К.,
представителя административного ответчика Шляхтина М.Е.,
представителя заинтересованного лица Харитоновой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-454/2023 по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района <адрес> об оспаривании бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия,
Установил:
Заместитель прокурора <адрес> ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района <адрес> (далее также – Администрация) об оспаривании бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации по непринятию мер по определению мест для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ и количества таких мест в объеме, достаточном для отбытия осужденными наказания в виде исправительных работ, и возложить на административного ответчика обязанность в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу определить места и их количество для отбытия осужденными наказания в виде исправительных работ, предоставляемых работодателями на территории <адрес>, в объеме, достаточном для отбытия осужденными наказания в виде исправительных работ.
В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии со статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ), частью 1 статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации к отдельным государственным полномочиям, переданным органам местного самоуправления муниципальных районов, относится определение мест для отбытия наказания осужденными в виде исправительных работ. Осуществление указанных полномочий представляет собой исполнение государственной функции и не может ограничиваться ее разовым и формальным исполнением только путем принятия соответствующего правового акта, а предполагает непрерывную планомерную работу по реализации указанных полномочий, включающую в себя, в том числе, установление порядка определения таких мест в целях обеспечения возможности отбывания на соответствующей территории всеми осужденными наказания в виде исправительных работ, с учетом фактического наличия рабочих мест, что предполагает, в том числе, взаимодействие с предприятиями и организациями, включаемыми в перечень, и согласование с ними указанных вопросов. Прокуратурой <адрес> проведена проверка по факту непринятия Администрацией мер по определению мест для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ в объеме, достаточном для отбытия осужденными указанного вида наказания. Проверка показала, что постановлениями главы муниципального района Шигонский от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены перечни мест (объектов) для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ на территории муниципального района Шигонский (далее - Перечень). Между тем, как следует из ответов на предписания, выданных осужденным в течение ДД.ММ.ГГГГ г.г. для трудоустройства и отбытия наказания в виде исправительных работ, ввиду отсутствия вакантных мест на предприятиях, включенных в Перечень, отказано в приеме на работу 24 осужденным (в ДД.ММ.ГГГГ г. - 22, за истекший период ДД.ММ.ГГГГ г. - 2). Так, решения об отказе в приеме на работу осужденных приняты МКП сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский «Благоустройство», МП «УК ЖКХ» муниципального района <адрес>, администрацией сельского поселения Волжский Утес муниципального района Шигонский, администрацией сельского поселения Усолье муниципального района Шигонский. Прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ главе муниципального района Шигонский внесено представление по факту непредоставления рабочих мест осужденным. Из информации Администрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что административным ответчиком приняты меры по устранению недостатка мест отбывания наказания в виде исправительных работ на территории муниципального района путем вынесения постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому в Перечень дополнительно включено 12 администраций сельских поселений муниципального района Шигонский. Вместе с тем конкретных мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона, Администрацией не принято. Согласно полученным ответам от администраций сельских поселений муниципального района Шигонский вакантные рабочие места для осужденных к исправительным работам в 12 сельских поселениях в настоящее время отсутствуют, что свидетельствует о непринятии Администрацией мер, направленных на устранение выявленных прокуратурой района нарушений закона. Таким образом, установленную обязанность органа местного самоуправления по определению мест для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ Администрация надлежащим образом не выполнила, что подтверждается многочисленными решениями об отказе в приеме на работу осужденных к исправительным работам, принятыми организациями, включенными в Перечень.
В ходе судебного заседания представитель административного истца пом. прокурора <адрес> ФИО3 административный иск поддержал по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО4 в судебном заседании с административным иском не согласился. Пояснил, что законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления муниципального района Шигонский по определению мест для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ, а не создание рабочих мест. К вопросам местного значения муниципального района Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ это не отнесено. Постановлениями главы муниципального района Шигонский от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень, в который включены все администрации сельских поселений, что свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия со стороны Администрации. Включение в Перечень постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № администраций сельских поселений с последними в письменном виде не согласовано. Не оспаривает, что до сих пор отбывание исправительных работ затруднительно, поскольку фактически в штатные расписания администраций сельских поселений не внесены изменения, вакантные места для отбывающих наказание в виде исправительных работ отсутствуют. Ввиду того, что бюджеты сельских поселений являются высоко дотационными, они не имеют возможности финансировать данные мероприятия. Доказательств принятия мер к включению в Перечень организаций иных организационно-правовых форм не имеется. В настоящее время во всех сельских поселениях, кроме сельского поселения Подвалье, приняты решения Собрания Представителей об определении Перечней, в который включены не только администрации поселений, но и различные организации, с которыми данный вопрос также не согласовывался.
Представитель заинтересованного лица ФКУ «УИИ УФСИН по <адрес>» по доверенности ФИО5 в судебном заседании считала требования административного истца обоснованными. Пояснила, что до сих пор проблема трудоустройства осужденных к исправительным работам не решена, несмотря на неоднократные обращения УИИ. В настоящее время администрации сельских поселений, формально включенные в Перечень, продолжают отказывать осужденным в трудоустройстве, последний отказ был в ДД.ММ.ГГГГ г. осужденной ФИО8. Администрация должна была согласовать Перечень до его утверждения. На территории района есть предприятия, которые ранее были включены в Перечень, где осужденные отбывали наказание.
Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного истца возложена обязанность представить доказательства нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и соблюдения срока обращения в суд; на административного ответчика возложена обязанность представить доказательства соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; наличие оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как предусмотрено ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
По мнению суда, административный истец представил достаточные доказательства в обоснование заявленных требований, в том числе нарушения прав неопределенного круга лиц оспариваемым бездействием, тогда как административным ответчиком доказательств законности оспариваемого бездействия не представлено.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с данным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления (часть 1).
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации (часть 2).
Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Согласно пункту «о» статьи 71, пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации уголовное и уголовно-исполнительное законодательство находятся в ведении Российской Федерации; трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 2 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций в исправлении осужденных.
В силу части 1 статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Таким образом, к отдельным государственным полномочиям, переданным органам местного самоуправления муниципальных районов, относится определение мест для отбытия наказания осужденными в виде исправительных работ.
Закон Самарской области, предусматривающий передачу названных отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления сельских поселений, не принимался.
Администрация в соответствии с положениями Устава муниципального района Шигонский является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, в компетенцию которого входит, в частности, осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что Прокуратурой Самарской области проведена проверка по факту непринятия Администрацией мер по определению мест для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ в объеме, достаточном для отбытия осужденными указанного вида наказания.
В результате проверки установлено, что постановлениями главы муниципального района Шигонский от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень, в который включены МКП сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский «Благоустройство», МП «УК ЖКХ» муниципального района <адрес>, а также все 12 администраций сельских поселений муниципального района Шигонский.
При этом включение в Перечень постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № администраций сельских поселений с последними в письменном виде не согласовано, тогда как право Администрации на установление квот и возложение на работодателей обязанности по созданию и предоставлению рабочих мест для трудоустройства осужденных, отбывающих наказание в виде исправительных работ, действующим законодательством не предусмотрено.
Фактически в штатные расписания администраций сельских поселений не внесены необходимые изменения, вакантные места для отбывающих наказание в виде исправительных работ отсутствуют.
Как следует из ответов на предписания, выданных осужденным в течение ДД.ММ.ГГГГ г.г. для трудоустройства и отбытия наказания в виде исправительных работ, ввиду отсутствия вакантных мест на предприятиях, включенных в Перечень, отказано в приеме на работу 24 осужденным (<данные изъяты>). Так, решения об отказе в приеме на работу осужденных приняты МКП сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский «Благоустройство», МП «УК ЖКХ» муниципального района <адрес>, администрацией сельского поселения Волжский Утес муниципального района Шигонский, администрацией сельского поселения Усолье муниципального района Шигонский.
Прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ главе муниципального района Шигонский внесено представление по факту непредоставления рабочих мест осужденным. По результатам рассмотрения представления прокурора Администрация в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщила, что ею приняты меры по устранению недостатка мест отбывания наказания в виде исправительных работ на территории муниципального района путем вынесения постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому в Перечень дополнительно включено 12 администраций сельских поселений муниципального района Шигонский.
Вместе с тем конкретных мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона, Администрацией не принято. Согласно полученным от администраций сельских поселений муниципального района Шигонский сведениям вакантные рабочие места для осужденных к исправительным работам во всех сельских поселениях до сих пор отсутствуют.
Доказательств принятия мер к включению в Перечень организаций иных организационно-правовых форм административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах вынесение Администрацией постановления об утверждении Перечня, без осуществления мероприятий по его фактической реализации, не свидетельствует о соблюдении требований действующего законодательства.
Осуществление указанных выше отдельных государственных полномочий представляет собой исполнение государственной функции и не может ограничиваться ее разовым и формальным исполнением только путем принятия соответствующего правового акта, а предполагает непрерывную планомерную работу по реализации указанных полномочий, включающую в себя, в том числе, установление порядка определения таких мест в целях обеспечения возможности отбывания на соответствующей территории всеми осужденными наказания в виде исправительных работ, с учетом фактического наличия рабочих мест, что предполагает, в частности, взаимодействие с предприятиями и организациями, включаемыми в перечень, и согласование с ними указанных вопросов.
Оспариваемое бездействие Администрации нарушает интересы неопределенного круга лиц, поскольку влечет невозможность либо затруднительность исполнения осужденными наказания в виде исправительных работ.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты права является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В связи с изложенным суд полагает необходимым административный иск удовлетворить.
Как установлено п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
С учетом требований разумности, суд полагает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения решения суда два месяца с момента вступления решения в законную силу.
Допустимых и достаточных доказательств того, что указанный срок явно недостаточен и что необходим более длительный срок, административным ответчиком в ходе судебного разбирательства не представлено.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, в частности, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве административных ответчиков. Таким образом, государственная пошлина, от уплаты которой прокурор при подаче иска освобожден, с административного ответчика взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ 2 ░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 11.09.2023.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░