№2а-482/2022
УИД 53RS0015-01-2022-000601-55
Решение
Именем Российской Федерации
01 августа 2022 года п. Волот
Солецкий районный суд Новгородской области
в составе председательствующего судьи Масловой С.В.,
при ведении протокола помощником судьи Кондратьевым А.В.,
с участием административного истца - заместителя прокурора Волотовского района Домошонкина Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Волотовского района Новгородской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Прокурор Волотовского района Новгородской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу о признании информации, размещенной в сети Интернет информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование административного иска указал, что в ходе проведения мониторинга был выявлен факт распространения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтахhttps://fasoll.com/texts/mafik-aye-115274;https://tekstovoi.ru/text/559715563_79245894p684211081_text_pesni_aue_2014.htmlматериалов, использование которых возможно в целях пропаганды криминальной субкультуры АУЕ (арестанско-уркаганское единство или арестанский уклад един), которые оправдывают антиобщественное противоправное поведение, демонстрируют пренебрежение и воспрепятствование законной деятельности правоохранительных органов, направлены на формирование у несовершеннолетних желания участвовать в преступных сообществах. На сайтах с доменными именами https://ipci.website/ceny.html; https://otvets.info/ege_2022/размещена информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести за деньги экзаменационные материалы для проведения ЕГЭ и ОГЭ, достоверные ответы на экзаменационные вопросы по ряду учебных дисциплин. Вместе с тем, разглашение и распространение экзаменационных материалов для проведения ЕГЭ до начала экзамена запрещено. Указанная информация представлена в свободном доступе для неопределенного круга лиц, ознакомиться с содержанием сайта может любой интернет-пользователь.
На основании определения Солецкого районного суда от 01 июля 2022 года о применении мер предварительной защиты по административному иску, доступ к информации, размещенной в сети Интернет на сайтах с доменными именами https://fasoll.com/texts/mafik-aye-115274; https://tekstovoi.ru/text/559715563_79245894p684211081_text_pesni_aue_2014.html, https://ipci.website/ceny.html; https://otvets.info/ege_2022/ограничен до вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
В судебном заседании административный истец - заместитель прокурора Волотовского района Домошонкин Д.В. поддержал административное исковое заявление по приведенным в нем мотивам и основаниям.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу, заинтересованного лица - территориального отдела в Новгородской области в суд не явились, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, административный ответчик представил в суд письменные пояснения, полагал возможным удовлетворить заявленные требования.
Суд, в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Предмет регулирования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определен в статье 1, согласно части 1 которой КАС РФ регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Учитывая характер общественных отношений, подлежащих защите - основы конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение безопасности государства (часть 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"), данный иск подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ №149) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (пункт 4 части 1 статьи 2).
В соответствии с пунктом 13 статьи 2 ФЗ № 149 сайтом в сети Интернет признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет". Страница сайта в сети "Интернет" (далее - интернет-страница) - часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет".
В силу статьи 15.1 указанного Федерального закона, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 ФЗ № 149-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - Правила № 1101).
Согласно пунктам 2, 3 названных Правил, создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (пункт 6 статьи 10 ФЗ №149). Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 9 указанного закона).
Согласно статье 4 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации предусматривает императивный запрет на распространение информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Частью 4 статьи 7 ФЗ №149 определено, что информация, размещаемая ее обладателями в сети "Интернет" в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.
В соответствии с п.5 ст. 15 ФЗ №149, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Определением Верховного Суда РФ от 17.08.2020 года по делу АКПИ20-514с уголовное международное общественное движение «Арестантское уголовное единство» (АУЕ) признано экстремистской организацией.
В связи с официальным признанием экстремистским и запрещением движения АУЕ ("Арестантское уголовное единство") как угрожающего нравственному состоянию подрастающего поколения и всего российского общества, а также безопасности и правопорядку, особому вниманию подлежит распространение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет материалов, использование которых возможно в целях пропаганды субкультуры АУЕ.
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что прокуратурой Волотовского района осуществлен мониторинг, в ходе проведения которого был выявлен факт распространения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах https://fasoll.com/texts/mafik-aye-115274; https://tekstovoi.ru/text/559715563_79245894p684211081_text_pesni_aue_2014.htmlматериалов, использование которых возможно в целях пропаганды субкультуры АУЕ (арестантско-уркаганское единство или арестантский уклад един) - выявлены страницы со словами песен, в тексте которых используется аббревиатура экстремистской организации, смысл слов которой направлен на побуждение неопределенного круга лиц к совершению преступных действий, пропагандирующих и оправдывающих совершение уголовно-наказуемых деяний, критику правоохранительных органов.
Кроме того,в ходе проведенной проверки установлено, что на сайтах с доменными именами https://ipci.website/ceny.html; https://otvets.info/ege_2022/размещена информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести за деньги экзаменационные материалы для проведения ЕГЭ и ОГЭ, достоверные ответы на экзаменационные вопросы по ряду учебных дисциплин. Вместе с тем, разглашение и распространение экзаменационных материалов для проведения ЕГЭ до начала экзамена запрещено. Указанная информация представлена в свободном доступе для неопределенного круга лиц, ознакомиться с содержанием сайта может любой интернет-пользователь.
Согласно ч.3 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Приказом Минпросвещения России № 190, Рособрнадзора № 1512 от 07.11.2018 утвержден порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
Согласно п.п. «а» п.7 Порядка, ГИА проводится в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (далее - КИМ), - для лиц, обучающихся по образовательным программам среднего общего образования (далее - обучающиеся), в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для экстернов, допущенных в текущем году к ГИА.
В силу п.52 Порядка, экзаменационные материалы для проведения ЕГЭ включают в себя КИМ, бланки регистрации, бланки ответов на задания КИМ (дополнительные бланки ответов на задания КИМ) (далее - бланки ЕГЭ). Экзаменационные материалы для проведения ЕГЭ доставляются ОИВ, учредителям, МИД России и загранучреждениям на электронных носителях (за исключением экзаменационных материалов ЕГЭ, оформленных рельефно-точечным шрифтом Брайля, экзаменационных материалов ЕГЭ для проведения экзаменов в ППЭ, организованных на дому, в медицинских организациях, в учреждениях уголовно-исполнительной системы) с обеспечением конфиденциальности и безопасности содержащейся в них информации.
График доставки экзаменационных материалов для проведения ЕГЭ согласовывается ОИВ, учредителями, МИД России с уполномоченной организацией.
Экзаменационные материалы для проведения ГВЭ включают в себя тексты, темы, задания, билеты, а также бланки регистрации и бланки ответов на задания (дополнительные бланки ответов на задания) (далее - бланки ГВЭ).
Экзаменационные материалы для проведения ГВЭ направляются в ОИВ, учредителям, МИД России и загранучреждения не ранее чем за месяц до начала экзаменов по соответствующим учебным предметам в электронном виде с обеспечением конфиденциальности и безопасности содержащейся в них информации. Тиражирование экзаменационных материалов для проведения ГВЭ обеспечивается ОИВ, учредителями, загранучреждениями.
Хранение экзаменационных материалов для проведения ЕГЭ и экзаменационных материалов для проведения ГВЭ (далее вместе - экзаменационные материалы) осуществляется в соответствии с требованиями порядка разработки, использования и хранения КИМ, устанавливаемого Рособрнадзором. Вскрытие экзаменационных материалов для проведения ЕГЭ до начала экзамена, разглашение информации, содержащейся в КИМ, экзаменационных материалах для проведения ГВЭ, запрещено.
Таким образом, из толкования вышеуказанных норм права следует, что разглашение и распространение экзаменационных материалов для проведения ЕГЭ до начала экзамена запрещено. При таких обстоятельствах, в силу закона, достоверные экзаменационные материалы для проведения ЕГЭ не могут быть распространены в сети Интернет и не могут предлагаться к продаже.
Проведенной проверкой установить владельцев (распространителей информации) вышеуказанных страниц в сети Интернет не представилось возможным.
Суд также полагает, что нахождение в открытом доступе в сети Интернет информации, распространяющей идеологию неформального молодежного криминализованного движения АУЕ, подрывает основы конституционного строя, его безопасность и нравственные принципы, способствует разжиганию ненависти по социальному признаку, оправдывает антиобщественное противоправное поведение, демонстрирует пренебрежение и воспрепятствование законной деятельности правоохранительных органов.
При этом размещенная на сайтах https://ipci.website/ceny.html; https://otvets.info/ege_2022/ информация также свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу образования, поскольку сведения, размещенные на данном сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования экзаменационных материалов ЕГЭ, так как не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения. Учитывая, что приобретение экзаменационных материалов может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователей сети Интернет к указанной информации должен быть ограничен, поскольку она противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству.
В ходе исследования материалов дела судом установлено, что пользователи сети Интернет имеют неограниченный доступ к сайтам с доменными именами https://fasoll.com/texts/mafik-aye-115274; https://tekstovoi.ru/text/559715563_79245894p684211081_text_pesni_aue_2014.html, https://ipci.website/ceny.html; https://otvets.info/ege_2022/. Вход на данные сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, отсутствуют ограничения на передачу, копирование и распространение информации.
Суд соглашается с мнением административного истца, что, поскольку размещенная на указанных сайтах информация находится в свободном доступе, чем нарушает интересы неопределенного круга лиц на информационную безопасность, доступ к указанным сайтам должен быть ограничен.
На момент прокурорской проверки и вынесения решения суда указанные интернет-ресурсы в единый реестр не внесены. При этом определить иных лиц, права и законные интересы которых может затронуть настоящее судебное решение (владельцев сайтов, авторов размещенной на нем информации) не представилось возможным.
Целью обращения прокурора с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании вышеприведенной информации, размещенной в сети "Интернет", запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Закона № 149, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
Признание тех или иных информационных материалов запрещенными для распространения означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие граждан.
По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети "Интернет", запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком интернет-сайте запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети "Интернет", запрещенной.
Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению, а информация, размещенная на сайтах с доменными именами: https://fasoll.com/texts/mafik-aye-115274;https://tekstovoi.ru/text/559715563_79245894p684211081_text_pesni_aue_2014.html, https://ipci.website/ceny.html; https://otvets.info/ege_2022/признанию информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Учитывая, что создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», относится к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (пункт 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228), настоящее решение после вступления его в силу надлежит направить в территориальный отдел в Новгородской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу для последующего включения указателей страниц данных сайтов в указанный реестр.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 188, 174-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ https://fasoll.com/texts/mafik-aye-115274; https://tekstovoi.ru/text/559715563_79245894p684211081_text_pesni_aue_2014.html, https://ipci.website/ceny.html;https://otvets.info/ege_2022/ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░