Дело № 2а-702/2024
УИД 51RS0<номер>-51
Мотивированное решение изготовлено 05 июня 2024 года
Решение
Именем Российской Федерации
<адрес> 05 июня 2024 года
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Кузьмич Н.В.,
при секретаре Лукановой Ю.В.,
с участием старшего помощника Кандалакшского транспортного прокурора Шамрая Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда административное дело по административному иску Кандалакшского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
заинтересованное лицо - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций,
установил:
Кандалакшский транспортный прокурор (далее – прокурор) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обоснование своих требований указал, что Кандалакшской транспортной прокуратурой в порядке надзора в сфере противодействия незаконному ввозу товаров, подпадающих под действие специальных экономических мер, проведен мониторинг Интернет-ресурсов, в ходе которого выявлена информация, содержащая сведения, запрещенные к распространению на территории Российской Федерации, а именно - информация о порядке приобретения, доставки, оплаты продовольственных товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации, свободная реализация которых запрещена. Данная информация размещена в сети «Интернет» по адресам: <данные изъяты>. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием страницы и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь сети Интернет по всей территории Российской Федерации. На момент проверки указанный интернет-ресурс не внесен в Единый реестр доменных имен, информация о владельце сайта отсутствует. Просит признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на указанном интернет-сайте информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Старший помощник Кандалакшского транспортного прокурора в судебном заседании поддержал исковые требования, представил акт осмотра сайтов на 05.06.2024, согласно которому сегодняшний день страница открыта для свободного доступа неограниченного круга лиц.
В судебное заседание представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области не явились, извещены судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без своего участия. В письменных объяснениях указали, что обозначенная в административном исковом заявлении информация на 28.05.2024 на страницах сети «Интернет» доступна.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд признает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации (ч. 1). Административное исковое заявление о признании информации запрещенной подается в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика (ч. 2).
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании частей 1-3, пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи2Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» целями применения специальных экономических мер являются обеспечение интересов и безопасности Российской Федерации и (или) устранение или минимизация угрозы нарушений прав и свобод ее граждан.
В силу частей 1, 3, 4 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ специальные экономические меры носят временный характер и применяются независимо от других мер, направленных на защиту интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности Российской Федерации, а также на защиту прав и свобод ее граждан.
Реализация специальных экономических мер обязательна для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц.
Ответственность должностных лиц за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, связанных с реализацией специальных экономических мер, определяется федеральными законами.
Решение о применении специальных экономических мер в отношении конкретных иностранного государства и (или) иностранных организаций и (или) иностранных граждан, и (или) лиц без гражданства и о сроке, в течение которого данные специальные экономические меры будут применяться, принимается Президентом Российской Федерации на основе предложений Совета Безопасности Российской Федерации с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о таком решении.
Правительство Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливает перечень конкретных действий, на совершение которых вводится запрет совершения и (или) в отношении которых вводится обязанность совершения, и иных ограничений. В случае, если реализация специальных экономических мер требует решения Центрального банка Российской Федерации, то запрет совершения и (или) обязанность совершения действий и иные ограничения устанавливаются Центральным банком Российской Федерации во взаимодействии с Правительством Российской Федерации (ч. 1, 3 ст. 4).
Срок применения специальных экономических мер устанавливается Президентом Российской Федерации (ч. 1 ст. 5).
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» Органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Указа запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Указом Президента Российской Федерации от 18.09.2023 № 693 действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560, продлено до 31.12.2024.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 №778 «О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560, от 24.06.2015 № 320, от 29.06.2016 № 305, от 30.06.2017 № 293, от 12.07.2018 № 420 и от 24.06.2019 № 293, от 21.11.2020 № 730» введен запрет по 31.12.2024 на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, по перечню согласно приложению.
Согласно приложению к Постановлению Правительства РФ № 778 в перечень видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, запрещенных к обороту на территории РФ, включены: рыба (код ТН ВЭД ЕАЭС 0302, 0303, 0304, 0305, 0306, 0307, 0308), молоко и молочная продукция (за исключением специализированного безлактозного молока и специализированной безлактозной молочной продукции для диетического лечебного питания и диетического профилактического питания) (код ТН ВЭД ЕАЭС 0401, 0402, 0403, 0404, 0405, 0406), колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов и крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе (код ТН ВЭД ЕАЭС 1601 00); пищевые или готовые продукты, изготовленные по технологиям производства сыра и содержащие 1,5 мас. % или более молочного жира (код ТН ВЭД ЕАЭС 1901 90990 0) и др.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.07.2015 № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности РФ» ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившихся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации, подлежат уничтожению с 06.08.2015.
Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей14.2 КоАПРФ.
Статьей 16.21 КоАПРФ предусмотрена административная ответственность за пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 «О рекламе» установлен запрет на рекламу товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на рекламу товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Кандалакшской транспортной прокуратурой в порядке надзора проведен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого была выявлена страница, на которой опубликована информация, запрещенная к распространению на территории Российскую Федерацию. Данная информация, размещенная в сети «Интернет» по адресам: <данные изъяты>, содержит сведения о реализуемых товарах и стоимости продовольствия, произведенного в странах Европейского союза, запрещенного к ввозу в Российской Федерации, а именно, сыры (код ТН ВЭД ЕАЭС 1901 90990 0).
На момент проверки сведения о владельце сайта отсутствуют, в связи с чем, привлечь его владельца к участию в рамках административного производства не представляется возможным.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению, нарушают установленный порядок ввоза продовольствия в Россию, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
Целью обращения прокурора с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании вышеприведенной информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Закона № 149, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной. Спор о праве по заявленному требованию отсутствует.
Согласно пункту 5 Правил основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащиезапрещеннуюинформацию, являются в том числе решения Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационныхтехнологий и массовых коммуникаций - в отношенииинформации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение озапретек распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
В силу пункта 2 части 5 статьи15.1Федерального закона № 149-ФЗ решение суда о признании информации, распространение которой в Российской Федерациизапрещено,влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи,информационныхтехнологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению адресов сайтов, содержащихзапрещеннуюдля распространения на территории Российской Федерацииинформацию, в Реестр.
С учетом изложенного, заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░-░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░