РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2023 года город Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Старниковой Ю.Ю.,
при секретаре судебного заседания Бурда Н.Н.,
с участием представителя административного истца, старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области, Крашковец О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-830/2023 по административному исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Кежемского сельского поселения о возложении обязанности ликвидировать место несанкционированного складирования отходов потребления (твердых коммунальных отходов),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Кежемского сельского поселения, в котором, просит обязать администрацию Кежемского сельского поселения (ИНН 3823018305, ОГРН 1053847044921) в срок не позднее 1 года со дня вынесения решения суда ликвидировать место несанкционированного складирования отходов потребления (твердых коммунальных отходов) на площади 1,1 га, размещенное на земельном участке, расположенном на землях населенных пунктов Кежемского сельского поселения в географических границах координат:
- N 56034"43.0"" северной широты Е 102039"44.3"" восточной долготы (1 точка);
- N 56034"40.9"" северной широты Е 102039"46.3"" восточной долготы (2 точка);
- N 56034"40.7"" северной широты Е 102039"54.3"" восточной долготы (3 точка);
- N 56034"43.5"" северной широты Е 102039"53.1"" восточной долготы (4 точка).
В обоснование административного иска указал, что прокуратурой района по результатам осуществления надзорных функций в сфере природоохранного законодательства в рамках рассмотрения обращений жителей Кежемского сельского поселения, в деятельности администрации Кежемского сельского поселения (далее – Администрация) установлены нарушения требований закона, выразившиеся в несанкционированном размещении отходов потребления на земельном участке, расположенном на землях населенных пунктов в границах Кежемского сельского поселения.
В рамках рассмотрения доводов обращения гражданина, прокуратурой осуществлен выезд на земельный участок, расположенный с правой стороны от автомобильной дороги по направлению к населенному пункту поселок Мамырь Кежемского сельского поселения, о чем составлены акты осмотров земельного участка.
При первоначальном осмотре земельного участка зафиксирован факт складирования отходов потребления на площади 1,1 га, точный объем которых определить не представилось возможным.
На всей площади осматриваемого земельного участка зафиксированы отходы, состоящие преимущественно из остатков веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства (пластик, древесные остатки, мусор, стекло бой, лом, макулатура и др.), образовавшиеся в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
По морфологическому составу отходы преимущественно относятся к твердым коммунальным отходам с кодом 7 31 000 00 00 0 в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.
Земельный участок расположен в географических границах координат: N 56034"43.0"" северной широты Е 102039"44.3"" восточной долготы (1 точка); N 56034"40.9"" северной широты Е 102039"46.3"" восточной долготы (2 точка); N 56034"40.7"" северной широты Е 102039"54.3"" восточной долготы (3 точка); N 56034"43.5"" северной широты Е 102039"53.1"" восточной долготы (4 точка).
Размещение отходов произведено на необорудованной для этих целей территории, что не исключает возможность загрязнения почвы и подземных грунтовых вод.
Указанная выше территория, на которой складированы отходы, не является местом (объектом) размещения (хранения) отходов либо накопления отходов.
Факты нарушений закона явились основанием для внесения прокуратурой 03.05.2023 в адрес главы Кежемского муниципального образования представления об устранении нарушений закона.
Однако, требования, изложенные в акте прокурорского реагирования, до настоящего времени не выполнены, что подтверждается повторным осмотром земельного участка, произведенного прокуратурой 27.06.2023.
Так, согласно акту осмотра земельного участка, прокуратурой повторно зафиксировано несанкционированное складирование отходов потребления (твердых коммунальных отходов) на земельном участке, расположенном в границах ранее установленных географических координат, справа от автомобильной дороги по направлению к населенному пункту поселок Мамырь Кежемского сельского поселения.
Площадь земельного участка, занятая твердыми коммунальными отходами, составила 1,1 га.
По информации администрации муниципального образования «Братский район» место несанкционированного складирования отходов потребления расположено в границах населенного пункта поселок Мамырь Кежемского сельского поселения и относится к землям населенного пункта. Представленные сведения о границах места несанкционированного размещения отходов потребления подтверждаются обозначениями на карте градостроительного зонирования в составе утвержденных Думой Кежемского муниципального образования Правил землепользования и застройки Кежемского муниципального образования.
В ходе проверки не получено данных о предоставлении земельного участка, на котором размещены отходы потребления, в собственность или пользование физическим, юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.
Принадлежность отходов какому-либо собственнику установить не представилось возможным.
Период образования места несанкционированного размещения отходов потребления не установлен.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Данные положения Конституции Российской Федерации конкретизированы в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды»), согласно ч. 1 ст. 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В статье 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Частью 2 ст. 6 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в числе прочего размещение отходов производства и потребления.
Согласно ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Пункт 1 ст. 3.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления») допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Понятийным аппаратом ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
Таким образом, несанкционированная свалка подлежит ликвидации.
Действующим законодательством не предусмотрено понятие «ликвидация несанкционированной свалки». Вместе с тем, п. 5.17 ГОСТа 30772-2001 предусмотрено понятие «ликвидация отходов», под которым следует понимать деятельность, связанную с комплексом документированных организационно-технологических процедур по утилизации обезвреженных отходов и сбросов, для получения вторичного сырья, полезной продукции и/или уничтожения и захоронения неиспользуемых в настоящее время опасных и других отходов.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Указанные выше нормы возлагают обязанность следить за состоянием земельных участков и принимать меры по недопущению захламления отходами производства и потребления, независимо от того, кому принадлежат данные отходы и результатом чьей деятельности они являются. Отсутствие доказательств принадлежности отходов не освобождает землепользователей от обязанности по содержанию участка в надлежащем состоянии.
Согласно ст. 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
На основании ст. 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии с пп. 2 п.2 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзац 8 ст.42 Земельного Кодекса РФ).
Установлено, что место несанкционированного складирования отходов потребления расположено на земельном участке в границах населенного пункта поселок Мамырь Кежемского сельского поселения и относится к землям населенного пункта.
Таким образом, распоряжение земельным участком, расположенного в границах населенного пункта, входит в полномочия муниципального образования сельского поселения.
При этом обязанность по проведению мероприятий по ликвидации несанкционированного складирования отходов потребления на земельных участках, относящихся к землям населенных пунктов, должна быть осуществлена органом местного самоуправления сельских поселений в силу следующих положений законодательства.
К вопросам местного значения Кежемского сельского поселения в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), п. 12 ст. 2 Закона Иркутской области от 03.11.2016 № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» (далее – Закон Иркутской области № 96-оз), п. 5.15 Приложения 12 к Закону Иркутской области № 96-ОЗ, пп. 5 п. 2 ст. 6 Устава Кежемского муниципального образования, относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (далее – ТКО).
Решение вопросов организации деятельности и участие в организации деятельности по сбору (в том числе по раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов предопределяет необходимость реализации органами местного самоуправления задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территорий своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению коммунальных и промышленных отходов.
Пунктом 6 ст.2 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21).
Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (п.2 ст.2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно пункту 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, собственник участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Земельный участок, на котором расположены отходы потребления, находится в пользовании администрации Кежемского сельского поселения, при этом согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения.
Кроме того, обязанность по содержанию территории населенного пункта вытекает из положений, закрепленных, в том числе в Правилах благоустройства территории Кежемского муниципального образования, Устава Кежемского муниципального образования, Генеральной схеме очистки территории Кежемского сельского поселения.
Таким образом, из вышеназванных положений следует, что администрация поселения, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, принимает участие в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от отходов.
Несоблюдение требований законодательства приводит к нарушению интересов Российской Федерации, которые заключаются в неисполнении требования о соблюдении всеми без исключения Конституции РФ и законов, действующих на ее территории, что предусмотрено ст.4, ст.15 Конституции РФ.
На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В этой связи, противоречащие природоохранному законодательству условия, не могут соответствовать принципам добросовестного ведения деятельности участниками гражданского оборота и баланса публичных и частных интересов, и влекут нарушение прав и публичных интересов неограниченного числа граждан.
Выявленные нарушения законодательства являются основанием для обращения с настоящим административным исковым заявлением в суд с требованиями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, и направлены на устранение загрязнения окружающей природной среды, предотвращение возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан, их санитарно-эпидемиологическому благополучию.
В соответствии со ст.76 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Представитель административного истца - старший помощник прокурора Братского района Иркутской области Крашковец О.А., в судебном заседании поддержала доводы административного иска, просила суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика, глава Администрации Кежемского сельского поселения – Лейхтлинг Л.И., действующая на основании прав по должности, в судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежаще о месте и времени проведения судебного заседания, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя. В письменном заявлении указала, что исковые требования не признает.
Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Братский район» - Парсегова Г.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежаще о месте и времени проведения судебного заседания, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя. В письменных пояснениях к иску указала, что в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п. 3 ст. 8 указанного закона 89-ФЗ).
Однако, вопрос местного значения, предусмотренный п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - закон 131-Ф3) - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, Законом Иркутской области от 03.11.2016 N 96-03 «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» закреплен за сельскими поселениями муниципального образования «Братский район».
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 6 Устава Кежемского муниципального образования к вопросам местного значения Кежемского сельского поселения относится указанный вопрос местного значения (участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов). Следовательно, Кежемское муниципальное образование самостоятельно исполняет полномочия по данному вопросу местного значения.
Кроме того, вопрос местного значения, предусмотренный п. 19 ч. 1 ст. 14 закона 131-ФЭ утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, является вопросом местного значения, полномочия по которому исполняют сельские поселения Братского района, в том числе Кежемское сельское поселение.
На территории Кежемского муниципального образования действуют Правила благоустройства территории Кежемкого муниципального образования, утвержденные решением Думы Кежемского сельского поселения № 4 от 24.10.20217г. (далее - Правила).
В силу п. 4.1.14. Правил лица, разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах, обязаны за свой счет производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка.
При организации и проведении работ по содержанию и уборке территорий запрещается, в том числе размещать несанкционированные свалки отходов, мусора, грунта, снега (п. 6.1.20 Правил).
Согласно п. 6.2. Правил на территории Кежемского муниципального образования запрещается, в том числе выбрасывать отходы и мусор на территории Кежемского муниципального образования вне контейнеров и мусоросборников, создавать стихийные свалки отходов и мусора, переполнять контейнеры бытовыми отходами и загрязнять территорию вокруг них, вывозить и сбрасывать отходы, мусор, и прочие нечистоты непосредственно в леса, парки, лесопарки, на газоны, в водные объекты и другие неустановленные места, выбрасывать пустые банки, бутылки из-под спиртных и других напитков, окурки, обертки и другой мусор вне контейнеров, урн и мусоросборников в местах общего пользования, в том числе: во дворах, парках, на улицах, на стадионах, территориях образовательных учреждений, территориях учреждений здравоохранения.
В соответствии с п. 6.3.2. Правил в порядок обеспечения сбора и вывоза отходов входит в том числе:
отходы, размещенные субъектом благоустройства в несанкционированных местах, убираются силами субъектов благоустройства, допустивших загрязнение территории;
при выявлении размещения отходов в несанкционированных местах и невозможности установления лиц, разместивших данные отходы, очистка территории производится субъектами благоустройства, которым принадлежит земельный участок.
Таким образом, администрация Кежемского сельского поселения обязана самостоятельно следить на своей территории за тем, чтобы не возникали несанкционированные свалки.
Изучив административное исковое заявление, заявление представителя административного ответчика, пояснения заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Данные положения Конституции Российской Федерации конкретизированы в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды»), согласно ч. 1 ст. 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст.76 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Судом установлено, что в прокуратуру Братского района Иркутской области обратились граждане с коллективной жалобой в связи с выявлением несанкционированной свалки в п.Кежемский, жалоба Курдова А.П.
Решением и.о. прокурора Братского района Иркутской от 04.04.2023 № 38 принято решение о проведении проверки деятельности Администрации Кежемского сельского поселения для оценки исполнения законодательства об отходах производства и потребления на основании обращения граждан. О чем направлено 05.04.2023 уведомление в адрес главы Кежемского муниципального образования.
Согласно акту осмотра земельного участка от 28.04.2023, расположенного с правой стороны от автомобильной дороги по направлению к населенному пункту поселок Мамырь Кежемского сельского поселения. Земельный участок расположен в географических границах координат: N 56034"43.0"" северной широты Е 102039"44.3"" восточной долготы (1 точка); N 56034"40.9"" северной широты Е 102039"46.3"" восточной долготы (2 точка); N 56034"40.7"" северной широты Е 102039"54.3"" восточной долготы (3 точка); N 56034"43.5"" северной широты Е 102039"53.1"" восточной долготы (4 точка).
Зафиксирован факт складирования отходов потребления на площади 1,1 га, в приблизительном объеме 30 м3.
На всей площади осматриваемого земельного участка зафиксированы отходы, состоящие преимущественно из остатков веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства (пластик, древесные остатки, мусор, стекло бой, лом, макулатура и др.), образовавшиеся в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
По составу отходы преимущественно относятся к твердым коммунальным отходам с кодом 7 31 000 00 00 0 в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (прилагаются фотоснимки места размещения отходов потребления, географических координат).
По результатам указанной проверки 03.05.2023 в адрес мэра Мо Братский район» было направлено уведомление.
Прокуратурой внесено 03.05.2023 в адрес главы Кежемского муниципального образования представление об устранении нарушений закона на основании проведенной проверки и выявленных нарушений.
02.06.2023 главой Кежемского муниципального образования Лейхтлинг Л.И. направлено в адрес прокурора Братского района уведомление о принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки путем вывоза мусора на специально отведенную площадку ТКО в п. Кежемский, о чем приложен акт от 02.06.2023.
Актом осмотра земельного участка, произведенного прокуратурой от 27.06.2023 установлено, что земельный участок расположен в географических границах координат: N 56034"43.0"" северной широты Е 102039"44.3"" восточной долготы (1 точка); N 56034"40.9"" северной широты Е 102039"46.3"" восточной долготы (2 точка); N 56034"40.7"" северной широты Е 102039"54.3"" восточной долготы (3 точка); N 56034"43.5"" северной широты Е 102039"53.1"" восточной долготы (4 точка) с правой стороны от автомобильной дороги по направлению к населенному пункту поселок Мамырь Кежемского сельского поселения. Зафиксировано несанкционированное складирование отходов потребления (твердых коммунальных отходов) на земельном участке, расположенном в границах ранее установленных географических координат, справа от автомобильной дороги по направлению к населенному пункту поселок Мамырь Кежемского сельского поселения. Площадь земельного участка, занятая твердыми коммунальными отходами, составила 1,1 га. (приложены фотоснимки).
В соответствии с соглашением № 7а между органами местного самоуправления муниципального района и поселения о передаче осуществления части своих полномочий, Администрация Кежемского сельского поселения (поселение) с одной стороны и Администрация муниципального образования «Братский район» (район) с другой стороны, заключили соглашение, согласно которому, «поседение» передает, а «район» принимает осущестчление части полномочий «поселения» по решению вопросов местного значения. Отнесенных действующим законодательством к полномочиям «поселения» в границах территории «поселения».
В статье 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Частью 2 ст. 6 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в числе прочего размещение отходов производства и потребления.
Согласно ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Пункт 1 ст. 3.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления») допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Понятийным аппаратом ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
Действующим законодательством не предусмотрено понятие «ликвидация несанкционированной свалки». Вместе с тем, п. 5.17 ГОСТа 30772-2001 предусмотрено понятие «ликвидация отходов», под которым следует понимать деятельность, связанную с комплексом документированных организационно-технологических процедур по утилизации обезвреженных отходов и сбросов, для получения вторичного сырья, полезной продукции и/или уничтожения и захоронения неиспользуемых в настоящее время опасных и других отходов.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Указанные выше нормы возлагают обязанность следить за состоянием земельных участков и принимать меры по недопущению захламления отходами производства и потребления, независимо от того, кому принадлежат данные отходы и результатом чьей деятельности они являются. Отсутствие доказательств принадлежности отходов не освобождает землепользователей от обязанности по содержанию участка в надлежащем состоянии.
Согласно ст. 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
На основании ст. 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии с пп. 2 п.2 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзац 8 ст.42 Земельного Кодекса РФ).
Анализируя представленные доказательства, судом установлено, что место несанкционированного складирования отходов потребления расположено на земельном участке в границах населенного пункта поселок Мамырь Кежемского сельского поселения и относится к землям населенного пункта. Земельный участок расположен в географических границах координат: N 56034"43.0"" северной широты Е 102039"44.3"" восточной долготы (1 точка); N 56034"40.9"" северной широты Е 102039"46.3"" восточной долготы (2 точка); N 56034"40.7"" северной широты Е 102039"54.3"" восточной долготы (3 точка); N 56034"43.5"" северной широты Е 102039"53.1"" восточной долготы (4 точка).
Прокуратурой района по результатам осуществления надзорных функций в сфере природоохранного законодательства в рамках рассмотрения обращений жителей Кежемского сельского поселения, в деятельности администрации Кежемского сельского поселения (далее – Администрация) установлены нарушения требований закона, выразившиеся в несанкционированном размещении отходов потребления на земельном участке, расположенном на землях населенных пунктов в границах Кежемского сельского поселения.
По информации администрации муниципального образования «Братский район» место несанкционированного складирования отходов потребления расположено в границах населенного пункта поселок Мамырь Кежемского сельского поселения и относится к землям населенного пункта. Представленные сведения о границах места несанкционированного размещения отходов потребления подтверждаются обозначениями на карте градостроительного зонирования в составе утвержденных Думой Кежемского муниципального образования Правил землепользования и застройки Кежемского муниципального образования.
В ходе проверки не получено данных о предоставлении земельного участка, на котором размещены отходы потребления, в собственность или пользование физическим, юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям. Принадлежность отходов какому-либо собственнику установить не представилось возможным.
Период образования места несанкционированного размещения отходов потребления не установлен.
Таким образом, распоряжение земельным участком, расположенного в границах населенного пункта, входит в полномочия муниципального образования сельского поселения.
К вопросам местного значения Кежемского сельского поселения в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), п. 12 ст. 2 Закона Иркутской области от 03.11.2016 № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» (далее – Закон Иркутской области № 96-оз), п. 5.15 Приложения 12 к Закону Иркутской области № 96-ОЗ, пп. 5 п. 2 ст. 6 Устава Кежемского муниципального образования, относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (далее – ТКО).
Решение вопросов организации деятельности и участие в организации деятельности по сбору (в том числе по раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов предопределяет необходимость реализации органами местного самоуправления задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территорий своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению коммунальных и промышленных отходов.
Пунктом 6 ст.2 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21).
Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (п.2 ст.2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно пункту 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, собственник участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по проведению мероприятий по ликвидации несанкционированного складирования отходов потребления на земельных участках, относящихся к землям населенных пунктов, должна быть осуществлена органом местного самоуправления сельских поселений.
Судом установлено, что земельный участок, на котором расположены отходы потребления, находится в пользовании администрации Кежемского сельского поселения, при этом согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения.
Кроме того, обязанность по содержанию территории населенного пункта вытекает из положений, закрепленных, в том числе в Правилах благоустройства территории Кежемского муниципального образования, Устава Кежемского муниципального образования, Генеральной схеме очистки территории Кежемского сельского поселения.
Таким образом, из вышеназванных положений следует, что администрация поселения, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, принимает участие в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от отходов.
Несоблюдение требований законодательства приводит к нарушению интересов Российской Федерации, которые заключаются в неисполнении требования о соблюдении всеми без исключения Конституции РФ и законов, действующих на ее территории, что предусмотрено ст.4, ст.15 Конституции РФ.
Учитывая, установленные по делу обстоятельства в совокупности, что размещение отходов произведено на необорудованной для этих целей территории, что не исключает возможность загрязнения почвы и подземных грунтовых вод, а указанная выше территория, на которой складированы отходы, не является местом (объектом) размещения (хранения) отходов либо накопления отходов, суд приходит к выводу об обоснованности требований административного истца и об удовлетворении заявленного административного иска прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Кежемского сельского поселения о возложении обязанности ликвидировать место несанкционированного складирования отходов потребления (твердых коммунальных отходов) на площади 1,1 га, размещенное на земельном участке, расположенном на землях населенных пунктов Кежемского сельского поселения в географических границах координат:
- N 56034"43.0"" северной широты Е 102039"44.3"" восточной долготы (1 точка);
- N 56034"40.9"" северной широты Е 102039"46.3"" восточной долготы (2 точка);
- N 56034"40.7"" северной широты Е 102039"54.3"" восточной долготы (3 точка);
- N 56034"43.5"" северной широты Е 102039"53.1"" восточной долготы (4 точка).
Суд считает необходимым установить срок для устранения указанных нарушений не позднее 1 года со дня вынесения решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ 3823018305, ░░░░ 1053847044921) ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░ 1,1 ░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:
- N 56034"43.0"" ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 102039"44.3"" ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (1 ░░░░░);
- N 56034"40.9"" ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 102039"46.3"" ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (2 ░░░░░);
- N 56034"40.7"" ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 102039"54.3"" ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (3 ░░░░░);
- N 56034"43.5"" ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 102039"53.1"" ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (4 ░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 08.08.2023.