Дело 2а-819/2023
56RS0038-01-2023-000816-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2023 года с. Октябрьское
Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Кудряшовой О.В.,
при секретаре Умарханове Р.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к Васильеву Владимиру Николаевичу о восстановлении срока на обращение с иском, взыскании недоимки по налогам,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к Васильеву В.Н. о восстановлении срока на обращение с иском, взыскании недоимки по налогам, указав, что ответчик является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц. В связи с наличием недоимки по налогам, Инспекцией выставлены и направлены в адрес налогоплательщика требования № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, которые до настоящего времени не исполнены, задолженность перед бюджетом не погашена и составляет в общей сумме 87,70 руб. Считает, что поскольку Инспекцией одновременно заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, рассмотрение которого не предусмотрено в рамках приказного производства, административное дело подлежит рассмотрению в районном суде. Просит суд восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением к Васильеву В.Н. о взыскании недоимки по имущественным налогам на общую сумму 87,70 руб. Взыскать с административного ответчика Васильева В.Н. недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений – 79,00 руб., пени – 8,70 руб.
Представитель административного истца МИФНС России № по <адрес>, административный ответчик Васильев В.Н. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель административного истца в административном иске просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке, определенном ч. 2 ст. 289 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В силу данного конституционного предписания вводимый законодателем механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно - правомерный характер, связанной с их взиманием, деятельности уполномоченных органов и должностных лиц.
Согласно п. 1 ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно, налоги и (или) сборы.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 Налогового кодекса РФ).
Согласно ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога (признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Статьей 401 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно п. 1, 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктами 1,3,4 ст.75 Налогового кодекса РФ, пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Как следует из материалов дела, Васильев В.Н. является плательщиком налога на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в связи с чем, административному ответчику исчислен налог на имущество физических лиц в размере 87,70 руб.
В связи с тем, что Васильев В.Н. не уплатил налог на имущество физических лиц в установленный законом срок, ему в соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ была начислена пеня по налогу на имущество физических лиц – 8,70 руб.
Поскольку задолженность не была оплачена Васильевым В.Н., ему в соответствии со ст.70 Налогового кодекса РФ было направлены требования об уплате налогов и пени № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
В указанный в требовании срок задолженность в полном объеме административным ответчиком уплачена не была.
Сумма взыскиваемой задолженности по всем требованиям, не превышает 3000 рублей и составляет 87,70 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Пунктом 2 ст.48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей (в редакции с ДД.ММ.ГГГГ – 10000 рублей), налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Таким образом, налоговый орган должен обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования об уплате налога.
Срок исполнения требования № от ДД.ММ.ГГГГ установлен до ДД.ММ.ГГГГ, трехлетний срок исполнения требования № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, налоговый орган вправе был обратиться в суд в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения требования № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа не обращалась.
Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как следует из п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Учитывая вышеуказанные разъяснения, исковое заявление о взыскании налога, пени, могло быть предъявлено налоговым органом не позднее шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке, т.е. по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ.
Настоящее административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, срок обращения с настоящим иском в суд пропущен.
В соответствии с ч.1 ст.95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Разрешая заявленные требования административного истца о восстановлении процессуального срока на подачу административного искового заявления, суд приходит к следующему.
Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности контролирующего органа обратиться в суд за взысканием начисленных налога и пени в установленные законом сроки, суду не представлено.
При этом суд учитывает, что МИФНС России № по <адрес> является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
В соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии со ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска, в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований МИФНС России № по <адрес> в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 286, 290, 114 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░ 2023 ░░░░