Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-713/2023 ~ М-534/2023 от 14.08.2023

Дело № 2а-713/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2023 года                                               г. Красноперекопск

     Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи                                             Матюшенко М.В.,

при секретаре судебного заседания                                      ФИО3,

      рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Администрации Красноперекопского района Республики Крым к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по городу Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУФССП России по Республике Крым ФИО8., ОСП по г. Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУФССП России по Республике Крым, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым, о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя № №, освобождении от взыскания исполнительского сбора; заинтересованные лица – Красноперекопская межрайонная прокуратура Республики Крым, ОПДНиЗП Администрации Красноперекопского района Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, ФИО1,

                                                          установил:

      ДД.ММ.ГГГГ Администрация Красноперекопского района Республики Крым обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУФССП России по Республике Крым ФИО9 о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя № от ДД.ММ.ГГГГ, освобождении от взыскания исполнительского сбора.

       В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является должником в исполнительном производстве №-ИП, возбужденным судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа № ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Красноперекопским районным судом Республики Крым по гражданскому делу №. ДД.ММ.ГГГГ в рамках указанного исполнительного производства административным ответчиком было принято постановление № о взыскании с Администрации Красноперекопского района Республики Крым исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей. Административный истец считает, что постановление судебным приставом-исполнителем вынесено незаконно и подлежит отмене, а исполнительное производство подлежит прекращению по следующим основаниям. На основании соглашения, заключенного между Администрацией и <данные изъяты> Крым «О предоставлении субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования Красноперекопского района Республики Крым на предоставление 5 жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ было предложено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в муниципальном образовании Красноперекопский район Республики Крым, от которого она отказалась. ДД.ММ.ГГГГ подписан контракт №, согласно которому приобретено жилое помещение, которое будет предложено ФИО1 Поэтому административный истец полагает, что взыскание исполнительского сбора нарушает его права и законные интересы, просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУФССП по Республике Крым ФИО10. от ДД.ММ.ГГГГ № и освободить Администрацию Красноперекопского района Республики Крым от взыскания исполнительского сбора.

    Определением Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ к участию в рассмотрении данного дела в качестве соответчиков привлечены Отделение судебных приставов по г. Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУФССП России по Республике Крым, Главное управление федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым и г. Севастополю; в качестве заинтересованных лиц были привлечены – ФИО1, <данные изъяты>, <данные изъяты>.

       В судебное заседание представитель административного истца не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, на заявленных требованиях настаивает, представила копию заявления ФИО11., копию постановления об окончании исполнительного производства, копию договора найма специализированного жилого помещения.

      Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю ФИО12. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

      Представитель ответчика – ОСП по г. Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю ФИО4 в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, отказать в удовлетворении иска, также представил копию исполнительного производства №-ИП.

     Представитель административного ответчика ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю в судебное заседание не явился, извещался надлежаще, причины неявки суду неизвестны, ходатайств не представил.

      Представитель заинтересованного лица - <данные изъяты> ФИО5 в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие.

     Заинтересованное лицо ФИО1, представители заинтересованных лиц: <данные изъяты>, <данные изъяты> в судебное заседание не явились, были извещены, причины неявки суду неизвестны.

        На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, так как они извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

       Исследовав материалы дела, частично материалы гражданского дела №, суд находит административное заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

       Согласно статье 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

       Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

      Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

       Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, соблюдение порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствие содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

       Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий определяются Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

       В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

       Согласно ч.1 и ч.2 ст.6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

      В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

       Как следует из ч.11 ст.30 указанного Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

      Исходя из ч.12 данной правовой нормы, срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

       На основании п.13 ч.1 ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

      Положениями ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

       В силу ч.2 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

      Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.3 ст.112 данного Закона).

       В соответствии со ст. 105 указанного Закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

       Из содержания названных выше правовых норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

       Частями 6, 7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

      Суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

       Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в силу которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

       Таким образом, как считает суд, по смыслу приведённых норм права освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

      При этом вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

       Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

        При этом в названном Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

        Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

        Судом установлено, что решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № иск <данные изъяты> ФИО6 в интересах ФИО1 к <данные изъяты> удовлетворен, суд обязал <данные изъяты> предоставить ФИО1 благоустроенного жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений в муниципальном образовании Красноперекопский район Республики Крым общей площадью не менее 25 кв.м.

     Решение суда обжаловано, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

      В производстве отделения судебных приставов по г. Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУФССП России по Республике Крым находится исполнительное производство №-ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного ДД.ММ.ГГГГ Красноперекопским районным судом Республики Крым по делу № в отношении Администрации Красноперекопского района Республики Крым, и установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.

       Постановление о возбуждении исполнительного производства Администрацией Красноперекопского района Республики Крым было получено ДД.ММ.ГГГГ и не обжаловано.

      ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУФССП России по Республике Крым ФИО13. вынесено постановление о взыскании с должника Администрации Красноперекопского района Республики Крым исполнительского сбора в размере 50000,00 рублей, а также установлен должнику новый срок для исполнения требований исполнительного документа до ДД.ММ.ГГГГ.

      Копия постановления о взыскании исполнительского сбора получена истцом ДД.ММ.ГГГГ, административный истец обратился в суд с данным иском ДД.ММ.ГГГГ, т.е. без пропуска срока на обжалование постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора, установленного ч. 3 ст. 219 КАС РФ.

      Согласно копии заявления ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ, находящейся в материалах дела, она просит при проведении закупки жилого помещения предложить ей его на территории <адрес>, либо на территории <адрес> или <адрес>.

     ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Красноперекопского района Республики Крым и ФИО15. заключен договор найма специализированного жилого помещения.

       ДД.ММ.ГГГГ ФИО16 в ОСП по г. Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю подано заявление с просьбой прекратить исполнительное производство в части обязания администрации Красноперекопского района Республики Крым предоставить ей благоустроенное жилое помещение, поскольку решение исполнено в полном объеме, жилье предоставлено, претензий не имеет.

     Постановлением врио начальника ОСП по г. Красноперекопску и Красноперекопскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП окончено в связи с выполнением требований исполнительного документа в полном объеме.

    Исходя из положений части 1 статьи 218 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина, в данном случае права и интересы истца не были нарушены.

               Таким образом, суд, оценивая представленные доказательства сторонами в совокупности, считает, что действия судебного пристава-исполнителя отвечают требованиям Федерального Закона «Об исполнительном производстве» и, тем самым, требования истца в части заявленных требований о признании недействительным постановления ОСП по г. Красноперекопску и Красноперекопскому району от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора не подлежат удовлетворению.

      При этом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, представленные истцом доказательства, а также тот факт, что решение суда исполнено, суд полагает возможным удовлетворить требования административного истца об освобождении от взыскания исполнительного сбора в размере 50000,00 руб. по исполнительному производству №-ИП.

       На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180, 219, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

       ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░17., ░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

        ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) 00 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░18. № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░.

      ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

      ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

      ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░:                                               ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-713/2023 ~ М-534/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Администрация Красноперекопского района Республики Крым
Ответчики
ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю
Судебный пристав-исполнитель Пак И.Ю.
Отделение судебных приставов по г.Красноперекопску и Красноперекопскому району Управления федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым
Другие
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Николенко Дарья Владимировна
Сектор по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Красноперекопского района Республики Крым
Красноперекопская межрайонная прокуратура
Уманская (Ковальчук) Маргарита Григорьевна
Суд
Красноперекопский районный суд Республики Крым
Судья
Матюшенко Марина Владимировна
Дело на сайте суда
krasnoperekopskiy--krm.sudrf.ru
14.08.2023Регистрация административного искового заявления
14.08.2023Передача материалов судье
14.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
14.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2023Судебное заседание
19.09.2023Судебное заседание
19.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее