Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-328/2023 ~ М-203/2023 от 13.03.2023

УИД 11RS0016-01-2023-000334-26                      Дело № 2а-328/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 апреля 2023 года          с. Выльгорт

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Плесовской Н.В.,

при секретаре Трофимове Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бачкала А. Ю. к администрации сельского поселения «Выльгорт» о признании незаконным постановления, возложении обязанности внести изменение в постановление,

установил:

Бачкала А.Ю. обратился в суд с административным иском к администрации сельского поселения «Выльгорт» о признании незаконным пункта 1 постановления администрации сельского поселения «Выльгорт» от <дата> №, возложении обязанности на администрацию сельского поселения «Выльгорт» внести изменение в постановление, указав, что многоквартирный дом признан аварийным. В обоснование иска указано, что истец является собственником дома по адресу: <адрес>, дом состоит из двух квартир. Заключением межведомственной комиссии от <дата> и постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от <дата> № указанный дом признан непригодным для проживания. Однако данная формулировка препятствует реализации жилищных прав истца, так как не позволяет включить дом в программу переселения из аварийного жилья. Учитывая, что в настоящее время дом находится в аварийном состоянии, в нем невозможно проживать, в целях переселения дом необходимо признать аварийным.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация муниципального района «Сыктывдинский» и Лобанов Д.А.

В судебном заседании административный истец Бачкала А.Ю. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в иске. Заинтересованное лицо Лобанов Д.А. согласился с иском.

Представитель административного ответчика Рочев В.А. просил в удовлетворении административных исковых требований отказать, указав, что Бачкала А.Ю. при обращении в администрацию в 2013 году просил обследовать его половину дома (<адрес>) на предмет пригодности для постоянного проживания, по результатам обследования межведомственной комиссией жилое помещение признано непригодным для проживания, вопрос о признании жилого дома аварийным комиссией не разрешался, кроме того, указанный дом не является многоквартирным домом, в связи с чем не может быть признан аварийным.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального района «Сыктывдинский» Изъюрова Н.А. полагала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поддержала доводы письменных возражений.

Выслушав объяснения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчинённости лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Из содержания статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в их системном толковании следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными при условии, что они не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.

Установлено, что Бачкала А.Ю. принадлежит ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом с хозяйственными постройками площадью 80,8 кв.м, в т.ч. жилой – 39,5 кв.м, расположенный по адресу: Р. К., <адрес> (право собственности зарегистрировано в ЕГРН <дата> на основании договора дарения от <дата>). Сособственником жилого дома в ? доли в праве является Лобанов Д.А. Каждому собственнику принадлежит на праве собственности отдельный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно техническому паспорту на индивидуальный жилой дом, составленному по состоянию на <дата> (л.д.34-48), дом фактически разделен на две изолированные части, имеющие самостоятельные входы (<адрес>).

<дата> Бачкала А.Ю. обратился в администрацию сельского поселения «Выльгорт» с заявлением о проведении межведомственной комиссией обследования <адрес> на пригодность для проживания и признания дома ветхим или аварийным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата> №, приложив копии свидетельства о государственной регистрации права и технического паспорта на индивидуальный жилой дом (л.д.33).

В представленном акте обследования помещения от <дата> № (л.д.23) указано, что межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» № от <дата>, проведено обследование жилого помещения по адресу: <адрес>; при визуальном осмотре дома установлено, что состояние основных строительных конструкций: фундаментов, стен, перекрытий, полов, окон, крыши дома не соответствует своему функциональному назначению. Рекомендации комиссии – признать <адрес> жилом <адрес> жилым помещением не пригодным для проживания.

По результатам рассмотрения заявления Бачкала А.Ю., на основании указанного акта обследования межведомственная комиссия <дата> приняла заключение о признании <адрес> жилом <адрес> жилым помещением не пригодным для проживания.

На основании заключения межведомственной комиссии от <дата> постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от <дата> № жилое помещение (жилой дом), расположенное по адресу: <адрес>, непригодным для проживания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 1). Собственнику жилого помещения рекомендовано снести в 2015 году (пункт 2).

Письмом от <дата> №-Б вышеуказанные документы направлены в адрес Бачкала А.Ю. (л.д.21).

Установленные обстоятельства позволяют суду прийти к следующим выводам.

Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 47 " Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом " (далее – Положение).

На момент поступления в межведомственную комиссию и рассмотрения заявления Бачкала А.Ю. действовало Положение в редакции постановления Правительства РФ от <дата> N 31.

Настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 1).

В соответствии с Положением в указанной редакции оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции (п.п. 7, 42).

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения).

Согласно п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает в себя, в том числе, прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов (абз.2 п.44); определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям (абз.3 п.44).Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения, в том числе, заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае если в соответствии с абз. 3 п. 44 Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.45).

    Согласно пункту 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии. В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.

В силу пункта 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п.49).

Акт и заключение межведомственной комиссии от <дата>, а также оспариваемое постановление от <дата> приняты в соответствии с вышеуказанным порядком, содержат необходимые выводы по вышеуказанным вопросам.

Обследование проводилось в отношении жилого помещения (части дома, принадлежащей Бачкала А.Ю.), а не многоквартирного дома, соответственно, оспариваемое решение администрации от <дата> принято на основании заключения межведомственной комиссии, принявшей решение о признании жилого помещения не пригодным для проживания.

При этом, вопреки мнению административного истца, индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, не относится к многоквартирным домам, несмотря на указание в техпаспорте частей дома как <адрес> №.

В соответствии с пунктом 5 Положения, квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 Положения).

Заявляя требование об обязании внести изменения в постановление с указанием о признании многоквартирного дома аварийным, административный истец фактически требует от администрации вынести новое решение о признании дома аварийным без соблюдения процедуры, предусмотренной Положением, что недопустимо. Сам по себе факт состояния административного истца в очереди на улучшение жилищных условий по постановлению АСП «Выльгорт» от <дата> № не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления администрации от <дата>.

С учетом приведенных норм законодательства и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что администрацией соблюден порядок принятия оспариваемого решения, которое принято уполномоченным органом, с соблюдением установленной процедуры, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, нарушений прав административного истца не допущено, в связи с чем оснований для признания незаконным оспариваемого решения административного ответчика не имеется, как и оснований для возложения обязанности по устранению нарушенных прав административного истца.

    Кроме того, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока обращения в суд.

В силу статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1). Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.5). Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд (ч.6). Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Приведенным правовым нормам корреспондирует положение части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которому в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных этим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Административный истец в судебном заседании подтвердил, что копию оспариваемого постановления, как и копии акта и заключения межведомственной комиссии, он получил лично в администрации сельского поселения «Выльгорт» в июле 2013 года. Соответственно, о предполагаемом нарушении его прав, свобод и законных интересов административному истцу стало известно в июле 2013 года.

С данным административным иском Бачкала А.Ю. обратился в суд <дата>, то есть по истечении установленного ч.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ трехмесячного срока.

Уважительных причин пропуска срока для подачи иска в установленный срок административный истец не привел, лишь пояснил, что раньше был согласен с постановлением администрации, а сейчас полагает, что в него необходимо внести изменения для включения дома в республиканскую программу переселения.

Указанные административным истцом обстоятельства не свидетельствуют о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

Поскольку административным истцом не приведены доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших истцу своевременно обратиться в суд с данным административным иском, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин пропуска административным истцом установленного срока для обращения в суд, что также является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

С учетом изложенного, требования административного истца о признании незаконным пункта 1 постановления администрации сельского поселения «Выльгорт» от <дата> №, возложении обязанности на администрацию сельского поселения «Выльгорт» внести изменение в данное постановление удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░ <░░░░> №, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░>.

░░░░░                                      ░.░. ░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-328/2023 ~ М-203/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бачкала Алексей Юрьевич
Ответчики
Администрация СП "Выльгорт"
Другие
Администрация МР "Сыктывдиснкий" Республики Коми
Лобанов Дмитрий Андреевич
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Плесовская Наталья Валериевна
Дело на сайте суда
skdsud--komi.sudrf.ru
13.03.2023Регистрация административного искового заявления
13.03.2023Передача материалов судье
16.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
16.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.04.2023Предварительное судебное заседание
21.04.2023Судебное заседание
28.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее