Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3072/2023 от 04.04.2023

КОПИЯ

Решение в окончательной форме изготовлено 14 августа 2023 года

дело № 2а-3072/2023

66RS0001-01-2023-000858-08

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 июля 2023 года г. Екатеринбург

Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Парамоновой М.А.,

при секретаре Григорьевой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Захарова Александра Владимировича к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 10 ГУФСИН России по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконными действий (бездействия), взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Захаров А.В., отбывающий наказание в виде лишения свободы, 01 февраля 2023 года обратился в Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга с административным исковым заявлением к ГУФСИН России по Свердловской области, в котором просил признать незаконными действия ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Свердловской области, выразившиеся в ненадлежащем обеспечении материально-бытовых условий в ИУ в период с 20 сентября 2022 года по 03 октября 2022 года, взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в размере 25 000,00 руб., компенсацию морального вреда в размере 25 000,00 руб.

В обоснование требований указано, что 20 сентября 2022 года по прибытию в ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Свердловской области административный истец был размещен не в карантинное отделение, а в камеру ШИЗО, в связи с чем административный истец был лишен права на прогулку, просмотр телевизора, телефонного разговора.

Протокольным определением от 01 марта 2023 года с согласия административного истца судом произведена замена ненадлежащего административного ответчика ГУФСИН России по Свердловской области на надлежащего – ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Свердловской области.

Определением суда от 01 марта 2023 года административное дело передано по подсудности в Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.

Протокольным определением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 03 мая 2023 года к участию в деле привлечены в качестве административного ответчика ФСИН России, в качестве заинтересованного лица ГУФСИН России по Свердловской области.

Административный истец Захаров А.В., отбывающий наказание с 05 апреля 2023 года на момент рассмотрения административного дела по существу в ФКУ ИК-12 г. Каменск-Шахтинского ГУФСИН России по Ростовской области, о времени и месте судебного разбирательства извещен через администрацию исправительного учреждения своевременно надлежащим образом, каких-либо письменных ходатайств, дополнений не направил. Также не ходатайствовал о личном участии путем использования систем видеоконференц-связи.

Представители административных ответчиков ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России, представитель заинтересованного лица ГУФСИН России по Свердловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно надлежащим образом.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Свердловской области представил письменные возражения по заявленным требованиям, указывая на пропуск срока административным истцом на обращение в суд.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, руководствуясь статьями 150, 152, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело при данной явке в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1)

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 4).

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих и о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении должно отвечать требованиям, предусмотренным статьей 227 настоящего Кодекса (часть7).

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).

Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.

В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1).

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).

Из разъяснений, приведенных в пунктах 2, 13, 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Согласно части 1 статьи 1, части 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. К числу основных средств исправления осужденных относится установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим).

Как следует из материалов дела, Захаров А.В. был осужден приговором Серовского городского суда Свердловской области 16 июля 2008 года по статье 158 части 1 (4 эпизода), статье 158 части 2 пункта «в» (7 эпизодов) Уголовного кодекса Российской Федерации, по совокупности приговоров, окончательно назначено к отбытию 25 лет лишения свободы строго режима.

20 сентября 2022 года прибыл в ООБ № 2 при ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Свердловской области из ОБ-2 ФКУЗ МСЧ-66 г. Екатеринбурга ГУФСИН России по Свердловской области.

До этапирования в ООБ № 2 при ФКУ ИК-2 административный истец, являясь злостным нарушителем, содержался в строгих условиях в отряде № 9 (ОСУОН).

По прибытию осужденный был распределен в камеру № 3.

В административном иске Захаров А.В. указывает на ненадлежащие условия его содержания в период нахождения в ФКУ ИК-10 с 20 сентября 2022 года по 03 октября 2022 года, выразившиеся в отсутствии права на прогулки, просмотр телевизора, телефонных разговоров.

Приказом Минюста России от 04 июля 2022 года № 110 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее Правила).

Пунктами 314, 317, 318, 323, 327, 328 Правил установлено, что при поступлении в ИУ осужденные к лишению свободы осматриваются медицинским работником медицинской организации УИС с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих или нуждающихся в медицинской помощи, с обязательным проведением телесного осмотра, термометрии, антропометрии.

Во время приема осужденных к лишению свободы администрация ИУ проверяет наличие личных дел и устанавливает их принадлежность прибывшим осужденным к лишению свободы.

После идентификации прибывших в ИУ осужденных к лишению свободы по их личным делам они подвергаются личному обыску, а принадлежащие им вещи взвешиваются и досматриваются.

После личного обыска осужденные к лишению свободы проходят фотографирование, обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию и обязательную государственную геномную регистрацию (осужденные к лишению свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности) при отсутствии соответствующих материалов в личном деле, санитарную обработку, включая помывку, короткую стрижку волос на голове (для мужчин), короткую правку бороды и усов при их наличии, получают одежду и обувь установленного образца в соответствии с нормами вещевого довольствия и размещаются в карантинном отделении, где в суточный срок проводится их медицинский осмотр. В карантинном отделении осужденные к лишению свободы содержатся до 15 суток под медицинским наблюдением. При выявлении в карантинном отделении инфекционных больных они немедленно изолируются в медицинскую организацию УИС, в ИУ проводится комплекс противоэпидемических мероприятий. По возможности осужденные к лишению свободы, прибывшие в разные дни, размещаются отдельно друг от друга.

В карантинном отделении осужденным к лишению свободы предоставляется возможность читать книги, газеты и журналы, прослушивать радиопередачи, смотреть телепередачи в соответствии с утвержденным распорядком дня.

Решение о распределении осужденных к лишению свободы по отрядам (камерам) с учетом их личностных особенностей, состояния здоровья, последующего привлечения их к труду, необходимости получения ими общего образования, профессионального образования, их профессионального обучения принимается комиссией ИУ, возглавляемой начальником ИУ или лицом, его замещающим.

    Согласно пункту 51 Правил телевизоры, радиоприемники, DVD- и аудиопроигрыватели устанавливаются в местах коллективного пользования, определяемых администрацией ИУ. Просмотр телевизора осуществляется осужденными к лишению свободы в личное время с обеспечением возможности просмотра обязательных общедоступных телеканалов (при наличии технической возможности).

В соответствии с пунктом 400 Правил для осужденных к лишению свободы, содержащихся в ТПП, карантинном отделении ИУ, переведенных в строгие условия отбывания наказания, а также находящихся в ежегодном оплачиваемом отпуске без выезда из ИУ и размещенных в изолированных участках, составляется отдельный распорядок дня на основе примерного распорядка дня осужденных к лишению свободы в ИУ или примерного распорядка дня осужденных к лишению свободы в ВК, который утверждается приказом начальника ИУ или лица, его замещающего.

Пунктами 239,240, 246 Правил предусмотрено право осужденных к лишению свободы на телефонные разговоры, продолжительность каждого из которых не должна превышать 15 мину.

Телефонный разговор, в том числе с использованием систем видеосвязи (при наличии технической возможности), предоставляется начальником ИУ или лицом, его замещающим, либо уполномоченным им заместителем начальника ИУ, а в случаях их отсутствия (при наличии исключительных личных обстоятельств) - ДПНУ.

Телефонные разговоры предоставляются по письменному заявлению осужденного к лишению свободы или по заявлению, оформленному им с использованием информационного терминала (при его наличии и технической возможности), в течение пяти рабочих дней со дня его подписания начальником ИУ или лицом, его замещающим, за исключением случаев, когда у осужденного к лишению свободы отсутствуют денежные средства на лицевом счете или он отказался от телефонного разговора либо убыл из ИУ.

В заявлении указываются список телефонных номеров абонентов, их фамилии, имена, отчества (при наличии), адрес места жительства, а также язык, на котором будут вестись телефонные разговоры. Указанные заявления подаются осужденным к лишению свободы ежеквартально. Список телефонных номеров абонентов может быть изменен по заявлению осужденного к лишению свободы.

Осужденным к лишению свободы, находящимся в строгих условиях отбывания наказания, водворенным в ДИЗО, ШИЗО, а также переведенным в ПКТ, ЕПКТ и одиночные камеры в порядке взыскания, телефонный разговор может быть разрешен лишь при наличии исключительных личных обстоятельств

Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что доводы административного истца о том, что он, находясь в камере № 3, вместо карантинного помещения, не имел возможности осуществлять прогулки и просмотр телевизора в соответствии с установленным Распорядком дня для осужденных, помещенных в карантинное помещение, подтверждения не нашли, и в данном случае не свидетельствуют о нарушении каких-либо его прав и законных интересов.

Кроме того, отбывая наказание в строгих условиях, право на телефонные разговоры административному истцу предусмотрено только при наличии исключительных обстоятельств по его письменному заявлению. Вместе с тем доказательств того, что в период с 20 сентября 2022 года по 03 октября 2022 года у Захарова А.В. имелись исключительные обстоятельства, и он обращался с заявлением об организации телефонного разговора на имя начальника, суду не представлено. Судом таких обстоятельств также не установлено.

Таким образом, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий ФКУ ИК-10, выразившихся нарушении условий содержания в период с 20 сентября 2022 года по 03 октября 2022 года, поскольку административный истец не доказал нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми действиями, судом также не установлено каких-либо незаконных действий по нарушению прав административного истца по просмотру телевизора, предоставлению прогулок и осуществлению телефонного разговора. Как следствие, предусмотренных законом оснований для взыскания в пользу административного истца компенсации за нарушение условий содержания под стражей не имеется.

Также административным истцом в нарушение определения о подготовке от 07 апреля 2023 года не уточнена просительная часть административного иска, учитывая заявленные одновременно взаимоисключающие требования о компенсации за ненадлежащие условия содержания и компенсации морального вреда.

Также суд полагает обоснованными доводы представителя административного ответчика о пропуске административным истцом срока на обращение в суд в связи со следующим.

Согласно статье 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).

В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Как следует из материалов дела, оспариваемые административным истцом действия имели место в период с 20 сентября 2022 года по 03 октября 2022 года. Настоящий административный иск направлен в суд 01 марта 2023 года, то есть с пропуском установленного законом срока.

При этом каких-либо относимых и допустимых доказательств наличия уважительных причин, препятствующих Захарову А.В. обратиться в суд с настоящим административным иском в установленный срок, в материалы дела не представлено.

Ссылка административного истца на обращение с жалобой в прокуратуру и полученный ответ 08 декабря 2023 года, уважительной причиной пропуска срока для обращения в суд не является, как и не свидетельствует о наличии оснований, предусмотренных статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения заявленных требований Захарова А.В.

Таким образом, пропуск административным истцом срока обращения в суд и отсутствие оснований для признания причин пропуска срока уважительными в соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска.

В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 10 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░.

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-3072/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Захаров Александр Владимирович
Ответчики
ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Свердловской области
ФСИН России
Другие
ГУФСИН России по Свердловской области
Суд
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Парамонова Марина Анатольевна
Дело на сайте суда
chkalovsky--svd.sudrf.ru
04.04.2023Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
05.04.2023Передача материалов судье
07.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2023Судебное заседание
01.06.2023Судебное заседание
02.06.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
31.07.2023Судебное заседание
14.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2024Дело оформлено
30.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее