Именем Российской Федерации
г.Тамбов 19 сентября 2023 года
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе
судьи Воронцовой Е.С.,
при секретаре судебного заседания Шинкиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1442/2023 по административному иску заместителя прокурора Октябрьского района г.Тамбова в интересах инвалида II группы Бесперстовой Наталии Александровны к администрации г.Тамбова Тамбовской области о признании незаконным бездействия по обеспечению беспрепятственного доступа к многоквартирному дому,
УСТАНОВИЛ:
Бесперстова Н.А., *** г.р., является инвалидом II группы, зарегистрирована и проживает по адресу: ***А, ***.
Согласно индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида от *** ***.15.68/2018 (далее – ИПРА) Бесперстова Н.А. подлежит обеспечению с *** бессрочно кресло – коляской с ручным приводом (ширина сиденья 60 см., глубина сиденья 50 см., высота сиденья 45 см., высота спинки 50 см., высота подлокотника 27 см.).
Заместитель прокурора Октябрьского района г.Тамбова обратился с административным иском в суд, в котором указал, что прокурорская проверка показала, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: ***А, ***, оборудован пандусами. Однако, имеющееся в пользовании Бесперстовой Н.А. кресло - коляска по своим параметрам не подходит к этим пандусам. Кроме того, вход в подъезд имеет высокий порог, поперечная стенка (перегородка) при входе в подъезд, расположенная между входной дверью и лестничными ступенями подъезда, также мешает проезду технического средства реабилитации. Перепады уровней дорожного покрытия тротуара, ведущего к дому, подъезду, в котором проживает инвалид, не устранены (отсутствуют соответствующие пандусы, уклоны перекрытия). На участке дорожного покрытия перед крыльцом многоквартирного дома отсутствует рельефная (тактильная) плитка. Пандус, расположенный на крыльце дома, не имеет сплошной поверхности.
Таким образом, условия для беспрепятственного доступа к объекту инфраструктуры органом местного самоуправления не обеспечены.
По результатам проверки прокурором района в адрес главы администрации г.Тамбова внесено представление, в котором указано на необходимость проведения работ для обеспечения доступа инвалида к многоквартирному дому.
Несмотря на акт прокурорского реагирования, до настоящего времени действенные меры администрацией г.Тамбова Тамбовской области не приняты.
Заместитель прокурора считает, что подобного рода бездействие недопустимо и не соответствует государственной политике в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.
Нерешенность сложившейся проблемы может повлечь серьезные социально-экономические последствия в виде дестимуляции социальной активности Бесперстовой Н.А., которая негативно отразится на образовательном и культурном уровне инвалида, а также уровне и качестве ее жизни; высокой социальной значимости, вынужденной изоляции, осложняющей проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации и иные негативные последствия.
Заместитель прокурора в административном иске просит суд признать незаконным бездействие администрации г.Тамбова Тамбовской области по непринятию мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалида II группы Бесперстовой Н.А. к многоквартирному дому, расположенному по адресу: ***А, ***; обязать администрацию г.Тамбов Тамбовской области принять указанные меры.
В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского района г.Тамбова Беликова О.В. требования административного иска поддержала по изложенным в нем основаниям. Указала, что до настоящего времени нарушения не устранены.
Бесперстова Н.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель администрации г.Тамбова Тамбовской области, управления жилищной политики администрации г.Тамбова Тамбовской области по доверенности Коробанов А.Н. в судебном заседании возражал против требований прокурора, поскольку муниципальной программой г.Тамбова «Доступная среда», утвержденной постановлением администрации г.Тамбова от 23.11.2016 № 7114, не предусмотрено финансирование такого мероприятия, как создание инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, а также обеспечение приспособленности жилых помещений для их использования инвалидами (письменные возражения).
Заинтересованные лица – собственники помещений спорного многоквартирного дома Колпакова С.Е., Стрыгина В.П., Соболев А.Н., Соболева Л.В., Абрамов О.В., Костяев В.С. в судебном заседании просили разрешить требования административного иска на усмотрение суда.
Представители комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Тамбова Тамбовской области, ООО «Экоград», Министерства государственного жилищного, строительного и технического контроля (надзора) Тамбовской области, собственники помещений многоквартирного дома в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 5.1 ст. 2Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).
Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (п. 2Правил).
Согласнопп. «а» п. 4Правил обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения.
Пунктом 6Правил предусмотрено, что обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия, комиссия).
По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида (п. 12Правил). Данный акт должен содержать, в числе прочего, выводы комиссии о наличии или об отсутствии необходимости приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием (пп. «г»); выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием (пп. «д»).
По результатам проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) комиссия принимает решение: об экономической целесообразности или об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид (п. 17Правил).
Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или об отсутствии такой возможности (п. 18Правил). Данное заключение выносится на основании акта обследования, а также решения комиссии об экономической целесообразности или об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид (п.п. 19,20Правил).
Из материалов дела следует, что Бесперстова Н.А., *** г.р., является инвалидом II группы, зарегистрирована и проживает по адресу: ***А, ***.
Согласно ИПРА от *** ***.15.68/2018 Бесперстова Н.А. подлежит обеспечению с *** бессрочно кресло – коляской с ручным приводом (ширина сиденья 60 см., глубина сиденья 50 см., высота сиденья 45 см., высота спинки 50 см., высота подлокотника 27 см.).
Прокурорская проверка показала, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: ***А, ***, оборудован пандусами. Однако, имеющееся в пользовании Бесперстовой Н.А. кресло - коляска по своим параметрам не подходит к этим пандусам. Кроме того, вход в подъезд имеет высокий порог, поперечная стенка (перегородка) при входе в подъезд, расположенная между входной дверью и лестничными ступенями подъезда, также мешает проезду технического средства реабилитации. Перепады уровней дорожного покрытия тротуара, ведущего к дому, подъезду, в котором проживает инвалид, не устранены (отсутствуют соответствующие пандусы, уклоны перекрытия). На участке дорожного покрытия перед крыльцом многоквартирного дома отсутствует рельефная (тактильная) плитка. Пандус, расположенный на крыльце дома, не имеет сплошной поверхности (справки от 09.01.2023, 13.01.2023).
Данные сведения также подтверждаются имеющимся в деле фотоматериалом.
По результатам проверки прокурором района в адрес главы администрации г.Тамбова внесено представление от 13.01.2023, в котором указано на необходимость проведения работ для обеспечения доступа инвалида к многоквартирному дому.
На данный акт прокурорского реагирования администрацией г.Тамбова сообщено письмами о проделанной работе.
07.02.2023 муниципальной комиссией проведено обследование жилого помещения Бесперстовой Н.А., а также общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: ***А, *** составлен акт ***, согласно которому необходимо приспособление жилого помещения – *** указанного многоквартирного дома и общего имущества данного дома с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, так как фактические параметры жилого помещения и общего имущества не соответствуют действующим нормативам по постановлению Правительства Российской Федерации № 649
Техническая возможность для приспособления общего имущества дома, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий его доступности для инвалида имеется.
Решением комиссии от 21.04.2023 № 19 на основании акта № 26 принято решение об экономической целесообразности реконструкции дома.
В этом решении комиссия исходила из ориентировочной стоимости приспособления общего имущества многоквартирного дома в размере 335000 руб. (установка подъемного механизма типа INVA 440 с разборкой наружной стены здания с последующим переустройством оконного проема) и расчета средств на приобретение нового жилого помещения с учетом потребностей инвалида – 5 985000 руб.
В письмах администрацией г.Тамбова Тамбовской области также сообщено, что с учетом высокой степени дотационности бюджета муниципального образования городской округ- город Тамбова реализация мероприятий по приспособлению общего имущества многоквартирных домов для обеспечения доступности инвалидов станет возможной после разработки порядка субсидирования данных мероприятий и выделения субсидий на их реализацию.
В административном иске заместитель прокурора района указал, что до настоящего времени действенные меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалида к многоквартирному дому администрацией г.Тамбова Тамбовской области не приняты.
В этой связи бездействие администрации г.Тамбова Тамбовской области по указанному вопросу заместитель прокурора района считает незаконным.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд находит данную позицию по настоящему делу обоснованной, требования административного иска подлежащими удовлетворению.
В соответствии сост. 2Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ предусмотрено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силуч. 1 ст. 12Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Таким образом, из вышеприведенных правовых следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного пользования жилым помещением, а также доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.
Доводы администрации г.Тамбова Тамбовской области о том что, муниципальной программой г.Тамбова «Доступная среда», утвержденной постановлением администрации г.Тамбова от 23.11.2016 № 7114, не предусмотрено финансирование такого мероприятия, как создание инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, не освобождает от выполнения указанной выше обязанности.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации вОпределенииот 13.05.010 № 689-О-О, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренныхКонституциейРоссийской Федерации. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Согласноп. 26постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 "О некоторых вопросах применения судами положенийглавы 22Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации иглавы 24Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений.
Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.
Суд считает срок устранения нарушений определить в пять месяцев со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ II ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ II ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ***░, ***.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ II ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ***░, ***
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28.09.2023
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░