22RS0016-01-2022-000204-28
Дело № 2а-156/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 июня 2022 г. с.Волчиха
Волчихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Кизима И.С.,
при секретаре судебного заседания Ребенко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Перевозчиковой ФИО7 к Волчихинскому районному Совету народных депутатов о признании бездействия незаконным, возложении обязанности вынести решение о досрочном прекращении полномочий, компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Перевозчикова Е.А. обратилась в Волчихинский районный суд с административным исковым заявлением к Волчихинскому районному Совету народных депутатов о признании бездействия незаконным, возложении обязанности вынести решение о досрочном прекращении полномочий.
В обоснование требований административный истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ она была избрана депутатом Волчихинского районного Совета народных депутатов (ВРСНД). Согласно Устава Муниципального образования Волчихинский район Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ в ВРСНД избрано 17 депутатов. С 2018 по 2022 год из ВРСНД по разным причинам прекращены полномочия 5 депутатов. На ДД.ММ.ГГГГ ВРСНД состоит из 12 депутатов, в том числе с нею. ДД.ММ.ГГГГ во время очередной 36 сессии ВРСНД ею было подано заявление о досрочном прекращении полномочий по личным мотивам. В этот день ей было отказано в рассмотрении её заявления и принято решение о его рассмотрении на следующей сессии. ДД.ММ.ГГГГ очередная 37 сессия ВРСНД состоялась, но по причине отсутствия правомочного состава (кворума) её вопрос о досрочном прекращении полномочий не рассматривался. Ранее отсутствовали факты массовой неявки депутатов на сессию, что указывает на умышленное затягивание рассмотрения её вопроса о досрочном прекращении полномочий. Считает, что в соответствии с требованиями п.2,10 ч.10,11 ст.40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» её полномочия прекращены с ДД.ММ.ГГГГ и её права нарушены в результате незаконного бездействия ВРСНД.
Административный истец с учетом уточнения требований просит суд признать незаконным бездействие Волчихинского районного Совета народных депутатов, признать прекращение её полномочий с ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика вынести решение о досрочном прекращении её полномочий депутата с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
Определением суда к участию в деле были привлечены администрация Волчихинского района Алтайского края, прокуратура Волчихинского района Алтайского края.
Представитель прокуратуры в судебное заседание не явился, предоставив письменное заявление.
Суд, с учетом требований, предусмотренных ст.213 КАС РФ, с учетом мнения сторон посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствии заинтересованного лица.
Административный истец Перевозчикова Е.А. на удовлетворении уточненных требований настаивала, обстоятельства, указанные в исковом заявлении поддержала. Суду пояснила, что административном ответчиком нарушались требования законодательства и регламента при принятии решения по её заявлению о прекращении полномочий депутата от ДД.ММ.ГГГГ Трижды ответчик умышленно и демонстративно откладывал принятие соответствующего решения (14,21,ДД.ММ.ГГГГ). На неё оказывается моральное давление, её обсуждают, от чего она испытывает моральные страдания.
Представители административного ответчика Бауэр Е.В., Лукина Е.М. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований административного истца, ссылаясь на отсутствие нарушений законодательства со стороны административного ответчика. Права, свободы и законные интересы Перевозчиковой Е.А. ответчиком не нарушены.
Суд выслушав административного истца, представителей административного ответчика, исследовав материалы дела, считает необходимым производство пор делу прекратить по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и судом установлено не было.
В соответствии с положениями статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию (пункт 2 части 10).
Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (часть 11).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ депутат Перевозчикова Е.А. подала заявление на имя председателя Волчихинского районного Совета народных депутатов с просьбой вывести из состава депутатов Волчихинского районного Совета народных депутатов по личным мотивам. Заявление поступило на 35 очередной сессии Совета в разделе «разное». Было принято решение о разрешении данного вопроса на следующей сессии Совета народных депутатов.
ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> Советом народных депутатов вынесено распоряжение о подготовке и проведении очередной 36 сессии ДД.ММ.ГГГГ
Очередная 36 сессия <адрес> Совета народных депутатов, запланированная на ДД.ММ.ГГГГ не состоялась. По данным регистрации на сессию прибыло 5 депутатов из 12, что составляло менее 50% от числа избранных депутатов.
ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> Советом народных депутатов вынесено распоряжение о подготовке и проведении очередной 36 сессии ДД.ММ.ГГГГ
Очередная 36 сессия <адрес> Совета народных депутатов, запланированная на ДД.ММ.ГГГГ не состоялась. По данным регистрации на сессию прибыло 4 депутата из 12, что составляло менее 50% от числа избранных депутатов.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Советом народных депутатов вынесено распоряжение о проведении открытого голосования посредством опроса депутатов ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Советом народных депутатов вынесено распоряжение о подготовке и проведении очередной 36 сессии ДД.ММ.ГГГГ
<адрес> Советом народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № досрочно прекращены полномочия депутата Перевозчиковой Е.А.
В соответствии с п.1,3,5,6 ст.23 Устава муниципального образования Волчихинский район Алтайского края основной формой деятельности районного Совета народных депутатов является сессия. Очередные сессии созываются не реже одного раза в три месяца. Сессия правомочна, если на ней присутствуют не менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Порядок созыва и проведения сессий районного Совета народных депутатов устанавливается Регламентом районного Совета народных депутатов, утверждаемым решением районного Совета народных депутатов.
Вышеуказанные заседания Волчихинского районного Совета народных депутатов были проведены в соответствии с п.1,2,3,4,7,9 ст.16 Регламентом районного Совета народных депутатов, утвержденного решением Волчихинского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №.
Противоречащим положениям федерального законодательства административным истцом приводится довод о том, что полномочия депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются по истечении 30 дней со дня подачи заявления о досрочном прекращении полномочий депутата. Поскольку принятие представительным органом местного самоуправления решения о досрочном прекращении полномочий депутата, в том числе по его собственному желанию, является необходимой и обязательной, не зависящей от волеизъявления самого депутата или иных лиц, процедурой, предусмотренной частью 11 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, сама по себе подача такого заявления депутатом не может являться моментом признания депутатских полномочий прекращенными, а указанный в данной правовой норме тридцатидневный срок, установленный для принятия представительным органом муниципального образования соответствующего решения, по его истечении признавать полномочия депутата прекращенными не может.
Таким образом, суд пришел к выводу об отсутствии бездействия органа местного самоуправления, нарушающего права административного истца, поскольку заявление депутата Перевозчиковой Е.А. было рассмотрено Волчихинским районным Советом народных депутатов в соответствии с нормами федерального законодательства и муниципальных нормативных правовых актов.
Кроме того, суд принимает во внимание, что административным истцом ни в административном исковом заявлении, а также в судебном заседании не приведены доводы о нарушении каких-либо прав и свобод, за защитой которых она обратилась в суд, и не представлены какие-либо подтверждающие доказательства. Вместе с тем факт нарушения прав административного истца является обязательным условием для удовлетворения заявления и в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Согласно части 2 статьи 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Аналогичные положения содержатся в части 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Принимая во внимание, что административным ответчиком принято решение по её заявлению от ДД.ММ.ГГГГ и перестало затрагивать права истца, суд считает необходимым производство по делу прекратить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194,225 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░7 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░