№ 2а-1261/2024 (2а-13086/2023)
УИД 03RS0003-01-2023-007036-15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Уфа 18 января 2024 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Вахитовой Э.Р.,
при секретаре Колесниковой Э.М.,
представителя заинтересованного лица Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Зариповой Г.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чернышовой Яны Вячеславовны к ГУФССП России по Республике Башкортостан, начальнику отдела главному судебному приставу Специализированного отделения судебных приставов по Республике Башкортостан Ильбакову З.И., ведущему судебному приставу-исполнителю Специализированного отделения судебных приставов по Республике Башкортостан Шариповой Г.Ф., Специализированному отделению судебных приставов по Республике Башкортостан, Главному Межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя,
установил:
административный истец Чернышова Я.В. обратилась в суд с названным административным иском, в обоснование ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ истцом получена копия постановления судебного пристава-исполнителя Шариповой Г.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ об окончании исполнительного производства №-ИП. Полагает вынесенное постановление незаконным, поскольку в постановлении отсутствуют вопросы, по которым выносится постановление, отсутствуют мотивы и основания принятого решения со ссылкой на федеральные законы или иные нормативные акты, отсутствует подпись должностного лица, бумажная копия документа в электронном виде не заверена надлежащим образом. Кроме того, в нарушение требований ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановление об окончании исполнительного производства направлено на второй день после его вынесения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит суд признать постановление от ДД.ММ.ГГГГ об окончании исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное судебным приставом-исполнителем Шариповой Г.Ф. незаконным и отменить его; признать незаконным направление заявителю постановления об окончании исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ на второй день после его вынесения; обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем составления и направления заявителю постановления, отвечающего требованиям, установленным Федеральным законодательством Российской Федерации, указав разумный срок совершения таких действий.
Представитель заинтересованного лица Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Зарипова Г.К. в удовлетворении административного иска просила отказать, поддержав доводы письменного возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя заинтересованного лица Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно статье 2 Федеральный закон от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу статьи 4 указанного Федерального закона исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, а также соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ч.ч. 2, 2.1 ст. 14 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны:
1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес;
2) дата вынесения постановления;
3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;
4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;
5) вопрос, по которому выносится постановление;
6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты;
7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
8) порядок обжалования постановления. Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг), а также с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия лицам, участвующим в исполнительном производстве, информационные системы которых подключены к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, обеспечивающими фиксирование фактов получения, неполучения либо отказа в получении указанного постановления.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что в производстве МО по ИОИП ГУФССП России по РБ (в настоящее время - Специализированное отделение судебных приставов по Республике Башкортостан) находилось исполнительное производство №, возбужденное постановлением судебного пристава-исполнителя Шариповой Г.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Демским районным судом г. Уфы Республики Башкортостан по делу №, в отношении должника министра земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Полянской Н.Ю. в пользу взыскателя Чернышовой Я.В., предмет исполнения: обязать министра земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Полянскую Н.Ю. устранить нарушение прав Чернышовой Я.В. предоставлением в 15-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу ответа на обращения Чернышовой Я.В. (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, исх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в адрес судебного пристава-исполнителя Шариповой Г.Ф. поступило письмо от ДД.ММ.ГГГГ о приобщении копии ответа, данного Чернышовой Я.В. во исполнение решения Демского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан по делу №, направленный Чернышовой Я.В. по электронной почте и посредством почтовой связи.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя Шариповой Г.Ф. исполнительное производство №-ИП окончено в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», то есть в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
Обращаясь в суд с административным иском, административный истец указал, что указанное постановление судебного пристава-исполнителя Шариповой Г.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ об окончании исполнительного производства является незаконным, поскольку в постановлении отсутствуют вопросы, по которым выносится постановление, отсутствуют мотивы и основания принятого решения со ссылкой на федеральные законы или иные нормативные акты, отсутствует подпись должностного лица, бумажная копия документа в электронном виде не заверена надлежащим образом. Кроме того, в нарушение требований ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановление об окончании исполнительного производства направлено на второй день после его вынесения.
Из постановления судебного пристава-исполнителя Шариповой Г.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ об окончании исполнительного производства усматривается, что оно получено взыскателем Чернышовой Я.В. в виде электронного документа, подписанного электронной подписью судебного пристава-исполнителя Шариповой Г.Ф.
В соответствии с разделом II Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной приказом ФССП России от 10.12.2010 г. № 682 (далее Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов), электронный документ - электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе (электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Общие требования по оформлению документов службой судебных приставов регламентированы разделом III Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов. Так, согласно п. 3.1.2 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, документы в Службе оформляются на бланках установленной формы, на стандартных листах бумаги форматов A4 (210 x 297 мм), A5 (148 x 210 мм) или в форме электронных документов и должны иметь установленный состав реквизитов с определенным их расположением и оформлением. При подготовке электронных документов в Службе используются электронные шаблоны бланков документов. Бланки (электронные шаблоны бланков) Службы имеют обязательные реквизиты, расположенные в порядке, установленном ГОСТ Р 6.30-2003.
В соответствии с пп. 8, 9 п. 3.3.3.12 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, электронные документы Службы имеют все реквизиты, обязательные для аналогичных документов на бумажном носителе, за исключением изображения Государственного герба Российской Федерации. Для обеспечения восприятия электронного документа человеком пользователи АИС ФССП России (участники процесса электронного документооборота ФССП России) используют печатную форму электронного документа, создаваемую с использованием электронных вычислительных машин. Печатная форма электронного документа содержит все его реквизиты без исключения с воспроизведением их значений. В случае формирования печатной формы электронного документа для ее направления адресатам, не относящимся к структуре ФССП России, осуществляется проверка электронной подписи, в том числе в автоматическом режиме. Результат проверки электронной подписи указывается на печатной форме электронного документа и заверяется лицом, ее сформировавшим. Заверение печатной формы может не осуществляться в случае формирования печатной формы подразделением ФГУП "Почта России" при оказании Службе услуги по рассылке почтовых отправлений в форме электронных документов.
Таким образом, действительно, анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов предусмотрено, что при направлении печатной формы электронного документа результат проверки электронной подписи указывается на печатной форме электронного документа и заверяется лицом, ее сформировавшим, в случае направления не с формированием печатной формы подразделением ФГУП "Почта России".
В то же время исходя из анализа ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», раздела II Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, электронная подпись лица является аналогом собственноручной подписи.
Оснований сомневаться в подлинности документа, подписанного электронной подписью судебного пристава-исполнителя, являющейся аналогом собственноручной подписи, и поступившей непосредственно из Службы судебных приставов посредством почтовой связи, не имеется, несмотря на несоблюдение судебным приставом-исполнителем в полной мере Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов.
В части доводов административного истца об отсутствии в оспариваемом постановлении вопросов, по которым выносится постановление, отсутствии мотивов и оснований принятого решения со ссылкой на федеральные законы или иные нормативные акты, суд приходит к следующему.
Как видно из установочной части постановления от ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель сослалась на положение ст. 6, ст. 14, п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Таким образом, из постановления следует вывод, что основанием для окончания исполнительного производства послужило фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются, в том числе, взыскателю и должнику.
Согласно почтовому штампу на конверте (л.д. 7), копия постановления от ДД.ММ.ГГГГ направлена взыскателю ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 4.8.1 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, отправку исходящих документов производит экспедиция подразделения документационного обеспечения центрального аппарата (аппарата управления, структурного подразделения территориального органа) Службы. Документы, исполненные на бумажном носителе, передаются в экспедицию для отправки уполномоченным работником группы регистрации исходящих документов подразделения документационного обеспечения или работником, ответственным за делопроизводство в структурном подразделении, или исполнителем по реестрам установленного образца.
Согласно п. 4.8.2 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, документы подлежат отправке в день их регистрации или на следующий рабочий день.
Таким образом, в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, судебный пристав-исполнитель Шарипова Г.Ф. передала постановление для отправки взыскателю Чернышовой Я.В. в экспедицию, которая, в свою очередь, направила в срок не позднее следующего рабочего дня почтовое отправление в адрес получателя корреспонденции.
Согласно п. 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату направляется должнику постановление о возбуждении исполнительного производства. По решению уполномоченных должностных лиц Службы регистрируемыми почтовыми отправлениями, в том числе с уведомлением о вручении адресату, могут направляться иные документы.
Таким образом, направление копии постановления от ДД.ММ.ГГГГ об окончании исполнительного производства не нарушает требования Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов. Кроме того, почтовое отправление своевременно получено адресатом, в связи с чем нарушений прав административного истца не усматривается.
Действия (бездействие), решение могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из норм действующего законодательства, административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица, судебная защита имеет целью восстановление нарушенного права административного истца, и целью судебной защиты в порядке административного судопроизводства является восстановление нарушенного или оспариваемого права, а не формальная констатация факта несоответствия оспариваемого решения, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица.
Из материалов дела не усматривается, каким образом нарушаются права и законные интересы административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении административного иска Чернышовой Я.В.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 218 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.