УИД 66RS0015-01-2024-000478-34 Дело № 2а-546/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2024 года г. Асбест
Асбестовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Юровой А.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 29 по Свердловской области к Черепанову В. А. о взыскании задолженности по налогам и пеням,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 29 по Свердловской области (далее Межрайонная ИФНС России № 29 по Свердловской области) 16.02.2024 обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Черепанову В.А. о взыскании задолженности по налогам и пеням, указав в обоснование иска о том, что административный ответчик имеет задолженность налога на имущество физических лиц, пени в общей сумме 431,63 руб.
В связи с выявленной задолженностью административному ответчику направлены требования об уплате налога и пени *Номер* от 14.03.2017, *Номер* от 02.07.2019.
Административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. 21.06.2023 мировым судьей судебного участка № 4 Асбестовского судебного района Свердловской области был вынесен судебный приказ, который отменен 07.09.2023.
Требование об уплате налогов и пени до настоящего времени административным ответчиком не исполнено, в связи с чем, административный истец просит взыскать с административного ответчика Черепанова В.А. задолженность в размере 431,63 руб., а именно:
- налога на имущество физических лиц за 2015 год: налог по сроку уплаты 01.12.2016 в размере 184,00 руб., пени за пропуск срока его уплаты за период с 02.12.2016 по 13.03.2017 в размере 6,26 руб.;
- налога на имущество физических лиц за 2017 год: налог по сроку уплаты 03.12.2018 в размере 229,00 руб., пени за пропуск срока его уплаты за период с 04.12.2018 по 01.07.2019 в размере 12,37 руб.;
Кроме того, административный истец просит взыскать с административного ответчика Черепанова В.А. государственную пошлину.
В соответствии со ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходя из цены иска менее 20 000 рублей, административное дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик Черепанов В.А. предоставил суду заявление о несогласии исковым заявлением.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п.п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу положений ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы, предъявлять в суды административные иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов.
На основании ч. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со статьей 400 НК РФ плательщиками налога на имущество физических лиц, признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц на основании ст. 404 НК РФ определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы. В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику.
Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.
Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признан год (ст. 405 НК РФ).
В соответствии с п. 4. ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Административный ответчик Черепанов В.А., согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной регистрационной службы по Свердловской области имел на праве собственности налогооблагаемое имущество: квартиру, расположенную по адресу: *Адрес*, дата регистрации права *Дата*, дата прекращения права собственности - 08.02.2018.
В соответствии с Решением думы Асбестовского городского округа Свердловской области от 27.11.2014 № 54/1 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Асбестовского городского округа», установившим ставку налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентарной стоимости.
Налог на имущество за 2015 год начислен в размере 184,00 руб. Расчет налога на имущество указан в налоговом уведомлении *Номер* от 25.08.2016 /л.д. 16/.
Налог на имущество за 2017 год начислен в размере 229,00 руб. Расчет налога на имущество указан в налоговом уведомлении *Номер* от 04.07.2018 /л.д. 21/.
В соответствии со ст. 75 НК РФ административному ответчику начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате залогов (взносов), начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога, по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Сумма пени по налогу на имущество за период с 02.12.2016 по 13.03.2017 составила 6,26 руб., за период с 04.12.2018 по 01.07.2019 составила 12,37 руб.
Как следует из материалов дела, административному ответчику направлены налоговые уведомления за 2015 год *Номер* от 25.08.2016, за 2017 год *Номер* от 04.07.2018 /л.д. 16, 21/.
В связи с выявленной задолженностью административному ответчику направлены требования об уплате налога и пени *Номер* от 14.03.2017, *Номер* от 02.07.2019 /л.д. 13,18/.
Как указывает административный истец, указанные требования об уплате налога и пени до настоящего времени не исполнены.
Поскольку требования административным ответчиком в добровольном порядке не исполнены, Межрайонная ИФНС России № 29 по Свердловской области обратилась к мировому судье судебного участка № 4 Асбестовского судебного района Свердловской области с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены – в суд с указанным административным иском.
Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд, а также рассматривая по существу заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи искового заявления, суд приходит к следующему.
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п. 1 ст. 48 НК РФ).
По общему правилу, в силу п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату выставления требований), заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
В то же время, согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ (в ред. от 28.12.2016), требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Абзацем 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительным причинам срок на обращение в суд может быть восстановлен судом. Указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.
Из материалов дела следует, что Межрайонная ИФНС № 29 по Свердловской области 20.06.2023 обратилась к мировому судье судебного участка №4 Асбестовского судебного района Свердловской области с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении должника Черепанова В.А.
21.06.2023 мировым судьей судебного участка №2 Асбестовского судебного района Свердловской области вынесен судебный приказ по вышеназванному заявлению, который отменен 07.09.2023 в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.
16.04.2024 административный истец направил в Асбестовский городской суд административное исковое заявление.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса РФ», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, а в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Таким образом, срок на обращение в суд с заявлением, указанный в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, по требованию *Номер* от 14.03.2017 со сроком уплаты до 12.05.2017 истек 12.11.2020, по требованию *Номер* от 02.07.2019 со сроком уплаты 10.09.2019 истек 10.09.2022. При этом, к мировому судье с заявлением о внесении судебного приказа административный истец обратился лишь 20.03.2023, то есть с пропуском срока, установленного НК РФ.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины в силу положений названных норм является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
При этом, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Кроме того, лицо, ходатайствующее о восстановлении пропущенного срока, в соответствии с требованиями части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должно не только указать причины его пропуска, но и представить доказательства невозможности совершить соответствующее процессуальное действие в установленный срок.
Соответствующие доказательства невозможности совершить процессуальное действие в установленный срок административным истцом не представлены.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что никаких уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции в предусмотренный законом срок обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, не имелось. Причины организационного и административного характера, вызвавшие пропуск срока обращения в суд, не могут быть признаны уважительными, поскольку не являются исключительными, препятствующими своевременному обращению в суд с заявлением о вынесении судебного приказа в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов, поскольку именно осуществление такой деятельности является одной из основных задач налоговых органов (статьи 32, 33 НК РФ). У административного истца имелась реальная возможность обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в установленные законом сроки.
Таким образом, несоблюдение МИФНС № 29 по Свердловской области установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 29 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 6683000011) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░ *░░░░░*) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 310 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░