Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2022 года
66RS0004-01-2022-005205-81
Дело № 2а-5064/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 16 сентября 2022 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Каломасовой Л.С., при секретаре судебного заседания Афонасьевой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Екатеринбурга к Ковалеву Александру Александровичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ковалеву А.А. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2020 год в размере 94400 руб. 00 коп.
В обоснование административного искового заявления административный истец указал, что административный ответчик является плательщиком земельного налога, обязан уплачивать своевременно и в полном объеме указанный вид налога. До настоящего времени недоимка по налогам административным ответчиком не оплачена.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о дне, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Административный ответчик Ковалев А.А. в судебном заседании исковые требования просил оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Заслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии со ст.ст. 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.
Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В связи с отсутствием со стороны налогоплательщика добровольной уплаты обязательных налоговых платежей, административный истец обратился в суд с административным иском о взыскании налоговой недоимки за 2020 год.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об их уплате вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При этом абзацем 1 пункта 3 указанной статьи предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового заявления не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Согласно пунктам 4,6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу пункта 6 ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Таким образом, в силу приведенных выше правовых норм, шестимесячный срок на обращение в суд с требованием о взыскании недоимки за 2020 год следует исчислять с даты окончания срока для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанной в требовании № от <//>, то есть с <//>.
Шестимесячный срок на обращение в суд с требованием о взыскании задолженности по уплате налога истекал <//>. Заявление о вынесении судебного приказа поступило на судебный участок № Ленинского судебного района г. Екатеринбурга в феврале 2022 года, судебный приказ о взыскании недоимки вынесен <//>, однако определением мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района г. Екатеринбурга от <//> судебный приказ отменен на основании поступивших возражений должника.
Настоящее административное исковое заявление поступило в суд <//> в установленный законом шестимесячный срок, таким образом, суд приходит к выводу о том, что срок на обращение в суд административным истцом не пропущен.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога на основании абз. 3 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для направления физическому лицу требования об уплате налога в соответствии со ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.1,2 ст.388 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.
Согласно ч.1 ст.389 Налогового Кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения: земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; земельные участки из состава земель лесного фонда; земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
В соответствии со ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из искового заявления, административный ответчик в спорный период имел право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на 18 земельных участков:
- кадастровый №, расположенный по адресу <адрес>, участок №, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства; дата регистрации права <//>;
- кадастровый №, расположенный по адресу <адрес>, участок №, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства; дата регистрации права <//>;
- кадастровый №, расположенный по адресу <адрес>, участок №, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства; дата регистрации права <//>;
- кадастровый №, расположенный по адресу <адрес>, участок №, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства; дата регистрации права <//>;
- кадастровый №, расположенный по адресу <адрес>, участок №, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства; дата регистрации права <//>;
- кадастровый №, расположенный по адресу <адрес>, участок №, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства; дата регистрации права <//>;
- кадастровый №, расположенный по адресу <адрес>, участок №, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства; дата регистрации права <//>;
- кадастровый №, расположенный по адресу <адрес>, участок №, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства; дата регистрации права <//>;
- кадастровый №, расположенный по адресу <адрес>, участок №, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства; дата регистрации права <//>;
- кадастровый №, расположенный по адресу <адрес>, участок №, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства; дата регистрации права <//>;
- кадастровый №, расположенный по адресу <адрес>, участок №, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства; дата регистрации права <//>;
- кадастровый №, расположенный по адресу <адрес>, участок №, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства; дата регистрации права <//>;
- кадастровый №, расположенный по адресу <адрес>, участок №, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства; дата регистрации права <//>;
- кадастровый №, расположенный по адресу <адрес>, участок №, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства; дата регистрации права <//>;
- кадастровый №, расположенный по адресу <адрес>, участок №, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства; дата регистрации права <//>;
- кадастровый №, расположенный по адресу <адрес>, участок №, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства; дата регистрации права <//>;
- кадастровый №, расположенный по адресу <адрес>, участок №, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства; дата регистрации права <//>;
- кадастровый №, расположенный по адресу <адрес>, участок №, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения объектов индивидуального жилищного строительства; дата регистрации права <//>.
Из системного толкования положений пункта 1 статьи 391 и пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом Ковалеву А.А. был начислен земельный налог за 2020 год, исхода из налоговой ставки 1,5%.
27 сентября 2021 года в адрес Ковалева А.А. посредством размещения в личном кабинете налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от 01 сентября 2020 года № 418171158 со сроком уплаты до 01 декабря 2021 года.
В связи с неисполнением обязанности по уплате земельного налога Ковалевым А.А. на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в его адрес также посредством личного кабинета налогоплательщика 2020 было направлено требование от 15 декабря 2021 года № 74925 об уплате задолженности по земельному налогу за годы и пени, сроком добровольного исполнения до 18 января 2022 года.
Между тем, решением Думы Полевского городского округа пятого созыва от 30 октября 2014 года № 212 «О введении на территории Полевского городского округа земельного налога» установлена налоговая ставка земельного налога - 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; а также 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
При этом в ходе рассмотрения данного дела Ковалевым А.А. суду были представлены доказательства частичной уплаты земельного налога, а именно: 11 октября 2021 года в размере 18 880 руб.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что отсутствуют основания для начисления административному ответчику земельного налога исходя из ставки 1,5% по следующим основаниям.
Из положений подпункта 1 пункта 1 и подпункта 2 пункта 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в спорны; период) следует, что налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербург и Севастополя) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков: занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Аналогичные ставки по земельному налогу установлены и Решением Думы Полевского городского округа пятого созыва от <//> № «О введении на территории Полевского городского округа земельного налога» в редакции, действующей в спорный период (пункт 6). При этом, с <//> законодателем в статью 394 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, в силу которых ставка 0,3% не применяется в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности. Аналогичные изменения внесены и в вышеуказанное Решение Думы Полевского городского округа пятого созыва от <//> №.
Таким образом, с <//> законодателем предусмотрена возможность применения повышающей ставки, если будет установлено, что земельные участки используются в предпринимательской деятельности. Ранее действующее законодательство в отношении земельных участков для жилищного строительства таких исключений не содержало.
Сам факт того, что административный ответчик является долевым собственником 18 земельных участков, не является безусловным доказательством, свидетельствующим о предпринимательской цели приобретения земельных участков. Последовательно отрицает такие цели использования земельных участков и сам административный ответчик. Такие доводы Ковалева А.А. налоговым органом опровергнуты не были, доказательства правомерности применения в данном случае налоговой ставки равной 1,5% за спорный период истцом не представлено.
При этом суд отмечает, что из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 08 ноября 2018 года № 2725-0, Верховного Суда Российской Федерации, выраженных в определениях от 18 мая 2015 года № 305-КГ14-9101, от 15 января 2018 года № 305-КГ17-20424, от 20 июня 2018 года № 301-КГ18-7425, следует, что при оценке возможности применения пониженной ставки земельного налога не может не учитываться целевое назначение земельного участка и правовой статус его собственника.
Исходя из указанных выше положений закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, сам факт того, что физическое лицо имеет множество земельных участков, не является безусловным основанием для применения к налогоплательщику повышенной налоговой ставки, поскольку основополагающим является использование земельных участков в предпринимательской деятельности.
В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, 18 спорных земельных участков, принадлежащих на праве долевой собственности Ковалеву А.А., относятся к землям населенных пунктов; вид разрешенного использования для размещения объектов индивидуального жилищного строительства.
В материалах административного дела отсутствуют доказательства того, что административный ответчик в 2020 году использовал земельные участки в целях предпринимательской деятельности.
Достоверных и допустимых доказательств использования налогоплательщиком в спорный период земельных участков в предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли не представлено.
При таких обстоятельствах, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации оснований для применения налоговой ставки - 1,5%, не имеется. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что земельный налог за спорные периоды подлежит исчислению исходя из налоговой ставки 0,3%.
В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным ответчиком в судебном заседании представлены доказательства добровольной уплаты задолженности по земельному налогу за 2020 год, исчисленного с применением налоговой ставки в размере 0,3%, а поэтому требования о взыскании задолженности не подлежат удовлетворению
Согласно статье 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку оснований для удовлетворения исковых требований судом не установлено, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░